Статья Роль преподавателя в становлении личности обучающегося


Роль преподавателя в становлении личности обучающегося.
Учитель воспитывает личностью своей,
Своими знаниями и любовью,
Своим отношением к миру.
Д.С.Лихачев.

Педагогическая деятельность – это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания младших школьников в решающей степени зависит от личности учителя, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.
Учитель и ученикдве основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно – воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.
Необходимо понимать, что образование – это прежде всего важная часть процесса формирования человеческой личности. В ходе этого процесса человек приобретает не только необходимые знания, умения и навыки, но и усваивает определённые культурные ценности. Слова «образование», «образ» и «образец» - однокоренные. Так не подразумевается ли исторически и этимологически, что образовательный  процесс состоит в формировании личности обучаемого по определённому образу (образцу)? И в качестве этого образца выступает не кто иной, как тот, кто является источником знаний, – то есть преподаватель.
Педагогическая функция – предписанное педагогу направление работы: применения профессиональных знаний и умений. Конечно же, главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся. В каждом из направлений учитель выполняет множество конкретных действий, так что функции его часто спрятаны и не всегда выявлены. Все же, посмотрев в корень педагогического дела, мы видим, что главная функция учителя – управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.
Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания призван учитель. И чем он отчетливее понимает эту свою главную функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы предоставляет своим ученикам. Настоящий мастер своего дела остается в учебно – воспитательном процессе как бы за «кадром», за пределами свободного осуществляемого учениками, а на самом деле – управляемого педагогом выбора.
Еще Сократ называл профессиональных педагогов «акушерами мысли», его учение о педагогическом мастерстве носит название «Майэвтика», что в переводе означает «повивальное искусство». Не сообщать готовые истины, а помочь родиться мысли в голове ученика обязан знающий педагог. Следовательно, сердцевина педагогического труда – в управлении всеми теми процессами, которые сопровождают становление человека.
Роль личности преподавателя в образовательном процессе не просто огромная. Эта роль основополагающая. Образовательный процесс – это не только передача необходимой научной информации, но и процесс взаимодействия педагога и обучающихся – их взаимовлияние друг на друга, обмен эмоциями, мыслями, переживаниями. Учитель должен не только удовлетворять стремление человека к знанию, но и максимально мотивировать его на этот путь. Как показывает практика, ученики охотнее изучают тот предмет, преподаватель которого вызывает уважение и симпатию. Школьник, студент, любой учащийся воспринимает учителя в первую очередь как личность. 
Личность педагога выступает в роли своего рода «живого зеркала», в которое постоянно «глядится» студент. Вот почему мировоззрение учителя, его поведение, его жизнь, его отношение к своему делу так или иначе влияют на всех учеников. Поэтому важно, чтобы педагог смотрел за собой, чтобы он чувствовал, что его поведение и его действия находятся под сильнейшим контролем, под каким не находится ни один человек в мире.
Учитель начальной школы – особенный учитель. Он посредник между детьми и миром взрослых. Он в совершенстве знает таинства созревающей психики, умеет дать малышу знания, учит его быть человеком. Труд учителя начальной школы несравним по своей значимости ни с каким другим трудом: результатом его есть человек Ему – самому знающему, самому ответственному, самому главному учителю – семья и общество вручают самое дорогое: судьбу своих граждан, своей страны, ее будущее. Человек, вставший за учительский стол, ответственен за все, все знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Каковы результаты труда педагогов сегодня – таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбу каждого человека и всего народа.
Великий педагог В. А. Сухомлинский был убежден в том, что важный путь становления личности учитель проходит вместе со своими учениками. От того, какой личностью является педагог, зависит, каких он воспитает учеников.
Многолетний опыт убедил Сухомлинского в том, что влияние одного человека на другого при раскрытии лучших человеческих черт – самая благоприятная обстановка для воспитания личности. Педагог сам должен быть высоконравственной личностью, чтобы достичь успехов в воспитании детей. Сухомлинский утверждал, что «ум воспитывается умом, совесть - совестью, преданность Родине - действительным служением Родине». 
Подводя итог, отметим, что от мастерства зависит все. А само мастерство – результат длительного упорного труда учителя над собой. Кто-то довольствуется «серединой», успокаивая себя: слушают, тихо сидят, успевают – и достаточно. Такой учитель никогда не оставит следа в сердцах своих учеников. Если уж быть учителем, то быть профессионалом –мастером своего дела.
Широко известно древнее изречение: «Человек – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь». Но зажечься факел может только от другого пылающего факела, в роли которого и должен выступать учитель, наставник, преподаватель, педагог. 


Список литературы:
1.Амонашвили Ш.А. Чтобы жизнь учителя состоялась //педагогика наших дней. Краснодар,2007.
2. Джуринский А.Н «История педагогики» - М.; Владос, 2007
3. Бабанский, Ю.К. Педагогика./ Ю.К. Бабанский - М., "Мысль", 1998
4. Баранов С. П. Сущность процесса обучения./ С. П. Баранов - М., "Просвещение", 1991
5 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович - М., "Просвещение", 1998
6. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ "Стефа", 2000
7. Выпряжкина И. Б. Критерии психологической компетентности учителя [Текст] // Сборник: Образование в век глобализации. Тезисы докладов Всероссийской конференции (Москва 20-21 марта 2003 г.). М., МСЭУ, 2003.
8. Публикация [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




Заголовок 215