Варианты дифференцированных заданий для отслеживания уровней сформированности предметных знаний и метапредметных УУД по русскому языку



Варианты дифференцированных заданий с целью отслеживания уровня сформированности предметных и метапредметных УУД обучающихся на уроках русского языка с последующим анализом 4 класс УМК «Начальная школа XXI века»
01.01.2016
МБОУ СШ №1 г.Сычевки Смол.облЛазарева Елена Михайловна

Варианты дифференцированных заданий на развитие учебной деятельности
4 класс.Задания в конце учебного года.Проверяется усвоение детьми материала всех разделов программы, знание грамматических и орфографических правил, умения устанавливать связи между грамматическими явлениями и орфографическим материалом, обобщать, анализировать, сравнивать, выполнять задания в нестандартной ситуации.
Первый уровеньРепродуктивные(на узнавание и запоминание)
Прочитайте. Найдите предложение с однородными членами. Составьте схему.
1вариант
Вот и пришла наконец весна. На деревьях и кустарниках раскрылись первые листочки.
2 вариант
Весной всё в природе оживает. Появляются первые зелёные листочки и нежные весенние цветы.
Исключите лишнее.
1вариант
Части речи: имя существительное, глагол, дополнение, подлежащее, союз, предлог.
2 вариант
Члены предложения: подлежащее, определение, прилагательное, предлог, дополнение.
Частично - поисковые (на понимание и обобщение знаний по теме)
. Выпишите слова, соответствующие схемам ______________________
1 вариант:
Серебристый, речка, закваска, сторожит, чужой, говорливая.2 вариант.
Молочная,, весенний, приход, подход, переезд, процвеает.
Распределите слова на три группы. Объясните признак классификации.
1вариант
Приласкать, утащить, заезд, прибежал, поздний, сладкий, скользкий, грустный, звёздный.
2 вариант
Робкий, светает, отъезд, ослепительный, молотьба, вестник, праздник, процветает, окрестность.
Творческие (на систематизацию и применение знаний по нескольким темам)
Прочитайте слова.
Тишь, молчишь, пальма, гладь, окольцевать, завьюжила.рожь, можешь, стеречь, печь, беречь, соловьиные (трели). бульон, компьютер.
Разделите слова на группы по функции, выполняемой ь.
Составьте текст-описание на тему «Весна». Используйте предложения с однородными членами, разнообразные по цели высказывания и интонации.
Второй уровеньРепродуктивные (на узнавание и запоминание)
. Прочитайте. Найдите знакомые части речи.
1вариант
Семён портфель несёт в руке,
Павлуша – двойку в дневнике.
2 вариант.
Степан не закрывает рот.
Он чепуху весь день несет.
Частично - поисковые (на понимание и обобщение знаний по теме)
Распределите слова на две группы.
1 вариант
Автомобиль, показался, библиотека, поздний, водянистый, уронил, праздный, ягодный, постный.
2 вариант
Разгадать, удивительный, молотьба, голубой, беседа, мандарин, пирожки, удаление, овражки.
Вставьте ь или ъ. Обоснуйте графически.
1 вариант
С...ехал, в...юга, под...езд, об...явление, лис...и, сидиш..., сем...я, гуаш..., об...единит, ответиш..., мощ..., молчиш... .
2вариант
Под...ёмный, об...яснение, обез...яна, вороб...и, кулич..., плющ..., с...ел, стелеш..., Париж..., помощ..., ворчиш... .
Обозначьте орфограммы и части слова, в которых они находятся. Найдите предложение с однородными членами. Составьте схему.
1вариант
Лес от стужи посинел,
Задубел, зацепенел.
Как бы в снег по плечи врос,
Спрятался он в льдины.
2 вариант
Лёня с Петей, взяв лопаты,
Помогать пришли весне.
Разбивают лёд ребята
И разбрасывают снег.
Составьте текст-повествование. Расскажите, что вы чувствуете, когда начинается весна и на деревьях и кустах появляются зелёные листочки.
Третий уровеньРепродуктивные(на узнавание и запоминание)
Прочитайте. Подчеркните главные члены - основу предложения. Выпишите одно любое словосочетание.
1вариант
На опушке леса раскинулся могучий дуб.
2 вариант
Красным пламенем вспыхнули на небе облака.
Расскажите, как проверить орфограммы.
1 вариант
Чтобы проверить безударные гласные в корне, надо ...
2 вариант
Чтобы проверить парные звонкие и глухие согласныев корне, надо ...
Частично - поисковые (на понимание и обобщение знаний по теме)
Выпишите слова, соответствующие схемам. ______________________
1 вариант:
Весенний, золотой, сквозной, показались, воробышек, зеленый, строим.
2 вариант: ____________________________
Забежала, застучит, выдержка, прослойка, побег.
Допишите окончания.
1вариант
Ехал в машин.... Жил в деревн.... Случается в жизн.... На ветке сирен.... В хорош... настроении. Ранн... утром. Будетзанима...ся.
2 вариант
Находился в долин.... Ловили в озер.... На верхушке ел.... На ветке яблок.... Могуч... дубом. В син... небе. Вася занима...ся.
Творческие (на систематизацию знаний по всем темам и их применение)
. Какие грамматические формы могут иметь эти слова? Попытайтесь назвать все варианты.
Директора, печь, окна.
Составьте текст-рассуждение на тему «Почему так хорошо весной?».
Результаты развития учебной деятельности.
Авторы УМК «Начальная школа XXI века» формулируют понятие «Учебная деятельность – это сознательная деятельность по усвоению знаний , умений и навыков, по овладению основами наук. Она складывается постепенно…» /Беседы с учителем. 1 класс четырехлетней начальной школы. С.18/. В первом классе создавались предпосылки для формирования учебной деятельности: достаточно высокий уровень произвольности, умение планировать и контролировать собственные действия, умение сосредоточиться на поставленной учителем задаче, высокий уровень активности и инициативности, самостоятельность в учебной работе, умение оценить правильность выполнения собственной работы. Указанные задачи были реализованы в разной мере, о чем я говорила в разделе «Итоги обучения в первом классе». В последующих классах я старалась целенаправленно развивать составляющие учебной деятельности. Задания второго и третьего уровней сложности требовали от учеников языкового чутья, смекалки, эрудиции, развития творческой деятельности (частично-поисковой), элементов системного мышления. Однако, предлагая такие задания ученикам, я руководствовалась положением авторского коллектива курса «Русский язык» о том, что такие задания сложнее и выше обязательного минимума. Поэтому я не оценивала работы, с которыми ученики не могли справиться. Оценки за задания повышенного уровня сложности не снижались. Но результат выполнения таких заданий позволял мне регулярно отслеживать уровень индивидуального развития детей, учитывать темп усвоения темы – не давать скучать детям, которые работают в быстром темпе, не давать отставать детям с низким темпом. Постепенно дети привыкли работать на уроках русского языка с более сложным языковым материалом. Когда детям предлагались контрольные работы, то во-первых, учащиеся не боялись их выполнять, во-вторых, все большее количество учеников стали выбирать для выполнения работы повышенного уровня, в – третьих, успешно справлялись с выбранным вариантом. Базовые административные контрольные работы дети считали «легкими». Систематическое использование заданий на развитие учебной деятельности / Сборник проверочных работ по русскому языку . В. А. Шуклейко, Материал для проведения педагогических диагностик Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова, Е. Э Кочурова, М. И. Кузнецова/ позволили мне выявить на конец обучения в четвертом классе следующие результаты: (Приложение )Уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Примечания.
Критерии. В процентах. Осознание усвоенных знаний 5439 7 Маша Д. не выполнила одно задание.
Применение знаний в стандартной ситуации 69 17 14 Два ученика Маша Д., Олег Е. не до конца выполнили задания
Использование знаний в нестандартной, непривычной обстановке. 31 23 46 Более половины учащихся хорошо справились с заданием. Это группа детей, которая проявляла устойчивый интерес к изучению языка в течение всех лет обучения в начальной школе. В среднем звене тенденция продолжена. Дети стабильно имеют по русскому языку «5» или «4».
Чувство языка 23 31 46 Значения близки к предыдущему критерию. Два ученика до 7 класса по предмету имеют только «отлично»
Общеинтеллектуальное развитие , уровень сформированности учебной деятельности 8 46 46 Результаты еще раз подтверждают тенденцию развития учащихся класса. 60% учащихся на конец обучения в начальной школе могли сказать: «Я умею себя учить». Но это не значит, что у другой половины детей навыки учебной деятельности не сформированы. Они сформированы у них на более низком уровне по причине индивидуальности. То, что учебная деятельность сформирована у всех обучающихся класса , подтверждается 100% успеваемостью в течение последующих 7 лет обучения.