Методический материал Виды логических упражнений на уроках окружающего мира. Развитие познавательных УУД.

Методический материал для формирования
познавательных УУД в начальной школе.


Виды логических упражнений

на уроках окружающего мира.



Подготовила учитель
начальных классов
МБОУ лицея № 12
г. Краснодара
Бочко Е.А.

Что такое Универсальные
Учебные
Действия ?

Совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

П о з н а в а т е л ь н ы е У У Д
Общеучебные
Логические
Постановка и решение проблем

Логические универсальные действия

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие
компоненты;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

подведение под понятия, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений,

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.

1. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Найдите общие и отличительные черты в каждой паре слов:

-газета-тетрадь нос- глаз озеро-море озеро-пруд
- река-канал землетрясение- ураган луна- Земля
-снег-град вода-туман глобус-карта телескоп-микроскоп
-гора-холм сад- огород камин- холодильник холм-дюна
-равнина-гора яма-овраг нос-клюв лапа-рука дом-нора
-ветер-метель лес-луг солнце- звезда степь- пустыня

Найди лишнее слово, остальным дай обобщающее понятие:

- клён берёза липа ель осина
- глина железо древесина шерсть гвоздь
- солнце камень луна дерево вода
- дождь снег осадки иней град
- холодный ледяной горький горячий тёплый
- уши глаза ноги язык кожа нос
- клевер ромашка сирень подорожник
- молоко сыр колбаса сметана кефир
- госпиталь поликлиника лазарет больница
- орешник жасмин клён сирень калина
- цыплёнок утёнок индюк гусёнок воробушек
- кепка берет шляпа шарф шапка
- комета ракета звезда планета солнце
- сад огород лес поле бахча
- улей дом нора берлога муравейник
- хлев конюшня будка зоопарк кошара
- сазан дельфин карп карась щука
- врач актёр моряк слесарь человек
- катер корабль такси лодка яхта
- бумага берёста карандаш папирус
- масленица четверг пасха троица крещение

Анализ объектов с целью выделения признаков
(существенных, несущественных);
- Хоккей (лёд, ворота, игроки, борт, коньки)
- Озеро (рыбы, тина, вода, рыболов, берег)
- Улица (машины, фонари, деревья, дома, дорога)
- Школа (здание, окна, двери, школьники, этажи)
- Сад ( растение садовник собака забор земля )
- Война (пушки оружие сражение солдаты форма )
- Игра ( шахматы игроки наказания правила штрафы )
- Лес ( лист охотник деревья кустарники цветы )

Продолжи ряд слов аналогичными понятиями:

?? вилка нож .
?? весна лето
?? февраль март апрель
?? медведь волк заяц
?? гусь утка
?? утро день .
?? топор молоток шило
?? компас флюгер весы
?? вторник среда четверг
?? яблоко груша слива
?? Саша Олег Миша
?? Азия Африка Америка
?? Кисловодск Ростов Ессентуки
?? корень стебель
?? клубника малина ежевика
?? тундра лес степь
?? шахтёр дворник психолог
?? грузовик экскаватор трамвай
?? самолёт ракета .
?? Дон Волга Подкумок
?? кровать шкаф стул
?? Нептун Плутон Марс

Установление причинно-следственных связей

** высота солнца над горизонтом- снег- похолодание
** гололедица- оттепель – зима
** исчезновение насекомых- отлёт птиц – похолодание
** дни длиннее- солнце выше над горизонтом- потепление
** промерзание почвы- листопад- похолодание
** лужи- дождь
** потепление- половодье- таяние снега
** удаление от экватора – умеренный пояс – уменьшение кол-ва тепла
** длизость к Арктике- холодный пояс- мерзлота- карликовые растения

4.Подведение под понятия

Корнеплод . Сравни: свёкла морковь картофель редис репа
Водоёмы. Сравни: озеро океан болото море река
Рельеф. Сравни: гора равнина овраг холм
Растения. Сравни: трава дерево кустарник грибы водоросли
Твёрдое состояние воды. Сравни: лёд снег град
Тип питания. Сравни: тигр волк лиса орёл куница
корова олень коза жираф
грач лягушка дятел муравьед

Понятия РОД- ВИД. Узкое-среднее-широкое понятия.

-животное---корова---домашнее животное
- бытовая техника---пылесос---электроприбор
- явление природы--- снег --- осадки
- книга ---учебник---учебник математики
- матрёшка--- кукла ---игрушка
- мебель ---стол ---парта
- кофейная чашка ---посуда ---чашка
- зимняя одежда --- шуба ---одежда
- растение ---сирень ---кустарник
- щука ---рыба --- хищная рыба

Расставьте слова в порядке возрастания или убывания значения понятий:

\\\ прогулка поход путешествие экскурсия
\\\ час неделя сутки минута год месяц
\\\ головастик икринка лягушка
\\\ личинка бабочка куколка гусеница
\\\ росток семя цветение появление плодов
\\\ капля море озеро лужа океан ручей

5. Синтез как составление целого из частей, в том числе
самостоятельно достраивая, восполняя недостающие
компоненты;

Дополни ряд четвёртым словом, найдя связь между первыми двумя:

собака- пасть = птица- ? (воробей гнездо клюв петь )
паровоз-вагоны = конь-? ( поезд лошадь конюшня овёс телега)
молния- свет = жара-? ( солнце трава жажда дождь река)
запад-восток = бежать -? (север юг идти стоять лететь )
зверь- шерсть = рыба -? (плавник чешуя плавать вода )
вторник-среда = весна-? (тепло зима лето солнце )
светло- темно = тепло -? (жара холодно покой луна )
библиотека-книги = лес -? (земля птицы деревья трава )
машина- мотор = человек- ? (воздух пища сердце кровь )
часы- время = термометр - ? (температура больной стекло ртуть )
млекопитающие- лёгкие = рыбы - ? (чешуя плавники жабры воздух)
дерево –кора = человек - ? ( мышцы клетки кости кожа )
Зевс – греки = славяне- ? (Сварог Ярило Велес Перун )
Песня – композитор= самолёт - ? (аэродром горючее конструктор лётчик)
Песня- глухой = картина -? ( слепой художник рисунок хромой )
Нож – сталь = стол - ? (вилка стул дерево ужин )




























Заголовок 215