Презентация по теме: Проблемные ситуации как средство формирования познавательных универсальных действий младших школьников


В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой модели массовой начальной школы. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:۷становление личности младшего школьника;۷раскрытие его индивидуальных возможностей. Развитие личностных качеств и способностей младшего школьника опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Что меня заставило заняться этим вопросом? Опытно-исследовательская деятельность Гипотеза Если сумеем правильно организовать проблемное обучение  в начальных классах, то повысим  творческие способности, личностную позицию, школьную мотивацию младших школьников, сформируем познавательные универсальные учебные действия, необходимые для саморазвития и практического применения в современных условиях. Цель  исследования:  определить условия   для успешного формирования познавательных УУД младших школьников в ходе использования технологии проблемного обучения.Объектом  исследования выступает проблемное обучение в начальной школе как педагогический процесс.Предмет  исследования  -  проблемная ситуация в обучении как фактор формирования познавательных УУД.  1) анализ работы учителя по применениюпроблемного обучения;2) наблюдение за отношением учащихся к учению;3) диагностика осознания проблемных ситуаций. 1) диагностика, позволяющая выявить уровень осознанного отношения ребенка к проблемной ситуации; 2) наблюдение над познавательной активностью детей; 3) анкетирование, направленное на выяснение отношения учащихся к учению. 1 этап 2 этап Результат диагностики поведения ученика в проблемной ситуации Результат наблюдения уровня познавательной активности Вывод: дети способны видеть, воспринимать проблемные ситуации самостоятельно, сознательно действовать в условиях проблемной ситуации. После применения проблемного обучения интерес к учебе и познавательная активность возросли, деятельность детей стала сосредоточенная, удерживается внимание учеников во время урока, увеличилась их самостоятельная деятельность. ۷ прочность знаний и особый тип мышления;۷ глубина убеждений; ۷ творческое применение знаний в жизни. Практически всем. Однако уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут сильно различаться в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от степени их обученности методам проблемного обучения . «научное» творчество «поиск и открытие» художественное творчество недостаточность прежних знаний для объяснения нового факта;использование ранее усвоенные знания в новых практических условиях;противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа;противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием знаний для его теоретического обоснования. поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него познавательный интерес;помочь ученику определить в познавательной задаче и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить к активной поисковой деятельности;помочь определить границы ранее усвоенных знаний и указать наиболее рациональные пути выхода из ситуации затруднения. Способы создания проблемных ситуаций.Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. Побуждение учащегося к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учитель сам ставит и решает проблему. Учитель сам ставит и решает проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы. Учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя. Учащиеся самостоятельно ставят проблему и решают ее без помощи учителя . Этапы постановки учебной проблемы. Анализ проблемной ситуации.Осознание сущности затруднения - видение проблемы.Словесная формулировка проблемы. Основными элементами учебной проблемы являются «известное» и «неизвестное» (нужно найти «связь между известным и неизвестным). В условиях задачи обязательно содержатся такие элементы, как «данное» и «требования». Требования, предъявляемые к проблемеДоступность пониманию учащихся. Посильность выдвигаемой проблемы. Интересна учащимся. Естественность постановки проблемы. Возможности постановки проблемы на уроке Подводящий диалог «с удивлением» «с затруднением» Сообщение темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема Создание проблемной ситуации «яркое пятно» «актуальность» Модель управления познавательной деятельности 2 Профессиональная компетентность учителя 1 Цель управления познавательной деятельностью учащихся 3 Опыт и знания учащихся 4. Рабочая модель управления познавательной деятельностью 5 Содержание учебного курса 6 Содержание учебного плана 7 Содержание учебного задания 8 Технология управления познавательной деятельностью Этап 1 Этап 2 Этап 3 Этап 4 Этап 5 9 Контроль познавательной деятельности 10 Коррекция познавательной деятельности Год Класс Количество учащихся Успеваемость Качество  2011-2012 2 16 100% 56% 2012-2013 3 16 100% 75% Отношение учащихся к учению     Уровень обученности Данная технология является:۷результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективной для развития интеллекта и творческих способностей младших школьников, развивающей универсальные учебные действия;۷здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно - психические нагрузки учащихся за счёт стимуляции познавательной мотивации и "открытия" знаний.носит общепедагогический характер, так как реализуется на любом предметном содержании и на любой образовательной ступени.