Конспект урока по теме …онимы, или Что такое красота? (Лексическое богатство русского языка) в 5 классе

5 класс
Обобщающий урок по теме «онимы, или Что такое красота?»

Цели урока:

- обучающая: систематизировать знания пятиклассников о синонимах, антонимах, показать их выразительные возможности в художественных и публицистических текстах;
- развивающая: развивать у школьников умение анализировать текст в единстве содержания и формы;
- воспитательная: доказать мысль о многоликости красоты вокруг нас; воспитывать любовь к родному языку, прививать потребность в стройной, выразительной и благозвучной речи.

Ход урока.

1.Осмысление темы урока.
Учитель: Прочитайте, пожалуйста, тему урока. (На доске и в индивидуальных листах учеников тема записана так: «онимы, или ______________________________?»)
Ученики: Мы будем повторять синонимы, антонимы, омонимы. Но в названии урока две части, вторая представляет собой вопрос.
Учитель: Какой это вопрос, вы узнаете из словарной разминки.

2. Словарная разминка.

Ученики вставляют пропущенные буквы в словосочетаниях, написанных на индивидуальных листах, проводят этимологический анализ некоторых слов:

Пркснуться к веч(?)ной крсте, влклепие родной природы (др/рус. «вель» - большой, «лепота» - красота), искре(н, нн)е наслждение изящ(?)ным, и(с, сс)ку(с, сс)тво (однокоренные слова: вкусить, искусить, искушение) превоплщения, во(с, з)хщаться (др/рус. – «увлекаться», однокоренное слово – похитить) жвписной панорамой, пркрас(?)ное длёко, млвидность лица, внутре(н, нн)я чстота, блгродные чу(?)ства (др/рус. «чувати» - слушать, осознавать).

Учитель: Ребята, какой темой объединены записанные словосочетания?
Ученики: Темой красоты.
Учитель: Что такое красота? На этот вопрос мы будем сегодня искать ответ. Впишите этот вопрос в название урока.
Учитель: Первый ответ на вопрос урока дают записанные словосочетания. Выпишите из них синонимы к слову «красота». Вспомните, что такое синонимы.
Ученики: Синонимы – от греч. syn – «со» + onyma – «имя» - слова, близкие по значению.
В словосочетаниях мы встретили такие синонимы к слову «красота»: великолепие, живописность, прекрасное, миловидность.
Учитель: Какие антонимы к этому слову вы можете подобрать? Вспомните, что такое антонимы.
Ученики: Антонимы – от греч. anti – «против» + onyma – «имя» - слова, противоположные по значению. Антонимы к слову «красота» - безобразие, уродство.
Учитель: Впишите синонимы и антонимы к слову «красота» в свои листы с заданиями.

3. Анализ предложенных текстов.

Учитель: Наполнить конкретным содержанием ответ на вопрос урока вам помогут подобранные мною тексты.
Прочитайте, пожалуйста, первый текст и ответьте, «красив» ли он.
Ученики читают текст, записанный на индивидуальном листе:

Человек – творец всего вокруг. Его творчество разнопланово: это и памятники архитектуры, и полотна художников, и произведения народных промыслов, и наши города, парки, скверы Творения человека бессмертны, как вечно и его желание творить.

Ученики: Текст некрасив, потому что, во-первых, он не относится к художественному стилю и, во-вторых, в нём много однокоренных слов.
Учитель: Чтобы сделать этот текст благозвучным, замените, пожалуйста, однокоренные слова синонимичными.
Возможный вариант правки текста:

Человек – творец всего вокруг. Его творчество разнопланово: это и памятники архитектуры, и полотна художников, и произведения народных промыслов, и наши города, парки, скверы Дела человека бессмертны, как вечно и его желание создавать красоту.

Учитель: На основе изменённого текста сделайте вывод, о каких гранях красоты вы узнали.
Ученики: Красота – это стройность и благозвучие нашей речи, великолепие творений человека.
Учитель: Продолжим наши наблюдения. Прочитайте, пожалуйста, второй текст и восстановите его, включив в него слова-антонимы.
Ученики читают и восстанавливают текст Н. Сладкова:

Странный в сентябре лес – в нём рядом и весна, и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблёкшие и живые цветы. Тёплое солнце и холодная радуга. Увядание и расцвет. Тишина и песни. И грустно, и весело.

Учитель: О каком еще одном лике красоты вы узнали из текста?
Ученики: О прелести, живописности окружающего мира.
Учитель: Н. Сладков добился этого благодаря использованию слов-антонимов, которые помогли создать пёструю картину сентябрьского леса, где сочетаются противоположные краски, состояния, ощущения.
Учитель: Но красота имеет не только внешние проявления. Вспомните и перескажите древнюю легенду «Художники». (Ребята подробно анализировали этот текст на занятии спецкурса.)

Художники.

В давние времена пришли художники к царю разрешить спор, как надо расписывать дворцы и храмы.
Одни говорили: писать надо так, как пишут они, не иначе.
Другие, напротив, превозносили своё умение.
Отвёл царь и тем и другим художникам одну мастерскую, повелев разделить её занавесом на две половины – ровно.
И вот художники приступили к работе.
Первые принесли горшки тонкотёртых красок: синюю краску, как небо ночью; красную, как маки на закате; зелёную, как море утром; жёлтую, как песок под солнцем; розовую, как ногти женщины.
Другие же художники красок не принесли вовсе, зато все старания приложили к тому, чтобы стену свою сделать глаже воды и чище снега.
Когда одни художники роспись закончили, то и другие объявили работу готовой.
Тогда царь удивился и спросил:
- Какая же это работа, если вы за краски не брались?
Они ответили:
- Сними занавес и суди.
Занавес убрали.
И – чудо! – белая стена, чистая, как снег, гладкая, как вода, засверкала всеми красками той стены, что была напротив.
Отраженье прекрасного было так же прекрасно: синяя краска – как небо ночью, красная – как мак на закате, зелёная - как море утром, жёлтая – как песок под солнцем, розовая – как ногти женщины.
И все увидели, что обе стены великолепны.
И, радуясь красоте, которую дано им создать, художники помирились.
А царь сказал:
- Двумя способами душа наша может стать прекрасной – украсив себя талантом и чистотою. Ибо прекрасное отражается в ч и с т о т е.

Учитель: Какова основная мысль этой легенды? В чьих словах она выражена? Оформите это предложение на своих индивидуальных листах.
Ученики записывают предложение:
Царь сказал: «Душа украшает себя талантом и чистотою. Ибо прекрасное отражается в чистоте».
Учитель: О каком проявлении красоты вы узнали из этого текста? Сделайте дополнение к нашим наблюдениям.
Ученики: Красота – это ещё и душевная чистота.

4. Подведение итогов урока. Формулировка вывода.
Учитель: Итак, сегодня мы искали ответ на вопрос: что такое красота? Оформите свои наблюдения в виде схемы на ваших рабочих листах.

Красота

стройность и душевная чистота
благозвучие речи
великолепие живописность
творений окружающего
человека мира

Учитель: Напишите вывод урока, доказав мысль о том, что красота многолика.

5. Домашнее задание.
Какой «лик» красоты вам ближе? Напишите об этом сочинение-миниатюру.


Индивидуальный лист для работы учащихся на уроке.

онимы, или ______________________________?

1. Пркснуться к веч(?)ной крсте, влклепие родной природы, искре(н, нн)е наслждение изящ(?)ным, и(с, сс)ку(с, сс)тво превоплщения, во(с, з)хщаться жвписной панорамой, пркрас(?)ное длёко, млвидность лица, внутре(н, нн)я чстота, блгродные чу(?)ства.

Красота - __________________________________________________________________
__________________________________________________________________

2. Человек – творец всего вокруг. Его творчество разнопланово: это и памятники архитектуры, и полотна художников, и произведения народных промыслов, и наши города, парки, скверы Творения человека бессмертны, как вечно и его желание творить.

3. Странный в сентябре лес – в нём рядом и весна, и _________. Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблёкшие и __________ цветы. Тёплое солнце и __________ радуга. Увядание и ___________. Тишина и песни. И грустно, и ___________.

4.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Красота многолика. ________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 Эхо. Предания, сказания, легенды, сказки/ Сост.: В.Б. Муравьев и Л.Г. Чудова. – М.: Детская литература, 1973. – С.21-22.











15