Система работы по темеФормирование речевой компетентности на уроках русского языка


Голактионова Лариса Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ Кыштовской средней школы №1
Методическая система «Формирование речевой компетентности на уроках русского языка при изучении средств художественной изобразительности»
Методическая система «Формирование речевой компетентности на уроках русского языка при изучении средств художественной изобразительности.
В настоящее время перед лингвистическим образованием стоит много проблем, прежде всего связанных с высокими требованиями стандартов, ЕГЭ. Всё это происходит в то время, когда наряду с падением орфографической и пунктуационной грамотности у школьников снижается уровень речевой культуры. Особенно это наблюдается у учащихся сельской школы. Это объясняется отдалённостью села от культурных центров, условиями проживания и воспитания , а так же недостаточно сформированной мотивацией учебной деятельности учащихся при изучении языковых средств. В моей педагогической деятельности возникла проблема: противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся, и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике. Сложившаяся в моей практике система работы по теме «Формирование речевой компетентности на уроках словесности при изучении средств художественной изобразительности»» помогает преодолеть вышеназванное противоречие. В современных условиях модернизации содержания его цели и результаты стали соотноситься с формированием ключевых компетенций, одной их которых является коммуникативная компетенция.
Цель системы: создание условий для развития речевой компетентности учащихся. В соответствии с этим ставлю следующие задачи:
-изучить опыт лингвистов и педагогов по теме;
-разработать рабочую программу, модели уроков;
-развить индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка;
-повысить интерес учащихся к урокам русского языка через урочную и внеурочную деятельность;
-сформировать монологические умения, навыки творческого самовыражения;
-повысить речевую культуру и лингвистическую грамотность.
Решение этих задач осуществляется в процессе формирования интеллектуальной и речевой культуры. Формирование речевой компетентности - процесс длительный и сложный и должен осуществляться планомероно, целенаправленно, органично сочетаясь с отработкой орфографических и пунктуационных навыков.К каждому уроку стараюсь подбирать такой языковой материал, который позволял бы создавать на уроке атмосферу культа русского языка, и литературе..При отборе содержанияк занятиям я придерживаюсь двух принципов:
Первый: каждая новая тема, каждое явление языка изучаю на примере текстов. На любой факт языка предлагаю взглянуть с точки зрения его функционирования в речи.
Второй: во всех заданиях и упражнениях, где это возможно, для анализа даю отрывки художественных текстов. Анализ образцовых текстов, обсуждение языковых средств делает понятной для ученика причину изучения грамматики, морфемики и других разделов программы. Дети видят, как изучаемое явление может выполнять функцию изобразительного средства. Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой,богатством средств изобразительности, содержать различные синтаксические конструкции, иметь воспитательную направленность.
В отношении каждой языковой единицы, изучаемой в школе, вычленяю и конкретизирую план её усвоения. Изобразительные средства языка представлены в каждом разделе. В нашей методической литературе менее всего разработаны эти темы. Поэтому ставлю себе задачу отобрать и использовать все существующие в методике и дидактике формы и методы обучения. Прежде всего намечаю этапы работы с языковым средством:
1.Обращение к жизненному опыту учащихся, актуализация впечатлений, наблюдений, образов.
2.Целенаправленное наблюдение над языковыми фактами.
3.Подведение к первоначальному выводу самих учащихся.
4.Уточнение, корректировка и запись определения.
5.Выделение существенных признаков.
6. Составление опорного конспкта, памятки работы с языковым средством.
7.Применение знаний в новых условиях, в новом материале.
8. знаний в творческих упражнениях.
9..Использование понятия как инструмента анализа при изучении художественного произведения.
10) Углубление понятия в старших классах.
Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с языковыми средствами:лингвостилистический анализ текста;сочинение-рассуждение; редактирование текста; интеллектуально-лингвистические упражнения; работа с текстами-миниатюрами; составление синквейнов, кластеров к тексту или языковому средству, коммуникативные и игровые ситуации, различные виды диктантов( творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением, самодиктанты).
Особенно эффективны при развитии творческих способностей учащихся инновационные педагогические технологии ( например, технология развития критического мышления). Создание синквейнов, кластеров, инсерта к тексту позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.
Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например:
1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.
2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.
3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.
4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.
5. «Посоревнуемся списателем».
6. «Вставь словечко»
Уроки по лингвостилистическому анализу текста помогают осмыслить идею и показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели, обратить внимание на особенности языка конкретного писателя.
Практикую уроки-исследования, уроки-семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии, интегрированные уроки, включающие аналитическую работу с языковым материалом текста и предполагающие возможность выбора учениками и самого текста, и заданий, справочного материала, формы выполнения работы и т. п. Подобные уроки создают условия для проявления индивидуальных читательских, исследовательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов школьников. Такая работа с языковыми средствами потребовала изменения структуры урока. В практике работы такой урок (урок-исследование, урок словесности, урок- мастерская,,деловая игра и т. п.) состоит из следующих этапов:
• целеполагание, когда ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания;
• планирование ( школьники вникают в содержание текста; размышляют над способом выполнения заданий; определяют потребность в справочной литературе и словарях; вырабатывают план действий);
• исследование (исследование текста, решение промежуточных задач);
• дискуссия (учащиеся обсуждают ход урока, анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения);
• итоговая творческая работа.
Здесь происходит обобщение материалов в устной или письменной форме: учащиеся размышляют о средствах выражения собсттвенных мыслей и чувств и пишут сочинения-миниатюры, оформляют свои размышления над текстом, готовятся к выразительному чтению и т. п. Учу оценивать не только результат, но и процесс работы.
Языковой материал предъявляю учащимся в виде карточек с текстами, заданиями, справочным и инструктивным сопровождением
При этом урок сохраняется как форма организации обучения, но обновляются приемы и средства обучения через создание на разных этапах урока речевых ситуаций, расширяется применение современных педагогических технологий (технологий проблемного обучения, интегрированного обучения и разноуровневого обучения, групповых, игровых и информационных технологий), внеурочных форм организации деятельности.
Одно из важных условий применения данного опыта- переход от традиционного обучения к личностно-ориентированному. Такой подход требует становления педагога как профессионала, легко ориентирующегося в инновациях.
Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе обучения русскому языку, творческом переосмыслении традиционных
методов обучения с учетом педагогической дидактики (например, изменение традиционной структуры урока) , возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.
Опыт работы по данной теме потребовал внести коррективы в содержание образования по преподаваемому предмету.
• анализ и освоение новых учебно-методических комплектов , включение их опыта и рекомендаций в свою систему работы;
• углубление знаний учащихся по предмету через внеклассную работу; (разработаны элективные курсы: «Средства художественной изобразительности», «Лексикоглогия русского языка», «Лингвистический анализ текста»
• изменение в организации учебного процесса;
• творческое комплексное применение известных педагогических технологий;
• организации работы учащихся на основе групповых, игровых форм;
• разработка технологических аспектов реализации опыта.
Внесенные изменения в содержание образования и в организацию педагогического процесса – одно из условий успешности данного педагогического опыта.
На сегодняшний день качественный анализ изменений, произошедший в ходе моей работы с детьми по формированию речевой компетенции, показал следующее:
-успешная сдача ГИА и ЕГЭ (Часть «С», В8)
- высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;
-повышение интереса к русскому языку и литературе;
- прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;
- умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;
-умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;
-активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.
-успешное поступление на гуманитарные специальности ВУЗов.Система моей работы позволяет формировать у учащихся речевые способности школьников, которые будут развиты в творческие и пернесены на другие области знания..Таким образом, я реализую проблему интеграции учебных предметов, расширяю общий кругозор учащихся, создаю условия для раскрытия творческого потенциала каждого из них.
1.Русский язык.( подготовка к ЕГЭ) .Рекомендации для учителей-предметников, выпускников и абитуриентов.
2.Краткий словарь литературоведческих терминов .Москва.Просвещение1985 года.
4.Олимпиады по литературе .И.К.Мартемьянова.Волгоград.2004 года.
5.Научно-популярный журнал « Русский язык и литература для школьников» №1,2008 г.
6.Тексты художественных произведений ( стихи, сказки, басни, рассказы, романы,.пословицы ,поговорки.)разных поэтов и прозаиков..
7..В.П.Сычева.Русский язык.Государственная итоговая аттестация( по новой форме).Издательство» Экзамен»,Москва 2008 г.
8.Журналы « Литература в школе» №5 2000, №3 2002, №4 2001,№8 2000,№5 2002,№1 2001,№6 2001,№1 2002,№2 2002,№9 2003.
9..Богданова О.Ю.Методика преподавание литературы: Учебник для студ. Пед.вузов\О.Ю.
10Богданова,С.А.Лернов,В.Ф.Чертов; Под ред О.Ю.Богдановой.- М.:Издательский центр
« Академия» ,1999.
10.Лотман Ю.М.О поэтах и поэзии.-СПб., 1999.