Рабочая программа. Русский язык. УМК Гармония

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Харанорская основная общеобразовательная школа
Забайкальского района Забайкальского края


Утверждаю
Директор МОУ
Харанорской ООШ
________ В.И.Березина
«___»__________201__г.



Рассмотрено
Руководитель МО
учителей начальных классов
______ Н.Н.Нестерова
«___»________201__г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Наименование курса: русский язык
Класс: 4


Составитель: Нестерова Надежда Николаевна,
учитель начальных классов Педагогический стаж: 16 лет










п/ст. Харанор, 2016
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения предмета «Русский язык»

У выпускника будут сформированы:
- представление о русском языке как языке его страны; осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;
- понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.
Выпускник получит возможность для формирования:
- понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; выраженного познавательного интереса к русскому языку; сознательного отношения к качеству своей речи.

Метапредметные результаты освоения предмета «Русский язык»

Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;
действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.
выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;
находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;
самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;
пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;
применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;
понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;
владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;
подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;
делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;
осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;
анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;
проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.)
выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;
осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;
вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.
Выпускник получит возможность научиться:
начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;
создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты освоения программы «Русский язык»

Общие результаты освоения программы
Выпускники начальной школы:
овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;
освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);
овладеют основными орфографическими и пунктуационными умениями и в целом основами грамотного письма (в пределах изученного);
приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения.
Результаты освоения основных содержательных линий курса
Формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование речевой деятельности
Выпускник научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;
самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей;
пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов;
замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;
соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;
озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;
восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий);
строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо);
замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;
находить и устранять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи (яркие случаи);
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала;
письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление), небольшие тексты повествовательного и описательного характера;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам;
понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);
конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного окружения;
делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;
самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, рассуждения, сохраняя особенности оригинала;
создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции), небольшие тексты, содержащие описание, рассуждение, оценку чего-либо;
редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;
соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.

Формирование языковых умений
В области фонетики и графики
Выпускник научится:
различать понятия «звук» и «буква»;
определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки, словесно и схематически (при предъявлении слова звучащим или написанным);
понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде;
сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;
объяснять случаи несовпадения количества звуков и букв;
объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й,]; правильно обозначать твёрдость-мягкость согласных и звук [й,] при письме;
определять количество слогов в слове и их границы (на основе освоенных критериев);
определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных;
правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту; использовать знание алфавита при работе со словарями;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацным отступом («красной строкой»);
Выпускник получит возможность научиться:
обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции;
сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам;
классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.
В области словообразования
Выпускник научится:
владеть опознавательными признаками однокоренных слов для их выявления; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова, от синонимов и слов с омонимичными корнями;
выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами;
конструировать слова из заданных частей слова;
сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от строения;
соотносить слова с предъявленными моделями, выбирать из предложенных слова к заданной модели;
различать изменяемые и неизменяемые слова;
Выпускник получит возможность научиться:
выделять в словах основу (в простых случаях), понимать роль каждой из её частей (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);
отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;
понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (в пределах накопленного опыта), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме программы);
самостоятельно подбирать слова к предложенной модели;
выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия), выделять в слове нулевое окончание.
В области лексики
Выпускник научится:
осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;
выявлять в речи (устной и письменной) слова, значения которых требует уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника;
распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи);
стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов;
Выпускник получит возможность научиться:
выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;
наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать к предложенным словам 1–2 синонима, антоним;
понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении.
В области морфологии
Выпускник научится:
выявлять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного);
ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;
определять морфологические признаки слова (род, склонение, число, падеж имени существительного; род, число, падеж имени прилагательного; время, число, спряжение, лицо или род глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия;
сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам;
пользоваться словарями учебника «Какого рода и числа слово?», «Как правильно изменить слово?» для решения вопросов правильности речи;
правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы), личные местоимения 3-го лица с предлогами; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;
под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;
пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, в том числе использовать имена прилагательные, наречия для повышения точности, выразительности речи;
 Выпускник получит возможность научиться:
различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;
находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам;
выполнять полный морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия;
выделять наречия среди слов других частей речи;
соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;
видеть особенности изменения имён прилагательных на -ий, -ья, -ин;
замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их;
пользоваться именами числительными в речи, правильно изменять их;
понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе.
В области синтаксиса и пунктуации
Выпускник научится:
различать слова, словосочетания и предложения по освоенным признакам;
ставить от главного слова к зависимому смысловые вопросы;
составлять из заданных слов словосочетания с учётом связи «по смыслу» и «по форме»;
выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять в предложении главные и второстепенные члены;
различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); находить такие предложения в тексте; строить разные по цели и интонации предложения;
выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;
устанавливать связи членов предложения, отражать её в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
распознавать предложения с однородными членами, строить такие предложения и использовать их в речи; пользоваться бессоюзной связью, союзами и, а, но; ставить запятые перед союзами а, но, при бессоюзной связи («при перечислении»);
проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;
различать простые предложения (без однородных членов) и сложные предложения;
Выпускник получит возможность научиться
осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;
по смысловым вопросам определять значения словосочетаний;
строить словосочетания разных видов;
строить вопросы со словом «почему» и ответы на них; строить ответы на вопросы с учётом логического ударения;
создавать побудительные предложения со значением просьбы, пожелания;
различать виды второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство (простые случаи);
различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения (элементарные случаи);
осознанно (с учётом смысла) использовать в сложных предложениях и при однородных членах союзы и, а, но; ставить в сложных предложениях перед словами что, чтобы, потому что, поэтому запятую.
Формирование орфографических умений
Выпускник научится:
по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);
определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);
разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;
пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;
применять изученные орфографические правила (в объёме программы);
пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;
писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме);
списывать и писать под диктовку текст объёмом до 80 слов;
проверять написанное и вносить коррективы;
Выпускник получит возможность научиться
обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;
оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм;
применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой);
эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправ
·лять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
К концу обучения в начальной школе данная программа обеспечит готовность учащихся к продолжению лингвистического образования на следующей ступени.

















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Повторение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове. Выделение и определение значимых частей слова. Соотношение звуков и букв. Повторение речевых вопросов. Практическое овладение диалогической формой речи. Делаем дневниковые записи. Однозначные и многозначные слова. Звукобуквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Выделение и определение значимых частей слова. Значение и употребление в речи. Правописание безударных личных окончаний глагола. Развитие орфографической зоркости и совершенствование всех умений. Учимся передавать рассказы других и говорить о себе.
Словосочетание. Построение словосочетания как способ более точного называния предмета, признака, действия. Строение словосочетания: наличие главного и зависимого слова; связь членов словосочетания по смыслу и по форме. Некоторые значения словосочетаний (предмет и его признак; действие и место, время, способ его совершения), их отражение в вопросах: какой? какая? где? куда? когда? как? и др. Подчинение имени прилагательного имени существительному в роде, числе и падеже. Подчинение в падеже имени существительного другому имени существительному или глаголу. Вычленение словосочетаний из предложения и составление их. Соблюдение принятых правил связи слов как условие правильности речи (предупреждение ошибок в словосочетаниях со словами типа: одеть, надеть; рассказывать, описывать; любить, гордиться; доехать до; поехать в (на), приехать из (с) и т. п.).
Наречие. Знакомство с наречием, с его особенностями как части речи. Обучение правописанию наречий, образованию наречий. Значимость наречий в нашей речи. Обучение пересказу с заменой первого лица третьим. Проверяем себя.
Пишем объявления. Знакомство с особенностями объявления как речевого жанра. Составление и написание объявлений.
Имя существительное и имя прилагательное . Три склонения имен существительных, определение склонения. Способ решения орфографических задач в безударных падежных окончаниях имен существительных (кроме имен существительных на -ий, -ия, -ие, -мя) в единственном числе (путем подстановки слова того же склонения). Падежные окончания имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний  имен существительных всех трех склонений в разных падежах.
      Выбор падежной формы имени существительного по  «команде» глагола или другого имени существительного;  трудности в выборе падежной формы. Определение падежей, роль предлогов в образовании падежных форм, наблюдения за значениями некоторых из них. Употребление несклоняемых имен существительных (пальто, метро, кино, шоссе).
      Морфологическая характеристика имени существительного.
      Соблюдение правил культуры речи при изменении некоторых имен существительных (рот рта, во рту, лоб на лбу, лед льды, во льдах и др.), при образовании форм
именительного и родительного падежей множественного числа (повара, учителя, сторожа; помидоров, мандаринов, яблок, карандашей, мест, дел; стульев; уши, ушей и т.п.).
Обращение к словарю «Как правильно изменить слово?» для  нахождения верного решения.
      Склонение имен прилагательных. Определение рода, числа, падежа имени прилагательного по имени существительному. Характеристика имени прилагательного как части речи.
       Способ решения орфографических задач в безударных  окончаниях имен прилагательных в разных падежах.
        Предупреждение ошибок в связи имени прилагательного с именем существительным и их возможных причин (главная - неправильное определение рода или числа имени существительного: фамилия, полотенце, помидор; санки, грабли, листва и т.п.).
        Повышение точности речи за счет использования имен прилагательных.
Части речи: что мы о них знаем. Местоимение. Склонение личных местоимений. Правильное и уместное их употребление в речи, правописание с предлогами. «Помощь» личных местоимений при устранении повторов имен существительных. Неудачное употребление местоимений как одна из причин неясности речи (повторение).
Имя числительное . Изменение по падежам количественных числительных, особенности изменения  сложных (пятьсот, шестьсот) и составных числительных:
два ученика, двадцать два, сто двадцать два ученика (работа на практическом уровне). Правописание некоторых числительных: одиннадцать, двадцать, пятьсот и т.п. (в словарном порядке).
Глагол. Учимся писать личные окончания глаголов. Времена глагола (повторение); особенности значений окончаний в прошедшем и настоящем, будущем времени: указание одних на род (поэтому окончания в прошедшем времени родовые), указание других на лицо (поэтому они личные). Разграничение форм простого и сложного будущего времени.
       I и II спряжение глаголов, способы его определения при ударных и безударных личных окончаниях; внимание к  разноспрягаемым глаголам. Способ действия для нахождения неопределенной формы глагола. Морфологическая  характеристика глаголов.
       Правописание безударных личных окончаний (в том числе и в 11 глаголах исключениях): способ решения орфографической задачи и освоение его (глаголы брить, стелить не рассматриваются).
       Написание ь после шипящих в форме 2'го лица единственного числа; правописание сочетаний -тся и -ться, ь после -ч в неопределенной форме, не с глаголами (повторение).
        Усиление изобразительности повествования с помощью глагола, в том числе различных его форм (настоящего времени, будущего с частицей как и др.). Использование форм 2-го лица единственного числа в авторских текстах и в пословицах.  
  Правильное образование некоторых глагольных форм (клал, положил; бежит, бегут; хотят, хочет и др.).
Новое о строении предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения, их связь между собой (повторение). Возможность использования при одном подлежащем двух
сказуемых, при одном сказуемом нескольких подлежащих (повторение); понятие об однородных членах предложения. Главные и второстепенные однородные члены. Их назначение, признаки, правильное и уместное использование, выделение при письме. Союзы при однородных членах; значения, которые вносят союзы и, а, но.
       Сложные  предложения (общее знакомство), их отличие от предложений с однородными членами. Построение сложных предложений (простые случаи). Слова, которыми   могут связываться их части (и, а, но, что, чтобы, потому что, поэтому), постановка запятых.
Учимся рассуждать. Построение несложных рассуждений. Рассуждение- объяснение и рассуждение- размышление. Создание письменных высказываний разных стилей. Оформление мыслей. Пересказ текста, содержащего рассуждение.
Слово в языке и речи. Слово и его лексическое значение. Слова речевого этикета, особенности их значения и употребления. Слова с одним и несколькими лексическими значениями. Синонимы и антонимы, их роль в речи. Правильное и точное использование слов как требование к речи. Словари - помощники. Происхождение некоторых слов и устойчивых выражений русского языка.
       Слово и его разнообразные характеристики; взаимосвязь значения, строения, признаков как части речи и написания.

Освоение правильного написания следующих слов с непроверяемыми гласными и согласными:
аптека, аллея, бассейн, бросить, вверх, велосипед, весело, ветер, веять, видеть, влево, вниз, вокзал, волейбол, воскресенье, восток, впереди, вправо, встретить, вторник, гараж, до свидания, ездить, заметить, запад, здесь, знакомиться, извините, исправить, календарь, коричневый, красить, комбайн, кончить, коридор, лазить медленно, молоток, налево, направо, неделя, пассажир, помнить, понедельник, портить, прекрасный, приветливо, прямо, пшеница, пятница, рано, растение, рюкзак, , сверху, сегодня, сейчас, сзади, скоро, слева, снизу, снова, спокойно, справа, среда, топор, трактор, троллейбус, ужин, украсить, улица, урожай, ученик, учительница, фамилия, февраль, футбол, хозяин, хоккей, хорошо, цыплёнок, человек, четверг, чёрный, чувство, шоссе, щенок, экскурсия, электричество, этаж, яблоко, ягода, язык, январь.








































Календарно-тематическое планирование
уроков русского языка в 4 классе
(5 часов в неделю, всего 170 часов)
№ п/п
Тема раздела/ урока
Кол-во часов
Дата




план
факт


Знаем – повторим, не знаем – узнаем
20




Начинаем повторять
1




Повторение основных грамматических понятий
1




Систематизация основных орфографических правил
1




Повторение изученного о речи
2




Знакомство с понятием «личный дневник» и обучение его ведению
1




Обобщение известного о слове: о значении, строении, части речи и члене предложения
1




Повторение грамматических признаков слов и всех видов разбора
1




Звуки и буквы в слове: значение и строение слова
1




Состав слова и его значение
1




Разграничение слов по частям речи
1




Повторение изученного о формах глагола
1




Упражнение в выполнении различных грамматических действий
1




Совершенствование грамматических и орфографических умений
1




Орфографические умения как правильные орфографические действия
2




Выполнение тренировочных упражнений
2




Контрольная работа №1 по результатам повторения.
1




Работа над ошибками
1




Учимся передавать рассказы других и говорить о себе
2




Р/Р Изложение: обучение пересказу от другого лица
1




Р/Р Написание воспоминаний «Летние встречи»
1




Словосочетание
14




Знакомство с понятием «словосочетание»
1




Главные и зависимые слова в словосочетаниях
1




Составление словосочетаний и включение их в предложение
1




Знакомство со значениями словосочетаний и смысловыми вопросами
2




Обучение составлению словосочетаний и вычленению их из предложений
1




Наблюдаем за связями слов в словосочетаниях
1




Связь имени прилагательного с именем существительным.
1




Работа над правильным построением словосочетаний и написанием родовых окончаний
1




Подчинение имени существительного глаголу или другому имени существительному, упражнение в определении падежей
2




Обучение выбору падежной формы имени существительного
1




Закрепление изученного о словосочетании и решение различных орфографических задач. Проверочная работа
1




Контрольное списывание
1




Наречие
9




Знакомство с особенностями наречия как части речи
1




Правописание наречий
1




Продолжение освоения наречия как части речи
1




Закрепление изученного о наречии, обучение употреблению слов этой части речи
1




Р/Р Изложение с изменением лица рассказчика; тренировка в использовании и правописании наречий
1




Повторение изученного и подготовка к контрольной работе. Словарный диктант
1




Совершенствование и самопроверка приобретённых умений
1




Контрольная работа №2.
1




Работа над ошибками
1




Пишем объявления
4




Знакомство с особенностями построения объявлений
1




Создание текстов-объявлений
2




Повторение изученного об именах существительных
1




Имя существительное и имя прилагательное
31




Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения

1




Формирование умения определять склонение имени существительного
1




Закрепление изученного материала
1




Дополнение памятки анализа имени существительного сведениями о склонении и роли этой части речи в предложении
1




Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных
1




Закрепление изученного материала
1




Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях существительных
1




Закрепление изученного
1




Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе
2




Контрольный диктант №3 по теме «Имена существительные»
1




Работа над ошибками
1




Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного
3




Освоение способа определения безударных окончаний имён прилагательных. Закрепление изученного
1




Р/Р Изложение «Так приходит зима»
1




Р/Р Этюд по картине А. Пластова «Первый снег»
1




Правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных во множественном числе
2




Культура речи: образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных; обучение пользованию словарём трудностей.
2




Закрепление изученных вопросов правописания
2




Закрепление изученного
1




Контрольный диктант № 4 по теме «Имена прилагательные»
1




Работа над ошибками
1




Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных
2




Создание словесных этюдов
2




Части речи: что мы о них знаем?
16




Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных; дополнение памятки разбора имён прилагательных сведениями о роли в предложении
1




Продолжение повторения изученного
1




Знакомство с понятием «выборочное изложение»; написание выборочного изложения
1




Секреты имён числительных
Изменение имён числительных по падежам
1




Сложные числительные и особенности их изменения
2




Употребление имён числительных в речи; совершенствование различных орфографических умений
1




Учимся пользоваться личными местоимениями
Особенности местоимения как части речи, написание и употребление в речи личных местоимений
2




Повторение изученного о глаголе
Неопределённая форма глагола: особенности, строение и написание
1




Образование неопределённой формы
1




Совершенствование умения находить неопределённую форму глагола и правильно её писать
1




Времена глагола: опознавательные признаки и значения, которые передают родовые и личные окончания
2




Контрольный диктант № 5 по теме «Части речи- имена»
1




Работа над ошибками
1




Обучение правописанию личных окончаний глаголов («Учимся писать личные окончания глаголов»)
20




Введение понятия «спряжение»
1




«Открытие» двух спряжений глагола. Знакомство с двумя наборами окончаний и основными глагольными орфограммами
1




Определение спряжения по ударным окончаниям; упражнение в решении освоенных орфографических задач (написание ь в глаголах 2-го л. ед. ч., суффиксов и ь в неопределённой форме
1




Закрепление определения спряжения по ударным окончаниям
1




Постановка учебной задачи: научиться определять спряжение глагола с безударным личным окончанием
1




Построение алгоритма определения спряжения глагола по его неопределённой форме
1




Закрепление умения узнавать спряжение по неопределенной форме
1




Знакомство с 11 глаголами-исключениями и освоение способа действия по определению спряжения глагола
1




Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов
2




Совершенствование умения решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов
1




Продолжение работы над правописанием личных окончаний глаголов
1




Дополнение памятки анализа глагола сведениями о спряжении
1




Совершенствование комплекса формируемых умений
3




Р/Р Подробное изложение: обучение деловому повествованию
1




Закрепление изученного, проверка грамматических, орфографических и речевых умений
1




Контрольная работа № 6 по теме «Часть речи - глагол»
1




Работа над ошибками
1




Новое о строении предложений
12




Общее знакомство с видами второстепенных членов предложения
1




Однородные члены предложения Знакомство с понятием «однородные члены предложения»
1




Союзы и знаки препинания при однородных членах
1




Обучение выбору союза и построению предложений с однородными членами
1




Предупреждение ошибок ив построении предложений с однородными членами
1




Использование в речи предложений с однородными членами
1




Предложения бывают сложными Общее знакомство со сложными предложениями
1




Сопоставление сложных предложений и простых с однородными членами
1




Обучение построению и записи сложных предложений при ответе на вопрос «почему?»
1




Подведение итогов. Совершенствование всех приобретённых грамматических и орфографических умений; подготовка к контрольной работе
1




Контрольный работа № 7 по теме «Предложение»
1




Работа над ошибками
1




Учимся рассуждать
7




Знакомство с построением рассуждения
1




Рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления
1




Обучение написанию объяснительной записки
1




Обучение построению рассуждений (на материале правил письма)
1




Письменный пересказ текста-рассуждения
1




Конструирование текста-рассуждения
1




Создание текста-рассуждения
1




Повторение, систематизация и расширение знаний о слове («И снова о главном работнике в языке – слове»)
7




Много ли слов в языке и почему появляются новые слова?
1




О словах, которые выходят из употребления
1




Объясняем происхождение некоторых слов
1




Правильное употребление слов: обучение сжатому письменному пересказу текста
1




Об использовании слов в речи; совершенствование умения пользоваться токовым словарём
1




Синонимы и антонимы; выбор точного слова
1




Р/Р Подробное изложение: обучение словесному рисованию
1




Значение слова, его строение, признаки как части речи и написание
14




Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне
1




История слова и непроверяемые безударные гласные в корне
1




Рассказываем истории некоторых выражений
1




Слово с разных точек зрения
1




Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора
2




Чтобы писать грамотно, нужно (систематизация умений)
1




Совершенствование комплекса орфографических умений
1




Контрольная работа № 8 по теме «И снова о главном работнике в языке – слове»
1




Проверяем свои умения
1




Выполнение тестовых заданий; тренировочные диктанты;
выполнение заданий на основе текста
2




Итоговая контрольная работа
1




Культура речи: повторение и обобщение
1




Размышляем, рассказываем, сочиняем
11




Наблюдения за способами связи предложений в тексте
1




Обучение связи предложений в тексте
1




Повторение сведений об особенностях повествования, описания предмета, оценки и рассуждения
1




Подробное изложение: обучение построению рассказа
1




Р/Р Контрольное изложение
1




Создание текста-объяснения. Написание словесных зарисовок-воспоминаний на основе личных впечатлений
1




Введение термина «сочинение»; знакомство с памяткой «Как писать сочинение» и её первичное освоение
1




Письменные пересказы и создание сочинений-этюдов или сочинений-сказок
2




Написание сочинений-рассуждений
1




Сочинение рассказа по сериям сюжетных рисунков
1




Перелистаем учебник
3




Обсуждаем письмо в газету и ответ С. Маршака. Размышляем об уроках русского языка
1




Спрашиваем друг друга, отвечаем на вопросы, отгадываем кроссворды
2




Перечень учебно-литературных средств обучения
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 4 классов. В  2 ч. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015.
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Тетради-задачники  к учебнику «К тайнам нашего языка» для 4 классов. В 3 частях.  – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015.
Корешкова  Т.В. Потренируйся! Тетрадь с печатной основой для 4 классов. В 2 частях.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
Корешкова Т.В. Тестовые задания по русскому языку. 4 класс. В 2 ч.   Ч. 1: Тренировочные  задания; ч. 2: Контрольные задания. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015.
Словари для учащихся начальных классов: орфографический, толковый и др.
Интернет-ресурсы

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://www.proshkolu.ru/user
http://nsportal.ru/
http://school-collection.edu.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










13PAGE 15





13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Заголовок 1 Заголовок 215