Долгосрочный социальный проект Присоединяйтесь!

Долгосрочный социально-педагогический проект
«Присоединяйтесь!»
С.П. Лях, Е.В. Марышева, А.В. Пермякова, О.В. Селивёрстова*
Лесосибирский педагогический институт – филиал ФГАОУ ВО
«Сибирский федеральный университет», г. Лесосибирск, Россия

В статье представлено теоретическое обоснование создания реабилитационной программы, для семей СОП и «Группы риска».
Ключевые слова: реабилитационная программа, семья СОП, семья «Группа риска», социализация.
The paper presents the theoretical justification for the establishment of rehabilitation programs for the SOP and the "risk groups" families.
Keywords: rehabilitation program, SOP family "at risk" family socialization.
Современная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем, свойственных современному обществу и образу жизни. Социальная неустроенность родителей, дефицит времени на общение с детьми, отсутствие семейных традиций, приводит к увеличению числа семейных конфликтов, ухудшению отношений между родителями и детьми [2;84]. Проявляется отчуждённость детей от родителей и родителей от детей; рушатся жизненные перспективы определённых категорий родителей и детей; увеличивается число детей с отклонениями в поведении от общепринятых норм (злоупотребление алкоголем и наркотиками, воровство, насилие, проституция и т.п.). Семьи не подготовлены к ведению здорового образа жизни; наблюдается низкий уровень педагогической культуры, воспитанности родителей и, соответственно, слабый воспитательный потенциал преобладающего числа семей, что способствует обострению детско – родительских отношений. Постепенно социальное функционирование семьи по каким-либо причинам затрудняется, и семья попадает в категорию СОП. Больше всего в таких ситуациях страдают дети.
Никто не может оставаться равнодушным к воспитанию детей в семьях, находящихся в СОП. В таких семьях утрачивается значительное число семейно – нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям, и в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи. Статистика свидетельствует о росте количества семей, попадающих в СОП и «группу риска». По данным Центра социальной помощи семье и детям «Лесосибирский», за 2015 год, количество семей состоящих на учете в краевом едином банке данных, как находящиеся в социально-опасном положении – 35 семей. Количество семей, состоящих на учете в «группе риска» - 25 семей [4]. Сегодня возникает необходимость создания реабилитационных программ, для таких семей, что свидетельствует об актуальности данного проекта. Целью проекта является создать модель партнерства и взаимодействия семьи и всех заинтересованных людей и организаций для сохранения здоровья подрастающего поколения, развития творческого потенциала ребят и взрослых. Помочь изменению образа жизни семьи, сделать его более здоровым, пропагандировать ненасильственные методы воспитания. Показать детям и взрослым многообразие увлекательных и полезных занятий, которые делают жизнь интересной, обогащают её. Содействовать в восстановлении детско – родительских отношений, социальной адаптации, интеграции в обществе, восстановление социальных функций семьи с помощью интеллектуально-развлекательного досуга. Исходя из цели проекта выделены следующие задачи: создать условия для социальной адаптации семей, находящихся в СОП и «Группе риска» в обществе; содействовать развитию и укреплению у детей и взрослых чувства любви и уважения к другим людям, основанного на толерантности; гордости за свою семью, изучению и сохранению семейных традиций и формированию традиций классного коллектива; создать положительную эмоциональную среду общения между детьми и родителями; сформировать навыки принятия друг друга и способов преодоления конфликтов; способствовать нравственному, физическому, интеллектуальному развитию личности на основе общечеловеческих ценностей; организовать работу по укреплению психического и физического здоровья семьи; проводить пропаганду общения без насилия; создать условия для компенсации недостаточного участия семьи в жизнедеятельности детей.
Механизм реализации нашего проекта представлен в таблице №1.

Таблица №1
Основные мероприятия
Содержание деятельности
Исполнители и соисполнители
Сроки реализации

Рождественские колядки
Знакомство с традициями, творчеством русского народа.
Авторы проекта
Работники ДК
ЦДО
январь 2017г.

Конкурс снежных фигур
Проявление творческого командного потенциала и креативного мышления.
Авторы проекта,
Администрация
Социально-педагогическая служба
февраль 2017г

Спортивный КВЕСТ
Формирование ЗОЖ и сплочение семей, как команды.
Авторы проекта
Спортивная школа
март 2017г

КВИЗ
«Звёздный путь»
е°Расширение кругозора
о космосе и вселенной.
Авторы проекта
Дом культуры
апрель 2017г.

Спортивно – патриотическая игра «Зарница»
Формирование ЗОЖ и патриотическое воспитание.
Авторы проекта,
Администрации
Молодёжный центр
Социально-педагогическая служба
Спортивная школа
май 2017г.

КВЕСТ «Приключения на природе»
Обучение посредством наглядного примера основам защиты окружающей среды. Формирование бережного отношения к живой природе.
Авторы проекта
Спортивная школа
Молодёжный центр
июнь 2017г.

КВИЗ «Неделя игры разума»
Развитие мышления и интеллектуальных способностей.
Авторы проекта
Центр семьи «Лесосибирский»
Молодёжный центр
июль 2017г.

Олимпийские игры
Формирование ЗОЖ, развитие положительных эмоций, чувства взаимопомощи, дружбы, сопереживания. 
Авторы проекта
Спортивная школа
Молодёжный центр
Администрация
август 2017г.

Осенняя ярмарка
«Дары осени»
Познание через народное искусство традиций, обычаев, особенность жизни своего народа, приобщение к его культуре.
Авторы проекта
ЦДО
Дом культуры
сентябрь 2017г.

Интерактивная программа
«Все профессии важны»
Знакомство с миром профессий,
мотивация к успешной самореализации каждого члена семьи.
Авторы проекта
Центр семьи «Лесосибирский»
октябрь 2017г.

Виртуальное путешествие
Знакомство с миром новых технологий для расширения кругозора. Виртуальные экскурсии по различным уголкам мира.
Авторы проекта
Дом культуры
ноябрь 2017г.

Фестиваль
«Присоединяйтесь!»
Развитие и реализация творческого потенциала каждого участника Фестиваля.

Авторы проекта
Администрация
Социально-педагогическая служба
Центр социальной помощи семье и детям «Лесосибирский»
Дома культуры
Центр дополнительного образования
Молодёжный центр
Спортивная школа
декабрь 2017г

Но нельзя забывать, что в ходе реализации проекта помимо положительных результатов, возможны негативные последствия, связанные с: низкой мотивацией администрации к участию в проектной межведомственной деятельности; отсутствием необходимых материально-технических условий для проведения мероприятий, предусмотренных проектом; отсутствием сетевого сообщества всех участников проекта. Негативные последствия можно предотвратить или снизить их количество при помощи: повышения мотивации администрации путём вовлечения в процесс реализации проекта; обеспечения материально-технических условий реализации проекта за счёт внутренних и внешних ресурсов; создание сетевого сообщества участников проекта и обеспечение информацией в доступной форме.
На основание вышеизложенного предполагается достичь следующие результаты: освоение семьями программ взаимопомощи в различных жизненных ситуациях; развитие социальной компетентности и формирование готовности членов семьи к ее актуализации в социальном взаимодействии в микросреде; организация досуговой занятости: спортивной, патриотической, творческой, интеллектуальной; увеличение количества детей и их родителей, охваченных организованными формами занятости; радость и удовлетворение от семейного творчества и возможности обогатить и передать этот опыт; решение проблем досуга; повышение статуса Семьи, Родительства в общественном сознании. Перспективы дальнейшего развития проекта по восстановлению социальных функций семей, находящихся в СОП и «Группе риска» заключаются в: привлечение большего количества семей для участия в данном проекте; обмен опытом и передача опыта заинтересованным службам и учреждениям; расширение географии проекта путём сотрудничества с социальными службами других регионов.

Список литературы.
1. Антонова Л.Н. Педагогическая поддержка детей группы риска // Вестник Московского гос. обл. ун-та. - Серия: Педагогика. - 2011. - № 1. - С. 14-17.
2. Загвязинский В.И., Селиванова О.А. Социальная педагогика: учебник для бакалавров М.: Издательство «Юрайт», 2012. С.74-87.
3. Луков В.А. Социальное проектирование: учеб. пособие - 8-е изд. - М.: Флинта, 2009. - 240 с.
4. Центр социальной помощи семье и детям «Лесосибирский» [Электронный ресурс]. Email: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 21.11.2016)








УДК 37.013.42


* Лях С.П., Марышева Е.В., Пермякова А.В., Селивёрстова О.В., 2016



15