ПРОЕКТ Инновационный подход к созданию предметно — пространственной развивающей среды в условиях перехода к ФГОС


Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 3 с. Екатеринославка «Дюймовочка»
ПРОЕКТ
«Инновационный подход к созданию предметно-пространственной развивающей среды в условиях перехода к ФГОС».


Подготовила:
старший воспитатель
Н.С. Тихомирова
2014 год
На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», с целью создания инновационных условий соблюдения требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования в МДОБУ «Детский сад № 3 с. Екатеринославка «Дюймовочка» началась работа над реализацией проекта инновационного подхода к созданию предметно-пространственной развивающей среды   в условиях перехода  к ФГОС.  
Общие положения.
Проект разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к созданию   инновационной модели современной предметно-пространственной развивающей среды ДОУ, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.
Предполагаемая инновационная модель современной предметно-пространственной развивающей среды должна включать следующие компоненты:
-предметное содержание (игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование);
-его пространственную организацию (распределение группового пространства на центры);
-развивающее (формирующее) содержание (формирование детской самостоятельности и детской активности);
-изменение в зависимости от времени (изменение предметно-развивающей среды в зависимости от времени года, от приближающихся событий и т.д.)
Вид проекта: практико-ориентированный.
Участники проекта: педагоги, родители, воспитанники.
Продолжительность проекта: 2014 - 2020 учебный год:
Цель проекта: Создание современной образовательной среды для развития детей с разным потенциалом здоровья и способностей в условиях группы.
Задачи проекта:
1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников в группе с учетом возрастных особенностей детей.
2. Организовать развивающую среду, способствующую развитию детей в разных видах деятельности (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).
3. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной и безопасной предметно-развивающей среды.
Актуальность:
Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. У детей достаточно тесно связаны психологическое и физическое состояния. Причем последнее зависит не только от состояния здоровья ребенка, но и от средовых воздействий, таких как запахи, цвета, звуки, другие сенсорные раздражители. Следовательно, ребенку необходимо создать не только психологически благоприятные условия, но и организовать среду таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя максимально комфортно.
Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.
Поэтому предметно-пространственная развивающая образовательная среда (далее -предметная среда), создаваемая в образовательных организациях в соответствии с требованиями учетом ФГОС ДО и учётом примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
   В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);
- наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
- охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
- двигательную активность детей, а также возможность для уединения.
   Если в группе создать предметно-пространственную развивающую среду адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и ФГОС к созданию предметно – развивающей среды, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры и развитию индивидуальности каждого ребёнка.
Предполагаемый результат:
1.Создание современной образовательной среды с учётом принципов моделирования среды в соответствие с ФГОС
2.Увеличение доли детей с высоким и средним уровнями развития (физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического) детей не менее 95%
3. Число родителей, принимающих участие в деятельности ДОУ увеличится до 70%
4.Удовлетворенность педагогов, детей и родителей жизнедеятельностью ДОУ и результатами преобразований
5.Реализация проекта будет способствовать свободному ориентированию в пространстве и времени, поможет воспитанникам легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.
Сроки реализации проекта:
Проект рассчитан на 2014 - 2020 учебный год:
I этап сентябрь-октябрь 2014:
разработка проекта, осмысление инновационной идеи;
создание условий (кадровых, методических, материально-технических т.д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с проектом.
II этап – ноябрь 2014 – февраль 2020:
выполнение мероприятий, направленных на реализацию основных задач проекта;
корректировка плана мероприятий;
периодический контроль реализации мероприятий в соответствии с проектом.
III этап – февраль-май 2020:
подведение итогов, анализ достижения цели и решения поставленных задач;
оформление материалов по представлению опыта.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

2014 - 2015 учебный годИзучение проблем и постановка цели проекта. Сентябрь-Октябрь
Ноябрь
Изучение санитарно-гигиенических норм и требований. Составление плана и схемы проекта. Разработка эскизов оформления помещений и прилегающей территории. Замена линолеума на первом этаже здания. Консультация для педагогов «Современные требования к созданию предметно-развивающей среды в разных возрастных группах». Педагогическая гостиная «Знакомство с опытом работы других детских садов посредством просмотра фотоматериалов» Бюро находок «Обсуждение возможных компонентов среды будущего проекта» Декабрь-
Март
Распределение конкретного участия всего коллектива /заседание творческой группы, проведение общего собрания трудового коллектива/. Разработка проекта «Огород на участке» Разработка положения смотра конкурса «Зимушка хрустальная» Декабрь
Разработка положения смотра конкурса «Лучшее оформление беседки». Февраль- Март
Покупка мультимедийной установки Апрель-Май
Оформление цветников и альпийской горки Май
Участие в районном смотре-конкурсе по озеленению прилегающей территории. Август
Создание мини – музеев и центров по экспериментированию в ДОУ В течение учебного года
РЕЗУЛЬТАТ
Заменили линолеум на первом этаже;
Оформление центрального входа альпийской горкой, вертикальное оформление клумб на участках. Посадка декоративных растений. Сделаны новые беседки на участках и расписаны в стиле русских народных сказок. Оформлен огород на участке по русской народной сказке «Пых» (Диплом победителя районного смотра-конкурса на лучшее оформление участка .2015 г.);
Участие в конкурсе оформление участка к новому году (Диплом II степени районного конкурса на лучшее оформление фасадов зданий и прилегающих территорий села к Новому году .2014 г.);
Создание мини-музеев по группам: «Русская горница»; «Музей часов»; «Русская изба». Создание центров по детскому экспериментированию в группах;
Приобретен мультимедийный проектор. Создание банка детских презентаций по окружающему миру, экологической направленности, ОБЖ, здоровьесбережению и соблюдению правил пожарной безопасности.
2015 - 2016 учебный год
Субботники, сотрудничество с родителями. В течение всего проекта
Тематический контроль по созданию предметно - развивающей среды по развитию театрализованной деятельности детей. Сентябрь
Оформление уголков для родителей в современном стиле. Сентябрь-Октябрь
Разработка положения смотра конкурса «Новогоднее настроение» Ноябрь-Февраль
Оформление музыкального зала. Разработка индивидуальных проектов для каждой группы на основе общего проекта. Модернизация среды, создание компонентов единого индивидуализированного пространства. Приобретение спортивного инвентаря в центры двигательной активности Январь
Разработка проекта «Спортивный городок на участке ДОУ» Март-Май
Педагогический час «Обзор литературы по организации предметно-развивающей среды в ДОУ» Август
Приобретение литературы в соответствии требованиям ФГОС В течении года
Пошив костюмов для выступления В течении года
Создание различных коллекций в группы В течении года
РЕЗУЛЬТАТ
Оптимизация игрового пространства во всех возрастных группах, рациональное расположение центров по разным видам детской деятельности;
Для родителей во всех возрастных группах приобретены стенды;
Обмен опытом работы. Пропаганда инновационных и эффективных методов и форм;
Приобретены украшения для зимнего оформления участка (баннер, гирлянды). Участие в конкурсе лучший новогодний участок (Грамота победителя районного конкурса на лучшее оформление фасадов зданий и прилегающих территорий села к Новому году .2015 г.);
Пошиты и приобретены костюмы «Бабы яги», «Волк», «Кикиморы», «Кощея», «Карлсон», ростовые куклы, русские народные костюмы для детей;
Оформлена сцена в музыкальном зале;
Формирование в методическом кабинете библиотеки для воспитателей по теме проекта: создание электронной базы методического обеспечения проекта (фотоматериалы, мультимедийные презентации, методические рекомендации для воспитателей);
В каждой возрастной группе пополнены уголки по театрализации различными видами театров;
Приобретены кубики, флажки, обручи для физического воспитания детей;
В методический кабине приобретена литература с учетом ФГОС
2016 - 2017 учебный год
Тематический контроль по созданию предметно - развивающей среды по развитию речи детей. СентябрьСубботники, сотрудничество с родителями. В течение всего проекта
Оформление групп уголками уединения Октябрь - Ноябрь
Смотр конкурс «Новогоднее настроение» /оформление групповых помещений к празднику/ Декабрь
Изготовление и приобретение спортивного оборудования в центры двигательной активности Декабрь - Январь
Консультация для воспитателей «Построение развивающей среды в ДОУ» Январь
Оформление уголков дежурства и декоративных стендов для детских работ. Февраль - Март
Оформление мини музея «Родной край» Апрель
Анкетирование педагогов и родителей. Дорожка – здоровья и оформление участка. Май
Самостоятельное изучение педагогами вопроса по организации предметно-развивающей среды средством различных сайтов. Поиск резервов повышения компетентности через самообразование. В течение учебного года
Консультация для воспитателей «Оборудование и инвентарь для игровых площадок» Июнь-Июль
Анализ деятельности. Опрос родителей «Что окружает, то развивает» Август
Оформление зимнего сада: обновление и пополнение растений, создание композиций. РЕЗУЛЬТАТ
Подведение итогов. Планирование работы на следующий год по проекту с внесением коррективов.
2017 - 2018 учебный год
Сбор, накопление материала. В течение учебного года
Субботники, сотрудничество с родителями. В течение всего проекта
Переоформление музея «Русского быта» Сентябрь- Октябрь
Оформление лестничных маршей. Ноябрь - Декабрь
Покупка шкафа для костюмов Разработка положения смотра конкурса «Новогоднее настроение» Декабрь
Семинар «Территория детства» Ноябрь
Методическое объединение «Психофизическое развитие дошкольников» Декабрь
Оперативный контроль по навыкам планирования и самоорганизации дошкольников во второй половине дня. Февраль
Горка лекарственных растений. Май - Июль
РЕЗУЛЬТАТ
Подведение итогов. Планирование работы на следующий год по проекту с внесением коррективов.
2019- 2020 учебный год
Оперативный контроль по уровню подготовки групп к новому учебному году Сентябрь

Разработка положения смотра конкурса «Лучший центр двигательной активности» Семинар-практикум «Новый подход к формированию предметно-развивающей среды в условиях ограниченного пространства» Сентябрь
Покупка физкультурного оборудования Октябрь
Оформление зимнего сада Ноябрь –
Декабрь
Семинар-практикум «Изготовление предметов заместителей для сюжетно-ролевых игр» Декабрь
Презентации дошкольных групп «Моя особенная группа» Январь
Изучение опыта работы вариативного дошкольного образования по РФ посредством Интернет-ресурсов. Октябрь-
Январь
Дизайн и оборудование центра раннего развития
закупка
- центр «Воды и песка»
- мягких модулей
- сухого бассейна с наполнением
- сенсорным оборудованием Сентябрь – Декабрь
- Февраль
Смотр конкурс «Лучший центр двигательной активности» Февраль
Разработка карточек по тематическому контролю по предметно-развивающей среде Сбор, накопление материала. Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта. Январь
14.Подведение итогов – определение задач для новых проектов. Февраль - Май
РЕЗУЛЬТАТ
Подведение итогов. Планирование работы на следующий год по проекту с внесением коррективов.