Методическая разработка на тему Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках окружающего мира в 1 классе



Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области,
«Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»
(КОУ ВО «ЦЛПДО»)





Методическая статья по теме:
«Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках окружающего мира в 1 классе».




Выполнила:
методист,
учитель начальных классов

Чайка
Екатерина Васильевна



Воронеж 2016

Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках окружающего мира в 1 классе.

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование познавательных компетенций младших школьников.
Актуальность проблемы формирования познавательных компетентностей для начального общего образования обусловлена следующими факторами:
разрыв между знаниями учащихся начальной школы и умением применять эти знания на практике;
преодоление несоответствия результатов существующей системы образования новым социально-экономическим задачам государства;
необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;
необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
Познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д. Компетентности – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта
О важности сформированных познавательных компетентностей для последующих этапов обучения В.А. Сухомлинский писал 30 лет назад «...главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить его пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко, несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться».

Для учащихся начальной школы общий уровень развития познавательных компетентностей во многом определяется многообразием и характером видов познавательных универсальных учебных действий (УУД).
Познавательные универсальные действия включают:
общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и
оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств
массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково- символические действия:
моделирование преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково - символическая);
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез составление целого из частей, в том числе
самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно- следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.

В результате изучения курса «Окружающий мир» выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Выпускник начальной школы получит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым
чувство исторической перспективы наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в
официальной обстановке, участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий к концу обучения младшего школьника
Познавательные универсальные учебные действия, отражающие
методы познания окружающего мира:
-различать методы познания окружающего мира по его целям

(наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);

– выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в

процессе их рассматривания (наблюдения);

– анализировать результаты опытов, элементарных исследований;

фиксировать их результаты;

– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи;

– проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

– применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

– презентовать подготовленную информацию в наглядном и

вербальном виде;

Познавательные универсальные учебные действия, формирующие
умственные операции
сравнивать различные объекты: выделять из множества один или

несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять

характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов;

– выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

– классифицировать объекты (объединять в группы по

существенному признаку);

– приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых

положений;

– устанавливать причинно-следственные связи и зависимости

между объектами, их положение в пространстве и времени;

– выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения



Познавательные универсальные учебные действия, формирующие
поисковую и исследовательскую деятельность
-высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,

- составлять план простого эксперимента;

– выбирать решение из нескольких предложенных, кратко

обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);

– выявлять (при решении различных учебных задач) известное и

неизвестное;

– преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

– моделировать различные отношения между объектами

окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.);

– исследовать собственные нестандартные способы решения;

– преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески

переделывать.


Предлагаю виды упражнений, которые помогут педагогу формировать у детей познавательные компетенции на уроках окружающего мира в начальной школе на примере учебника А.А. Плешакова «Окружающий мир», 1 класс, часть 2, М., «Просвещение», 2011 .
Упражнения, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей на уроках окружающего мира.
Тема урока «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»
Общеучебного характера
Перечислите известные вам названия лесных и луговых цветов.
Как вы думаете, чем они отличаются от садовых?
Обсудите в парах в чём взаимосвязь цветов и бабочек?
Придумайте сказочную историю, которая будет начинаться так:
«Одним ранним летним утром села бабочка на колокольчик..

Логического характера

Есть ли у вас любимый цветок? Он садовый или луговой? Объясните, почему именно он вам нравится больше других?
Сравните колокольчик садовый с лесным колокольчиком.
Что у них общего? Чем различаются?
Сравните различные виды бабочек. Что у них общего? Чем различаются?
Обсудите в парах в чём взаимосвязь цветов и бабочек?
Выскажи предположение: Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?
Что произойдет, если исчезнут все цветы?
На сферу применения
Вылепи из пластилина цветок и бабочку.

Упражнения в использовании знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Придумай и нарисуй свои знаки по охране редких видов цветов и бабочек.
Реши кроссворд.
Расскажи по схеме о бабочке.
Название бабочки.
Окрас.
Места обитания.
Чем питается?
Какие растения предпочитает?
Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Литература:
Асмолов, Бурменская, Володарская - Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий Издательство: Просвещение, 2011
Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 11 - 17.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151с.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208с.
Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. – М., 1973.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Издательство: Просвещение, 2011г.