Методические рекомендации для родителей на тему Некоторые правила заучивания стихотворений


КАК НАУЧИТЬСЯ ЗАУЧИВАТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ
И педагоги, и родители знают и понимают, что разучивание стихотворения – один из действенных методов развития детей: запоминание стихотворных строк расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует связную речь, способствует формированию общей культуры человека. Но самое главное – способствует развитию памяти.
Я хочу рассказать вам, как подобрать способ и метод, учитывая психологические особенности, возраст, темперамент и даже литературные предпочтения ребёнка.
Наиболее благоприятный возраст для заучивания стихотворений 4-5 лет. Именно в этот период начинает особенно быстро развиваться память . Если до 4-х лет перед ребёнком не ставится задача запомнить произведение, а просто весь текст «начитывается», то после четырёх уже идёт целенаправленное стремление учить запоминать наизусть. Причём учить наизусть нужно как можно больше, чтобы сформировать необходимый для дальнейшего обучения объём памяти.
Для того, чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию заинтересовать ребёнка, соответствовать его возрасту и темпераменту. Не нужно заставлять малыша заучивать «Онегина» (для удовольствия бабушек и соседей), ведь стихи Михалкова, Барто, Чуковского гораздо ближе для понимания ребёнка. Детям активным, быстрым, непоседам желательно предлагать для запоминания стихи ритмичные и весёлые, а спокойным и тихоням – лучше стихи размеренные и плавные. Конечно, в школе никто не будет учитывать их темперамент, ведь программа существует одна для всех, но пока мы только учимся запоминать, то поступать нужно именно так. Ребёнку главное понять технику запоминания, и сделать это легче на стихах, которые «ближе к сердцу». Это могут быть стихи-подарки на День рождения папы или бабушки, к празднику для мамы или для Деда Мороза. Только после семи лет нужно нацеливать ребёнка на то, что стиху можно знать наизусть и для себя.
Заучивать стихи нужно эмоционально и с выражением – такова детская природа! Стихотворение-праздник, вот что необходимо для ребёнка. Именно поэтому лучшие стихи учатся дома, когда дети видят и слышать одного взрослого, а не групповое «БУ-БУ-БУ-БУ» в коллективном заучивании.
Ещё легче малыш выучит стихотворение, если взрослый будет знать его наизусть. Обязательно надо найти новые или непонятные для ребёнка слова и предварительно объяснить их значение, затем прочитать стихотворение медленно, расставляя голосом смысловые акценты. Ещё проще ребёнку будет выучить стихотворение, если рассмотреть картинку по теме произведения. А во время просмотра повторно прочитать стихотворение. Так формируется образ произведения. А вот теперь можно начинать и заучивать!
Мы, взрослые, знаем, что некоторым легче заучивать текст на слух, некоторым обязательно надо видеть текст, одним –ходить по комнате, другим- находиться в полной тишине. Так же по-особенному запоминают стихи и дети. Попробуйте все варианты, и вы навсегда подберёте правильный подход к заучиванию у вашего ребёнка. Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами. Но главное – результат: лёгкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.
А ещё можно нарисовать каждое стихотворение. Нарисовать, как получиться. Главное, чтобы ребёнок понимал смысл, что позволит в дальнейшем поддержать объём памяти и расширить поэтический багаж ребёнка. А это важно для формирования связной самостоятельной речи и для речи красивой, литературной.
Каждый ребёнок - особенный. И каждый по-особенному, по-своему воспринимает мир. Детям - визуалам необходимо иллюстрировать каждую строчку стихотворения, даже если это очень схематичное изображение. Главное – принцип восприятия. По созданному вами картинному плану нужно несколько раз повторить стихотворение ребёнку, а затем изображение убрать.
Ребёнку –кинестетику легко будет выучить стихотворение, если он в процессе будет наматывать клубок ниток, или на каждую строчку класть счётную палочку в коробку, или нанизывать кольца пирамидки, бусы.
Малышу, который легче воспринимает информацию только слушая, можно предложить такой вариант заучивания. Сначала вы читаете стихотворение, затем вы вместе, потом он один, а затем опять вы. Важно знать, что таким образом надо учить не по одой строчке, а в сочетании двух или трёх, объединённых рифмой. Так разучивается каждое четверостишие, а затем читается всё стихотворение.
Уметь заучивать стихи – очень нужно и очень важно! Так вы помогаете ребёнку расширять словарный запас, , развивать память, воображение, учите видеть мир прекрасным. И важное: готовите ребёнка к нелёгким школьным годам.