Статья. Музыкальное воспитание в эстетическом становлении личности ребёнка.


 
Статья. Музыкальное воспитание в эстетическом становлении личности ребёнка.
Музыкальное воспитание имеет огромное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.    Вопросами музыкального воспитания дошкольников занимались и занимаются ведущие  педагоги-музыканты Н.А. Ветлугина, К.В. Тарасова, Г.П. Новикова, С. Бекман, Н.А. Метлов, О.П. Радынова и др.    Огромное  внимание музыкально-эстетическому  воспитанию подрастающего поколения уделяла В .Н. Шацкая.    Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной  деятельности, доступные дошкольному  возрасту, активизируются все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью. Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:    1. Воспитывать любовь и интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость.    2. Обогащать впечатления детей,  знакомя их в определенной  системе с разнообразными музыкальными  произведениями и используемыми  средствами выразительности.    3. Приобщать детей к разнообразным  видам музыкальной деятельности, формируя восприятия музыки, простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструмента, развивать элементарную музыкальную грамотность. Все это позволит детям действовать осознанно, непринужденно, выразительно.    4. Развивать общую музыкальность  детей (сенсорные способности,  ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос  и выразительность движений. Если  в этом возрасте ребенка обучают  и приобщают к активной практической  деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.    5. Содействовать первоначальному  развитию музыкального вкуса.  На основе полученных впечатлений  и представлений о музыке воспитывать  осознанное отношение к исполняемым  произведениям.    6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных игра и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремление использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать1.    Музыкальное развитие детей зависит от форм организации  музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями.    Одним из наиболее доступных и в то же время сильных средств воспитания детей является проведение музыкальных занятий. Музыкальные занятия являются основной организационной формой систематического обучения детей дошкольного возраста.    Музыкальные занятия оказывают влияние на формирование эстетического вкуса; способствуют становлению характера, норм поведения; обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями. Музыкальные занятия, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывают любовь к музыкальному искусству, формируют нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.    Система музыкально-эстетического воспитания позволяет знакомить детей на музыкальных занятиях, а именно на интегрированных занятиях с различными видами искусства. На таком занятии детям дают представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, поэзия, театр, хореография), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим, оригинальным языком передать мысли, настроения в каких-либо видах художественной деятельности2.    Взаимодействие  между видами искусств, их соотношения, взаимосвязи, взаимовлияние — принадлежит  к числу важнейших вопросов эстетики. В них скрещиваются разделы теоретические, связанные с трактовкой системы искусств, их специфики с творческими вопросами художественной практики. Характер взаимодействия между искусствами в ряде случаев существенно влияет на художественную полноценность тех или иных конкретных результатов творчества.    Вместе  с тем, разными путями все виды искусств идут к одному и тому же: к созданию художественных образов, правдиво отражающих реальную жизнь, формирующих общественное сознание человека и его личность. Существуя самостоятельно, искусства взаимодействуют, и основой этого взаимодействия являются общность эстетического освоения мира общественным человеком, единство решаемых всеми искусствами исторических задач3.    Вопросами изучения взаимодействия различных  видов искусств занимались Б.Т. Лихачёв, Н.И. Киященко, В.В. Неверов, М.Д. Таборидзе. А М.С. Каган, М.Е. Марков, Ю.А. Кремлёв которые считали, что в основе взаимодействия искусств лежит общность, существующая между ними, обусловленная их происхождением, единством социальных задач и функций, художественно-образной природой, приёмами и законами построения. Вопрос о взаимодействии и взаимовлиянии искусств нельзя ставить абстрактно. В одних случаях взаимодействие может быть очень плодотворным, имеющим положительные последствия, в других — неплодотворным, дающим отрицательные -результаты. плодотворно или неплодотворно взаимодействие искусств — в общей форме ответить на этот вопрос нельзя. Всё зависит от конкретного характера взаимодействия. В процессе интегрированных занятий синтез музыки и других видов искусств проходит непосредственно и соединяет их в едином воздействии, что отражается на творческом процессе и развивает детей эстетически и духовно.