Конспект урока по развитию речи: Выразительные средства языка

Урок развития речи в 8 классе
Тема урока: Выразительные средства языка
Цели урока:
Познавательный аспект: систематизировать и углубить знания о средствах художественной выразительности, развивать умения различать средства выразительности, определять их роль в тексте;
Развивающий аспект: развивать мыслительно- речевую деятельность учащихся, умения анализировать , сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
Воспитательный аспект: развитие системы ценностного отношения к русскому языку: воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отошения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
- У нас сегодня по календарю конец зимы, погода на улице ближе к весенней. Но вспомним прекрасные зимние дни, в которых было много снега, радости и, наверное, с зимой у вас были связаны какие- то мечты, которые осуществились. И о зиме пишут композиторы, пишут поэты, говорят художники. А сейчас я вам предлагаю познакомиться с полотном, на которой изображена зима и со строками И.С.Тургенева :
2 слайд Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые
- Вы, наверное, знаете, что на эти слова также написан романс. Расскажите , пожалуйста, при помощи чего художник создает свое произведение? ( Кисти, краски, холст).
- При помощи чего музыкант создает свое произведение? ( Ноты, музыкальные инструменты, они все вместе образуют звук)
_ При помощи чего свое произведение создает автор? ( При помощи слов)
- Ребята, послушайте слова латышского поэта Ояра Вациетиса : «Русский язык велик не только исключительным своим богатством словесного фонда, но и, что особенно важно для писателя, исключительной выразительностью». 3 слайд
- Как вы думаете, о какой выразительности говорит латышский поэт? ( О художественной выразительности языка, речи, слова).
- О чем мы сегодня будем говорить на этом уроке? ( О средствах художественной выразительности). Запишите тему урока: «Средства художественной выразительности» ( 4 слайд).
Цель нашего урока: систематизировать и углубить знания о средствах художественной выразительности ( 5 слайд).
2. Игра «Убери лишнее» (6 слайд)
3. Работа с таблицей. Задание: соотнесите термины и определения( 7 слайд).
Термины
Определения

Эпитет
Переносное значение



Метафора
Художественное определение предмета, явления: слово, определяющее предмет или явление

Олицетворение
Образное преувеличение



Метонимия
Прием, в котором одно явление или понятие поясняется путем сопоставления его с другим явлением

Сравнение
Изображение неодушевленных предметов как одушевленных


Гипербола
Сближение, сопоставление понятий по смежности








Ответы на 8 слайде.

- Найдите соответствие между терминами определениями. Если кому- то сложно, то поработайте в паре, обсудите с соседом. Повернитесь к соседу, который сидит сзади вас, в четверке, внесите изменения.
- Есть ли группа, которая готова?
- С каким из этих терминов возникли наибольшие затруднения?
4. Работа с тропом метонимия. 9 слайд
Метонимия- сближение, сопоставление понятий по смежности, переименование предмета на основе сходства между:
А) предметом и материалом
Б) содержимым и содержащим
В) автором и и его произведением
Г) орудием и действием
Д) местом и людьми , находящимся в этом месте
Задание: Определите разновидность метонимии
- Итак, ребята, для чего мы изучаем с вами средства речевой выразительности?
( Чтобы наша речь была образной, красочной, для высказывания своих чувств и эмоций).
5. Работа с картиной. (11 слайд)
- Перед вами картина Ивана Ивановича Шишкина «На севре диком». Ученик так описал это полотно:
«На картине Шишкина изображена _________ сосна, её окружают только _____________ скалы. Над сосной______________ небо. И.И. Шишкин назвал картину ___________ строкой лермонтовского стихотворения».
- Скажите, пожалуйста, достаточно ли этого для описания передачи всех чувств и эмоций? Чего не хватает? ( Средств художественной выразительности). В рабочей тетради заполните строки.

6. Работа с таблицей.
- Мы самостоятельно употребили средства выразительности . Но очень важной и трудной задачей является найти в тексте средства выразительности речи, и чтобы их найти мы должны подобрать примеры к готовой таблице.

Термины
Примеры

Эпитет
«Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар лежит».


Метафора
«О чем ты воешь, ветр ночной,
О чем ты сетуешь безумно?»


Олицетворение
3. «Они сошлись: вода и камень, стихи и проза, лед и пламень»


Метонимия
4. «не то на серебре- на золоте едал»


Сравнение
5. «сразу могла б поместиться в рот целая фаршированная тыква»


Гипербола
«звенят ручьи моих стихов»




7. «белеет парус одинокий»



Ответы 13 слайд
- С какой целью остался этот лишний элемент? ( Что не только этими художественными средствами ограничивается богатство русского языка)
Антитеза - это средство создает резкое противопоставление образов, понятий, служит для обозначения контраста: «Они сошлись: вода и камень, стихи и проза, лед и пламень»
Работа с текстом. Найти художественные средства в тексте.

Вы были в лесу, когда там властвует зима? Заходишь в лес и оказываешься в плену удивительных впечатлений.
С неба , как маленькие звездочки, падают снежинки. Кажется , что лес затих. Тишина не только в лесу, но и во всем мире. На деревьях столько пушистого снега, что кажется, не выдержат мелкие ветки. ( С. Львов)
- Прослушайте диалог. Чью точку зрения вы разделяете? Как вы думаете, кто же по- вашему прав? Аргументируйте свою позицию, опираясь на предыдущий текст.
8. Итог урока.
- Вернемся к началу урока , когда мы формулировали тему и цель. Достигли ли мы поставленной цели? ( Ответы учащихся)
- Почему за основу мы взяли эпиграф латышского поэта? Почему не русского поэта? ( В повседневной жизни мы не задумываемся о богатстве русского языка. Иностранцу со стороны виднее, иноязычные люди замечают богатство, красоту, выразительность нашего русского языка.
9. Рефлексия
Красный стикер- мне было легко
Жёлтый – я иногда сомневался
Синий- мне было сложно
- Ребята, напишите на стикерах ваши впечатления от урока. Понравился вам урок или не понравился? Спасибо большое за урок.Молодцы!






















Рабочая тетрадь по развитию речи 8 класс

Тема урока:_______________________________________________________
1. Работа с таблицей. Задание: соотнесите термины и определения( 7 слайд).
Термины
Определения

Эпитет
Переносное значение


Метафора
Художественное определение предмета, явления: слово, определяющее предмет или явление

Олицетворение
Образное преувеличение


Метонимия
Прием, в котором одно явление или понятие поясняется путем сопоставления его с другим явлением

Сравнение
Изображение неодушевленных предметов как одушевленных


Гипербола
Сближение, сопоставление понятий по смежности



2. Работа с картиной. (11 слайд) Задание: Заполните пропуски художественными средствами языка.
На картине Шишкина изображена _________ сосна, её окружают только ________скалы. Над сосной______________ небо. И.И. Шишкин назвал картину ___________ строкой лермонтовского стихотворения»..



Подберите примеры и соотнесите с терминами

Термины
Примеры

Эпитет
«Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар лежит».

Метафора
«О чем ты воешь, ветр ночной,
О чем ты сетуешь безумно?»

Олицетворение
«Они сошлись: вода и камень, стихи и проза, лед и пламень»

Метонимия
«не то на серебре- на золоте едал»

Сравнение
«сразу могла б поместиться в рот целая фаршированная тыква»

Гипербола
«звенят ручьи моих стихов»


«белеет парус одинокий»




Работа с текстом. Задание: Найдите художественные средства в данном тексте , подчеркните одной чертой, надпишите.
Вы были в лесу, когда там властвует зима? Заходишь в лес и оказываешься в плену удивительных впечатлений.
С неба , как маленькие звездочки, падают снежинки. Кажется , что лес затих. Тишина не только в лесу, но и во всем мире. На деревьях столько пушистого снега, что кажется, не выдержат мелкие ветки. ( С. Львов)
Как вы думаете, кто по- вашему прав? Ответьте на вопрос, аргументируя свою позицию. Опирайтесь на предыдущий текст. 20 слайд.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415