Урок по ОРКСЭ модуль Основы светской этики по теме Нравственный поступок


Основы религиозной культуры и светской этики.
Модуль «Основы светской этики»
Работа учителя начальных классов
МБОУ Покровская СОШ№3
Файзуллиной Ларисы Альбертовны
Урок 21
Тема: Нравственный поступок
Цели: формирование представления о нравственном поступке; совершенствовать умение оценивать поступки людей; развивать навык осознания межличностных отношений в интерпретации поступков.
Применяемые технология: технология развития критического мышления.
Планируемые результаты:
предметные: научатся выделять признаки нравственного поступка, давать оценку поступкам людей с позиции нравственности;
метапредметные: регулятивные – научат выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
познавательные- читать простое схематическое изображение;
коммуникативные- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.
Организация и содержание урока.
Стадия вызова
- Ребята, оказывались ли вы когда-нибудь в ситуации, когда не могли однозначно сказать, нравственный поступок совершил человек или нет? Обсудите в группах этот вопрос и приведите примеры таких поступков. Примерами могут служить поступки героев книг, мультфильмов, фильмов или реальных людей.
Учащиеся выполняют задание.
- Как вы считаете, что нужно сделать для того, чтобы оценить данный поступок? Запишите последовательность шагов, необходимых для этого.
2. Стадия содержания.
- Давайте посмотрим, как можно оценить тот или иной поступок и каковы признаки нравственного поведения. Заполните таблицу, которая поможет нам грамотно оценивать поступки людей.
Признаки нравственного поступка вопрос Ответ на вопрос
мотив Что побуждает человека к действию? цель Для чего человек делает это? Средства достижения цели Какие средства для достижения цели использует человек? Само действие Человек действует добровольно или по принуждению?
Где, когда и каким образом действует человек? Результат Каков результат? Вывод Нравственный или безнравственный поступок совершил человек? Текст для обсуждения.
Что такое поступок? Как его оценить? Как управлять своими поступками? Эти вопросы главные в этике.
Поступок – это непосредственное выражение морали, то есть поступок показывает, морален человек или нет. В большинстве случаев поступки – это действия, но иногда они могут быть и воздержанием от действий. При этом не всякое действие – поступок. Нравственный поступок – это только то действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями. Это осознанное действие, действие с определенной целью. В таком поступке выражено нравственное отношение одного человека к другому. Нравственный поступок имеет особые признаки. Выделим из них пять.
Мотив поступка. Рассматривая любой поступок, важно решить, зачем он совершен. Если на этот вопрос есть хотя бы какой – то ответ, значит есть мотив, побуждающий человека к действию.
Цель поступка, то есть намерения человека. Зная намерения человека, можно понять его поступок. Только действие которое в состоянии ответить на вопрос «для чего?», является поступком.
Средства достижения цели. Чтобы оценить действия человека с точки зрения морали, надо знать, какими средствами он достиг цели. Есть такое выражение: «Цель оправдывает средства». Что это значит? То, что для достижения цели любые средства хороши? Верно ли это?
Само действие. Чтобы рассмотреть тот или иной поступок с нравственной точки зрения, надо знать обстоятельства, в которых действовал человек: действовал ли он добровольно или по принуждению. Только добровольный поступок, когда человек мог поступить иначе, но выбрал именно эти действия, говорит о его нравственности или ее отсутствия. Кроме того, иногда важно, где, когда, каким образом действовал человек.
Результат поступка. Это то, ради чего человек действовал. Результат может быть положительным или отрицательным, так как поступок может принести пользу или настии вред. О том, каким будет результат, человек может только предполагать.
- Выберите один из поступков, который вы не могли однозначно оценить. Используйте для оценки этого поступка составленную нами таблицу.
Предлагается рассмотреть и оценить поступок маленькой разбойницы из сказки Г-Х Андерсена «Снежная королева» (помощь Герды)
Каждая группа может отвечать только на один вопрос. В процессе работы учитель организует обсуждение. Потом все ответы суммируются. и каждая группа записывает общий ответ в карточку. Когда таблица заполнена, каждая группа самостоятельно формирует вывод совершенного поступка, нравственный он или нет.
Стадия рефлексии.
Учитель предлагает ученикам поразмышлять над вопросами.
- Легко или трудно оценить поступок человека?
- Как человек может управлять своими поступками?
Домашнее задание: дать оценку поступку своего любимого героя из книги, художественного фильма или мультфильма, используя таблицу.