Рабочая программа Русский язык, 1 класс. УМК Гармония

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №60




Рабочая программа
по предмету «Русский язык»
(УМК «Гармония»)



1 класс


Учитель:
Фролова Алла Владимировна
Первая квалификационная категория



1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по курсу «Русский язык» образовательной области «Филология» разработана на базе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ средней общеобразовательной школы №60 и авторской программы курса «Русский язык» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. (2011г.). Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру и авторской программой учебного курса. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Содержание программы курса «Русский язык» 1 класса рассчитано на 50 часов (5 часов в неделю). Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект «Гармония», включающий:
учебник (Соловейчик М.С., Кузьменко «К тайнам нашего языка», 1 класс. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011)
Рабочая тетрадь (Соловейчик М.С., Кузьменко Рабочая тетрадь по русскому языку для 1 класса) - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012),
Тестовые задания (Тестовые задания по русскому языку 1 класс / М. В. Сычева, Л.Д.Мали ; под редакцией М.С. Соловейчик. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012),
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка». Метод. рекомендации к учебнику по русскому языку. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012.
Мали Л. Д. и др. Пособие для учителя «Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка» для 1 класса (под ред. М.С. Соловейчик). – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011.

В авторскую программу внесены следующие изменения. Авторами отводится на изучение русского языка 50 часов и 5 резервных (5 часов неделю), в рабочей программе в календарно-тематическом планировании резервные уроки включены в общую систему уроков и всего 55 часов на изучение курса «Русский язык».
Предлагаемый курс имеет практическую направленность. Он ориентирован на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органичный процесс. При этом под обучением понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием, во-первых формирование лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых - совершенствование чувства слова, языковой интуиции детей. Важным компонентом развития школьников считается и становление у них основ учебной самостоятельности, в том числе потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов. Воспитание связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием культуры речевого поведения и заботливого отношения к качеству своей речи.
В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку: а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли и грамотно оформлять их в письменной речи.
Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает планомерное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1-го класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.
Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им. В связи с этим в программе делается попытка представить не только понятийное содержание обучения, но и перечень тех основных языковых и речевых действий, которые осваивают учащиеся.
В курсе русского языка первого класса, как и в период обучения грамоте, в центре внимания находятся понятия: родной язык, устная и письменная речь, слово, звук, буква.
В связи с работой над словом осуществляется первоначальная группировка по частям речи (без использования терминов). Наряду со словами-названиями (в том числе и словами со значением количества, поскольку они широко применяются на уроках математики), для первоклассников выделяются слова-указатели (преимущественно местоимения) и слова-помощники, к которым отнесены не только предлоги, но и союзы (пока без их разграничения). В основу проведенного деления положен функциональный признак.
Центральная задача курса русского языка первого класса обобщить и систематизировать знания детей по фонетике и графике, приобретенные в период обучения грамоте, закрепить их фонетические и графические умения. Для практического использования вводится простейшая фонетическая транскрипция. При повторении вопросов графики большое внимание уделяется освоению алфавита, что важно для формирования умения пользоваться словарями и справочниками.
Ядро орфографической работы на данном этапе обучения составляет формирование умения обнаруживать орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Термин «орфограмма» в 1-м классе не вводится до 2-го класса он заменяется выражением «опасное при письме место».
Особенности в решении вопросов развития речи.
Внимание учащихся привлекается к тому, что у говорящего всегда есть собеседник, с ориентировкой на которого человек обычно и строит свою речь. Выведенные два главных требования к речи быть понятной и вежливой по отношению к собеседнику стержень работы над культу рой речи и речевым поведением, над правильностью и эстетикой письма.
Первоклассники практически наблюдают над стилевым расслоением речи, учатся разграничивать «сухую» научно-деловую и эмоциональную, образную художественную (разговорно-художественную) речь. Первая для детей названа деловой, а вторая картинной (изобразительной), так как в ней словами рисуются картины, которые слушающий или читающий представляет.
Обучаясь созданию речевых произведений, школьники осваивают несколько жанров: устное воспоминание, записка, телеграмма, поздравление, письмо.
В связи с работой над нормами произношения, над лексическим значением слов и частично над правописанием учащиеся приобретают первый опыт использования различных видов словарей, имеющихся в учебнике.
Важнейшим лексическим умением, формируемым в 1 -м классе, является умение ребенка самостоятельно замечать незнакомые слова и стараться выяснять их значения.

2.Содержание изучаемого материала .
Круг сведений о языке, речи и правописании.

Язык и речь (16 ч). Родной язык и иностранные языки. Речь деловая и изобразительная (картинная), устная и письменная. Главные требования к речи: быть понятной и вежливой. Оформление мыслей (предложений) в устной речи и при письмe. Правильное и красивое письмо как важное условие понятности и вежливости речи.
         Записка, письмо, телеграмма, поздравление - особенности их содержания, структуры и письменного оформления.

Слово (6 ч). Группы слов: слова-названия людей, животных, вещей и т.д., их признаков, действий, количества; слова-указатели; слова-помощники. Собственные имена.

Звуки и буквы (23 ч). Звуки русского языка: гласные и согласные; гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие, парные и непарные; согласные звонкие и глухие, парные и непарные (обобщение). Элементарная транскрипция (термин не употребляется) как способ обозначения звукового состава слов.
Буквы, алфавит; использование алфавита в словарях. Способы обозначения твердости-мягкости согласных буквами гласных и ь; способы обозначения звука [й'] буквами е, ё, ю, я; й (обобщение).

Орфограммы  («опасные при письме места»), их признаки: начало и конец каждой мысли, границы слов, собственные имена, перенос слов, ударные слоги жu-.ши, ча-ща, чу-щу_ безударные гласные звуки, парные по глухости-звонкости согласные на конце слов и перед другими парными по глухости-звонкости. Способы нахождения «опасных мест» и их указание в записанном тексте.
         Графические и орфографические неправильности («описки и ошибки») как препятствия для понимания письменной речи. Проверка написанного и способы исправления погрешностей. Состав действий списывания и письма под диктовку.

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В 1 КЛАССЕ.
Ученик научится:
соблюдать основные правила участия в общении на уроке;
пользоваться формулами речевого этикета в типовых ситуациях (приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности);
различать слово и предложение;
выделять предложение, слово из потока речи; – различать слова по их функции («работе»): называют, указывают, помогают другим словам; ставить вопросы к словам-названиям, разграничивать слова по вопросам кто? что? какой? какая? какие и др.;
различать звуки и буквы;
выделять последовательность звуков слова, характеризовать каждый (гласный / согласный,гласный:ударный/безударный,согласный:твёрдый/мягкий,звонкий/ глухой); строить модель слогового и звукового состава слова из 5–6 звуков;
правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке;
правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков и звук [й’] (без случаев с разделительными знаками), объяснять выбор способа обозначения;
обнаруживать орфограммы («опасные места») по освоенным признакам: начало и конец
мысли, граница слова, собственное имя, ударный слог жи-ши (ча-ща, чу-щу); буква на месте безударного гласного звука, а также парного по глухости-звонкости согласного на конце слова и перед другим парным по глухости-звонкости согласным;
правильно оформлять границы предложений: обозначать начало большой буквой, а конец точкой (вопросительным или восклицательным знаком в ясных случаях);
обозначать пробелами границы слов;
писать большую букву в собственных именах;
соблюдать основное правило переноса слов (по слогам, не оставляя и не перенося одну букву);
правильно писать ударные слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу;
списывать и писать под диктовку учителя (по освоенной технологии);
правильно писать следующие слова с непроверяемыми орфограммами: альбом, весело,
воробей, девочка, карандаш, картошка, красиво, мальчик, Москва, пальто, пенал, портфель, пошёл, ребята, собака, спасибо, ученик, учительница, хорошо, щенок.
Ученик получит возможность научиться:
участвовать в диалоге, в общей беседе, соблюдая принятые правила общения; соблюдать
основные правила речевого поведения в повседневной жизни;
осознавать наличие разных задач речи и различать деловые сообщения и словесные
картинки;
конструировать (из предложенных слов и сочетаний) записки, поздравления; использовать записки в общении со сверстниками, с близкими;
замечать слова, значения которых ученику неизвестны, спрашивать о них, находить в толковом словаре учебника;
в соответствии с литературными нормами произносить слова, помещённые в словарь учебника «Как правильно говорить?»
использовать знание алфавита для поиска слов в словарях учебника;
обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки (обозначение твёрдости и мягкости, звука [й,], пропуски, перестановки и замены букв; нарушения изученных орфографических правил), в специально предложенных записях и в собственных.

4.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.- 31с. (Стандарты второго поколения).
Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011. -317с. - (Стандарты второго поколения).
Программы общеобразовательных учреждений. Образовательная область «Русский язык» 1-4 классы: программа и поурочно-тематическое планирование: / Кубасова О.В. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Под редакцией М. С. Соловейчик, - Москва: АСАDЕМА, 2011
М.С. Соловейчик, О.В. Кубасова Русский язык в начальных классах. Сборник методических задач. - Москва : АСАDЕМА, 2011

УМК для учащихся:
М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка». Учебник по русскому языку для 1 класса. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011
М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка». Рабочая тетрадь по русскому языку для 1 класса. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Сычева М.В., Мали Л.Д.; под редакцией М.С. Соловейчик. – Смоленск: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2012
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Комплект наглядных пособий к урокам обучения грамоте и русского языка (под ред. М.С. Соловейчик). 1-4 классы. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010

Для учителя:
Андрюхова А.А. , Шевердина Н.А.«Уроки развития речи в начальной школе» методика и практика преподавания». - Ростов-на-Дону: «Феникс, 2003
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка». Учебник по русскому языку для 1 кл. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка». Рабочая тетрадь по русскому языку для 1 кл., - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка». Метод. рекомендации к учебнику по русскому языку. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012.
Мали Л. Д. и др. Пособие для учителя «Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка» для 1 класса (под ред. М.С. Соловейчик). - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2011.
Сычева М.В., Мали Л.Д. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Автор: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2012
Макашова Е.Ф., Н.С.Жидкова Поурочные планы по учебнику М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка». – Волгоград: «Учитель», 2011
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Харченко О. О. Современные подходы к обучению орфографии: курс лекций. /Газета «Первое сентября», приложение «Начальная школа», 2006, №№17–24.
Узорова О.В., Е.А.Нефедова. Справочное пособие по русскому языку» М. «Аст-Астрель», 2007
Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка». - М.: «Аст-Астрель», 2002
Жиренко О.Е., А. В. Кочергина, Л.И. Гайдина «Учим русский с увлечением « в 2 частях. – Москва: «5 за знания», 200 5.тематическое планирование
(5 часов в неделю. 50 часов: 46/4р.)
Темы курса
Тематика уроков, содержание работы

Характеристика деятельности учащихся


Язык и речь (16 ч.: 15/1р.)

Знакомство с учебником
русского языка (1ч.)






О нашей речи (2 ч.)
















Какие бывают слова?
(6 ч.)




















Разные языки: родной
и иностранные (2 ч.)













Речь устная и письменная
(5 ч.: 4/1 р.)






Знакомство с учебником
Название учебника, его структура, условные обозначения, персонажи. Обсуждение письма авторов. Повторение сведений об «опасных при письме местах».



Повторение изученного о речи
Речь как способ общения людей. Главные требования к речи: быть понятной и вежливой. Деловые сообщения и словесные картинки как разновидности речи. Уточнение действий при списывании, повторение изученных правил письма.
Роль слов в речи
Создание собственных высказываний на основе различных источников. Наблюдение за использованием слов. Оформление мыслей (предложений) в устной речи и при письме. Правильное и красивое письмо как важное условие понятности и вежливости речи.




Знакомство с тремя группами слов: названиями, указателями, помощниками
Части речи (без термина) как группы слов, отличающиеся значением и вопросами. Деление частей речи на самостоятельные и служебные (предварительное знакомство без использования терминов).
Слова-названия, отвечающие на вопросы кто? что?
Значения имён существительных (без термина), отвечающих на вопросы «кто?», «что?»; разграничение таких слов.
Знакомство с собственными именами
Значение и написание собственных имён.
Расширение сведений о собственных именах
Названия стран, городов, деревень, улиц, рек, книг, журналов как собственные имена.
Упражнение в выявлении и написании собственных имён
Обобщение по теме
Обучение проверке своих знаний и умений.

Какие бывают языки?
Знакомство с понятиями «родной язык», «иностранные языки». Русский язык как государственный (без термина).
Кто такие переводчики?
Речь на родном и иностранном языке; знакомые книги иностранных авторов; роль переводчиков.






Устная и письменная речь, оформление границ предложения Особенности оформления мыслей (предложений) в устной и письменной форме. Определение количества предложений в устной и письменной речи.
Выразительность устной и письменной речи
Использование средств выразительности устной и письменной речи. Разыгрывание ситуаций. Словесное рисование.
Раздельное написание слов в предложении. Запятая при перечислении
Упражнение в выявлении и правильной записи слов-помощников.
Разграничение приставок и предлогов (без терминов)
Освоение способа разграничения приставок и предлогов; его применение при письме.
Закрепление умения определять границы слов и предложений, оформлять их при письме
Упражнение в записи слов, предложений, текстов.

Рассматривать обложку, страницы книги, вычленять отдельные элементы, распознавать детали, несущие незнакомую информацию. Читать письмо авторов, анализировать его построение, выбор cлов, соблюдение правил речи. Просматривать учебник, находить подтверждения слов из письма авторов. Обнаруживать в записи «опасные места». Планировать процесс списывания и действовать по плану.
Анализировать модель речи, с опорой на неё строить сообщения. Участвовать в беседе, соблюдая правила общения. Вступать в общение с персонажами, отвечать на их вопросы. Сравнивать записи, различать правильные и неправильные, группировать их, аргументировать решение. «Озвучивать» рисунки, математические записи, использовать средства выразительности устной речи. Конструировать предложения. Анализировать высказывания, квалифицировать их как «деловое сообщение», «словесный рисунок». Вступать в беседу со взрослыми дома, задавать вопросы, выслушивать ответы и на их основе строить сообщения, рассказы; планировать свою речь с помощью опорных слов.
Анализировать предложения, выявлять причины его неясности. Читать вопрос-заголовок, ставить задачи урока. «Рассыпбть» предложения на слова, классифицировать их в зависимости от вопроса и значения. Делать вывод о наличии в языке групп слов, обобщать сведения. Анализировать значения слов, ставить вопросы к словам, классифицировать их. Конструировать предложения, находить «опасные места», списывать, действуя по алгоритму; моделировать диктуемое предложение и писать его под диктовку с опорой на модель. Выявлять слова, значения которых требуют уточнения; обращаться к словарю, находить в нём нужное слово. Анализировать слова, выбирать написание. Читать сообщения, находить нужные сведения. Отвечать на вопросы персонажей, аргументировать ответы. Находить в учебнике требуемую информацию, в том числе для проверки своих знаний, умений.


Сравнивать значения слова «язык», анализировать ответ персонажа, выявлять причину неправильности. Анализировать родственные связи слов, делать умозаключение о значении слова. Инициировать беседу дома на обсуждаемую тему, определять свою точку зрения. Сравнивать слова, произносимые на разных языках. Читать, «добывать» ответ на вопрос учебника. Рассматривать и сравнивать обложки книг, выявлять их авторов, квалифицировать книги как знакомые и незнакомые. Списывать, действуя по освоенному алгоритму. Находить слова в словаре, выписывать их. Анализировать урок с точки зрения приобретения новых сведений, обобщать их.

Анализировать речевые ситуации, изображенные на рисунках, разграничивать их с точки зрения использования разновидностей речи. Читать, выявляя новые сведения. Определять границы предложений при зрительном восприятии текста, передавать их с помощью языковых средств в устной речи и при письме. Соотносить текст и его модельную запись, схематически записывать текст, воспринимаемый на слух. Создавать на основе рисунков словесную картину, разыгрывать ситуацию, используя средства выразительности устной речи. Списывать и писать под диктовку, выполняя необходимый алгоритм действия.
Сравнивать слова с одинаково звучащими приставками и предлогами, по опорной схеме формулировать способ их разграничения и применять его при письме.

Фонетика. Графика. Орфография (25 ч.: 23/2 р.)

Звуки русского языка
(5 ч.: 4/1 р.)















Буквы русского языка (4 ч.)



















Звуки и буквы («Как работают буквы?» (9 ч.: 8/1 р.)










































Что значит писать правильно?
(7 ч.)

Звуки речи. Новый способ их обозначения
Повторение изученного о звуках речи, характеристика звуков. Элементарная транскрипция (без использования термина) как способ обозначения звукового состава слова.
Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости
Характеристика отдельных согласных звуков, их сопоставление и обозначение новыми условными значками.
Освоение нового способа обозначения звукового состава слов
«Чтение» звуковых моделей, сопоставление звуков, их характеристика. Исправление звуковых ошибок. Игры со звучащим словом.
Звуковой анализ слов
Выделение отдельных звуков слова и их последовательности. Запись слов значками звуков, деление слов на слоги. Сопоставление звуков и букв в словах, предупреждение смешения понятий «звук» и «буква».
Упражнение в записи под диктовку, в соотнесении звуков и букв

Знакомство с алфавитом
Буквы как значки звуков. Алфавит: название букв, их последовательность. Обращение к словарям учебника как мотивация изучения алфавита; использование алфавита при работе со словарями.
Освоение алфавита
Выполнение различных упражнений в расположении букв и слов по алфавиту. Работа над «словарными словами».
Продолжение освоения алфавита
Упражнение в определении алфавитного порядка слов и их списывании; повторение правил письма.
Тренировка в расположении слов по алфавиту
Выполнение различных упражнений, работа с орфографическим словарём.

Обозначение мягкости согласных звуков буквами гласных
Различение твёрдых и мягких согласных звуков; их обозначение на письме с помощью букв гласных Правописание гласных в сочетаниях «жи–ши, ча–ща, чу–щу» (под ударением).
Обозначение мягкости согласных с помощью ь
Сопоставление двух способов обозначения мягкости согласных звуков. Обучение выбору нужного способа.
Обозначение мягкости согласных разными способами
Закрепление умения выбирать способ обозначения мягкости согласных. Перенос слов с ь.
Применение изученных правил письма
Упражнение в различении звуков и букв и письме под диктовку.
Буквы е, ё, ю, я как способ обозначения звука [й,]
Сопоставление функций указанных букв. Повторение двух способов обозначения звука [й,] и правила выбора нужного способа.
Два способа обозначения звука [й,] (закрепление)
Упражнение в выборе способа обозначения звука [й,].
Обозначение звука [й,] буквами
Различение звуков и букв; звуковой анализ написанных слов. Выбор способа обозначения звука [й,]. Перенос слов с букой й.
Обозначение мягкости согласных и звука [й,] (обобщение)
Соотнесение звуков и букв при списывании и письме под диктовку. Применение освоенных правил письма. Обучение проверке написанного.
Упражнение в письме под диктовку и соотнесении звуков и букв

Правильное письмо – письмо без описок
Описка как нарушение правильности речи, как препятствие для понимания. Разновидности описок, их выявление и способы исправления. Мотивация самопроверки написанного.
Правильное письмо – письмо без ошибок
Продолжение мотивации самопроверки написанного. Знакомство с понятием «ошибка» и способами их исправления. Повторение освоенных правил письма. Уточнение понятия «правильное письмо».
Обучение проверке написанного
Совершенствование речевых умений и орфографической зоркости; закрепление умения списывать. Освоение «словарных слов», повторение алфавита.
Повторение изученных правил письма. Работа со словарём
Тренировка в определении и обозначении границ предложений, в применении изученных правил, в правильной записи словарных слов и списывании текста; обучение работе со словарём.
Проверочная фонетико-графическая работа и тренировочный диктант
Выполнение фонетико-графических заданий на основе зрительно воспринимаемого текста. Обучение самооценке освоения материала. Тренировка в записи под диктовку.
Письмо под диктовку. Обучение самопроверке
Совершенствование умения писать под диктовку и проверять написанное.
Контрольный диктант с дополнительными заданиями

Выделять определённый звук, последовательность звуков, характеризовать звук по известным признакам (по указанному признаку). Выявлять слово по характеристике его звуков (определённого звука); группировать слова с учётом характера звукового состава; составлять звуковые схемы слов, сравнивать их. Осознавать противоречие: звуковые схемы одинаковые, а слова и звуки в них разные. Слушать (читать) информацию для поиска способа разрешения противоречия; осознавать приобретённую информацию как способ решения задачи. Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию. Сравнивать и различать звуки по заданным характеристикам. «Читать» модельные записи слов; фиксировать звуковой состав слова значками транскрипции («значками звуков»). Разграничивать буквы и звуки в словах, соотносить буквы и скрытые за ними звуки, классифицировать, группировать слова в зависимости от характеристики указанных звуков, от их звукового состава.

Различать буквы русского и иностранного языков. Слушать (читать), выявляя нужные сведения. Сравнивать значения слов, уточнять их по словарю; наблюдать за расположением слов в словаре. Делать умозаключение о необходимости знания алфавита. Выявлять алфавитный порядок слов, располагать слова по алфавиту (применительно к разным жизненным ситуациям). Анализировать порядок букв, слов, различать их последовательности как правильные или неправильные. Находить в словах «опасные места» (на слух и зрительно), выяснять (проверять) буквы по словарю.






Сравнивать естественное звучание слова и его звучание при графической ошибке; вычленять неверно обозначенный звук, объяснять ошибку. Формулировать (с опорой на модель) способ действия при выборе буквы, выполнять нужные действия. Планировать решение задачи письма. Обобщать (с опорой на модель) правила русской графики; создавать с помощью модели и ключевых слов деловые монологические высказывания. «Переводить» звуковые записи слов в буквенные, анализировать и классифицировать слоги, слова с учётом характера звука, его позиции в слове и способа обозначения буквой. Сравнивать способы обозначения мягкости согласных звуков, (звука [й,]); выбирать нужный способ в зависимости от позиции звука в слове. Различать правильные написания и неверные, проверять написанное, а также контролировать ход рассуждения персонажа (другого ученика), находить и исправлять ошибки. Применять правила в свободном письме (под диктовку, при оформлении своих мыслей); проверять собственные записи.

















Находить опечатки (описки) в тексте, выявлять их влияние на понимание мысли; делать вывод о необходимости проверки написанного. Участвовать в обсуждении «мнения» персонажа, высказывать свою точку зрения. Разграничивать описки (пропуски, замены букв) и ошибки (места на правила); осознавать различия в способах действия для поиска описок и ошибок, выполнять эти действия. Находить на слух и зрительно места на изученные правила, применять их; обнаруживать другие «опасности письма», обращаться к словарю учебника для решения задач, находить в нём нужные слова, задавать вопросы о написании слов. Различать звуки и буквы, анализировать звуки на основе восприятия письменного текста; находить в тексте, группировать слова по указанным признакам; выявлять недостаточно понятные слова. Регулировать свои действия при списывании, письме под диктовку и проверке написанного. Оценивать свои действия.


Язык. Речь. Практика речевой деятельности (9 ч.: 8/1р.)

Записки (2 ч.)








Как пишут письма и телеграммы? (4 ч.: 3/1 р.)










Поздравления (2 ч.)





Перелистаем учебник (1ч.)


Записка: её назначение и строение
Ситуации написания записок. Способы проявления вежливости в разных частях записки. Повторение изученных правил письма; проверка написанного.
Конструирование и самостоятельное написание записок разных видов

Письмо, его содержание, построение и оформление
Ситуации написания писем. Формирование умения писать письма, проверять и улучшать написанное.
Написание письма учителю
Телеграмма и её особенности
Обучение сжатому формулированию и правильному письменному оформлению мысли.
Составление телеграмм

Как пишут поздравления
Первичное знакомство со структурой поздравления
Написание поздравлений друзьям, близким, учителю

Перелистаем учебник
Обобщающее повторение по страницам учебника; обсуждение успехов, трудностей и отношения к урокам русского языка.

Анализировать записи, определять цель их создания. Получать информацию из учебника о названии записей (записка, телеграмма, письмо, поздравление), их строении и правилах оформления при письме. Соотносить средства языка (слова) со структурными частями: обращением, приветствием, прощанием. Конструировать записки, поздравления из готовых элементов, телеграммы из предложений; «сжимать» предложение до телеграммы; развёртывать телеграмму в предложение. Редактировать записки, телеграммы, поздравления. Писать свои поздравления, записки, письма, выбирать обращения, пожелания и другие средства языка с учётом адресата речи. Использовать освоенные речевые жанры в практике общения.
Обсуждать правила письменного общения, способы проявления вежливости.









Анализировать и оценивать свои достижения и трудности; осознавать своё отношение к урокам русского языка.

6. календарно-тематическое планирование.
Русский язык (55ч).
(5 ч в неделю).
Учебник: Соловейчик М.С. Русский язык «К тайнам нашего языка». 1класс.– Смоленск, 2011

Дата.
Тема урока.



О нашей речи.


04.03
Знакомство с учебником.


05.03
Повторение изученного о речи.


06.03
Роль слов в речи.



Какие бывают слова?


07.03
Знакомство с тремя группами слов: названиями, указателями, помощниками.


10.03
Слова-названия, отвечающие на вопросы кто? что?


11.03
Знакомство с собственными именами.


12.03
Расширение сведений о собственных именах.


13.03
Упражнение в выявлении и написании собственных имён.


14.03
Обобщение по теме «Какие бывают слова?»



Разные языки: родной и иностранный.


17.03
Какие бывают языки?


18.03
Кто такие переводчики?



Речь устная и письменная.


19.03
Устная и письменная речь, оформление границ предложения.


20.03
Выразительность устной и письменной речи.


21.03
Раздельное написание слов в предложении.


02.04
Разграничение приставок и предлогов (без терминов).


03.04
Закрепление умения определять границы слов и предложений, оформлять их при письме.



Звуки русского языка.


04.04
Звуки речи. Новый способ их обозначения.


07.04
Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости.


08.04
Освоение нового способа обозначения звукового состава слов.


09.04
Звуковой анализ слова.


10.04
Упражнение в записи под диктовку, в соотнесении
звуков и букв.



Буквы русского языка. Алфавит.


11.04
Знакомство с алфавитом.


14.04
Освоение алфавита.


15.04
Продолжение освоения алфавита.


16.04
Тренировка в расположении слов по алфавиту.



Как работают буквы?


17.04
Обозначение мягкости согласных звуков буквами гласных.


18.04
Обозначение мягкости согласных с помощью ь.


21.04
Обозначение мягкости согласных разными способами.


22.04
Применение изученных правил письма.


23.04
Буквы е, ё, ю, я как способ обозначения звука [й’].


24.04
Два способа обозначения звука [й’] (закрепление).


25.04
Обозначение звука [й’] буквами.


28.04
Обозначение мягкости согласных и звука [й’] (обобщение).


29.04
Упражнение в письме под диктовку и соотнесении
звуков и букв.



Что значит писать правильно?


30.04
Правильное письмо – письмо без описок.


02.05
Правильное письмо – письмо без ошибок.


05.05
Упражнение в правильном письме и проверке написанного.


06.05
Повторение изученных правил письма. Работа со словарём.


07.05
Проверочная фонетико-графическая работа.


08.05
Работа над ошибками. Работа со словарём.


12.05
Письмо под диктовку. Обучение самопроверке.


13.05
Письмо под диктовку. Обучение самопроверке.


14.05
Контрольный диктант.


15.05
Работа над ошибками. Работа со словарём.



Учимся писать записки.


16.05
Записка: её назначение и строение.


19.05
Конструирование и самостоятельное написание записок разных видов.



Как пишут письма и телеграммы.


20.05
Письмо, его содержание, построение и оформление.


21.05
Написание письма учителю.


22.05
Телеграмма и её особенности.


23.05
Составление телеграмм.



Поздравим друг друга!


26.05
Как пишут поздравления.


27.05
Написание поздравлений друзьям, близким.


28.05
Написание поздравлений учителю.



Перелистаем учебник.


29.05
Перелистаем учебник.


30.05
Обобщающее повторение по страницам учебника.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 142415




Ўђ Заголовок 1 Заголовок 215