Применение электронных образовательных ресурсов в обучении химии.


Использование электронных образовательных ресурсов в обучении  химии.
Уроки с использованием ЭОР  являются одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.       Процесс обучения химии, предмета сложного и перегруженного различными теоретическими понятиями и терминами,  трудно представить без использования ЭОР.  На своих уроках я использую электронные образовательные ресурсы, представленные на сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.  Структура ЭОР включает в себя электронные учебные модули (ЭУМ) модули трёх типов: информационные, практические, контрольные.     ЭУМ И-типа предназначены для предоставление учебной информации, иллюстрирование фактов, закономерностей, понятий,  организация самостоятельной работы.В целях достижения максимального педагогического результата целесообразно организовать работу по освоению учащимися модуля И-типа в двух формах:1. индивидуальная форма работы, позволяющая учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося;2. работа в парах.     ЭУМ  П-типа можно использовать не только для повторения и закрепления полученных знаний, но и для создания для учащихся новых возможностей для получения дополнительной информации. Достичь  максимального результата можно, используя работу в малых группах сотрудничества, сформированных учителем с распределением ролей учащихся (координатор, исполнитель, эксперт), роль учителя — координатор, помощник; либо индивидуальную работу учащихся, роль учителя — эксперт     К – модули предоставляют возможности для проверки уровня усвоения знаний при работе учеников под руководством учителя (текущий, тематический и итоговый контроль) или в самостоятельном режиме.       Разрабатывая свои уроки, добавляя модули  И, П, К-типа для каждого этапа урока с прицелом на группы слабых, средних и сильных учеников задания для них  можно дифференцировать работу учащихся , и это первый шаг к индивидуальной образовательной траектории. В предельном случае такая траектория составляется для каждого ученика, причём сделать это может уже и сам учащийся.  Электронные образовательные ресурсы могут использоваться при дистанционном образовании, дающем возможность ученику и его родителям знакомиться с лекционным материалом, выполнять тестовые задания, что весьма актуально для временно нетрудоспособных учеников, учащихся на домашнем обучении, болеющих или находящихся в отъезде.        Учитель должен научиться разумно использовать ЭОР с пользой для учебного процесса и для каждого ученика.        Итак, инновационным качествам ЭОР относится:1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:получение информации, практические занятия, контроль учебных достижений2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счёт использования активно-деятельностных форм обучения.3.Возможность более полноценного обучения вне аудитории. Полноценность в данном случае подразумевает реализацию вне учебной аудитории таких видов учебной деятельности, которые раньше можно было выполнить только в школе: изучение нового материала на предметной основе, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами, подготовка к ЕГЭ, а также многое другое.       Анализируя опыт использования ЭОР на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:-  обеспечить положительную мотивацию обучения;-  проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
-  обеспечить высокую степень дифференциации обучения;-  повысить объем выполняемой на уроке работы;-  усовершенствовать контроль знаний;-  рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;-  формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;-  обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.       Применение электронных образовательных ресурсов оказывает существенное влияние на изменение деятельности учителя, инициирует распространение моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся. Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход.