Современные образовательные технологии как средства формирования УУД на уроках ИЗО и на занятиях внеурочной деятельности «Волшебная кисточка»


Современные образовательные технологии
как средства формирования УУД на уроках ИЗОи на занятиях внеурочной деятельности «Волшебная кисточка»
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.
Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько часов он пробыл в школе, теперь вопрос “Сколько?” уходит, и предъявляются требования, каким он стал после того, как прошел через эти уроки. Какие умения у него появились? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов к применению на практике полученных знаний и т.д.
Для достижения данного результата каждый учитель должен применять в образовательной деятельности современные образовательные технологии, выбор которых происходит в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности учащихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории учащихся.
Современных образовательных технологий насчитывается довольно много, наиболее актуальными становятся следующие технологии:
Информационно – коммуникационная технология.
Технология развития критического мышления
Проектная технология.
Технология развивающего обучения.
Здоровьесберегающие технологии.
Технология проблемного обучения.
Игровые технологии.
Модульная технология.
Технология мастерских.
Технология интегрированного обучения.
Технологии уровневой дифференциации. 
Групповые технологии. 
Технологии дискуссий.
И другие.
При изучении предмета "Изобразительное искусство" и при реализации программы внеурочной деятельности курса «Волшебная кисточка», я использую следующие педагогические технологии:технологию проектов, технологию дискуссии, игровые технологии, технологию КТД (коллективно-творческие дела),информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).С некоторыми из них мне хотелось вас познакомить.
Технологию проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий. В основу этой технологии положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности.
В ходе выполнения проекта учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний, так и получение новых. Кроме того, формируются исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные умения и навыки работы в команде.
Мне бы хотелось познакомить вас с проектами, выполненными учащимися нашей школы. (См. Презентация Современные образовательные технологии)

Во времяработы над проектом учащиеся научаются
Определять цель
Ставить задачи, которые способствуют достижению цели
Добывают нужную информацию, из разнообразных источников, в том числе из ресурсов интернет
Оценивают свои умения, возможности
Учатся производить экономический расчет, что пригодится в жизни каждому человеку
Учатся давать оценку полученному изделию
Учатся презентовать свою работу, делится полученными знаниями и умениями.
Технология дискуссии представляет собой такую форму познавательной деятельности, в которой учащиеся упорядоченно и целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями по обсуждаемой проблеме.
Во время дискуссии формируются следующие УУД: коммуникативные (умения общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.), способности к анализу и синтезу, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их, умения отстаивать свою точку зрения, т.е. навыки социального общения и др.
О применение данной технологии я расскажу на примере урока по теме «О чем рассказывают гербы». После рассмотрения слайда «примеры гербов» ребята приходят к выводу, что каждый герб имеет свой цвет или цвета, а также на гербах содержатся разнообразные фигуры животных и растений, которые наверное что-то обозначают. Учитель предлагает ребятам поразмышлять о том, что какое значение имеют цвета и фигуры. Каждый ребенок в ходе урока имеет возможность высказаться поданному вопросу, а также согласиться или не согласиться с мнениями и утверждениями других. Затем, ребятам предлагается просмотреть слайды, на которых показано значение цвета и фигур, изображаемых на гербах. Далее дается задание подумать и рассказать как мог бы выглядеть герб класса или герб села. Выполняя данное задание ребята во время выступлений приводят аргументы в пользу своего воображаемого герба, завязывается жаркая дискуссия, по окончании которой ребята приходят к общему мнению и с удовольствием выполняют творческое задание – рисуют герб.
Технология КТД  на уроках позволяет интенсивно накапливать положительный опыт в решении коммуникативных и регулятивных задач: здесь важно умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, считаться с мнением партнёра, ориентироваться на конечный результат, причём не индивидуальный, а общий.
Дети учатся слушать и слышать других, критически анализировать и оценивать свою и чужую точки зрения, аргументировать своё мнение, признавать свои ошибки или доказывать свою правоту, находить в предположениях "рациональные зёрна", используя их, строить решения.
О применении данной технологии мне бы хотелось рассказать на примере урока «Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома», после получения теоретических знаний по данной теме провожу урок практикум, на котором ребята в группе выполняют макет русской избы и предметов внутреннего убранства. Каждый учащийся в ходе работы выполняет порученное ему задание по изготовлению того или иного элемента общего изделия. В ходе работы над изделием как раз и решаются коммуникативные и регулятивные задачи.
Заключение.
Учебный предмет "Изобразительное искусство" вносит особый вклад в формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, а применение современных образовательных технологий на уроках способствуют формированию учебной мотивации, творческой и познавательной активности, самостоятельности, ответственности; критического и художественно-образного мышления учащихся.