Конспект урока по музыке на темуО связи музыкальной формы и музыкальной драматургии(7 класс)


Конспект урока по музыке
Класс: 7
Тема: О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии
Цель урока: Создать условия для осознания и осмысления того, что значит музыкальная драматургия, развитие в музыке
Задачи урока:
Образовательная:
Сформировать знания основ музыкального творчества композиторов М.П.Мусорского, Р. Шумана
Научить анализировать музыкальные произведения
Развивающая:
Развивать мыслительные способности учащихся
Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение
Развивать музыкальный слух
Воспитательная:
Приобщить учащихся к музыкальным ценностям на примере музыки М.П.Мусорского, Р. Шумана
Способствовать развитию эстетических чувств у школьников, любви к русской и зарубежной музыке
Музыкальный материал:
«Старый замок»- М.П.Мусорского
Пьеса «Порыв»- Р.Шумана
«Весна»- в исполнении Оксаны Разумовской
Оборудование:
Мультимедийный проектор, презентация

Ход урока
Этапы
урока Содержание Время Используемые УУД,принципы1.Мотивация к учебной деятельности (музыкальное приветствие на муз. инструменте)
- Я скажу слова: «Добрый день..» и назову кого-то из вас. Те, кого я назову, ответят в знак приветствия всем одноклассникам и мне.
-Добрый день всем девочкам! Добрый день тем, кто сегодня проснулся с хорошим настроением!..Добрый день всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! Добрый день всем, кто хочет узнать что-то новое на уроке. 3мин. УУД:
Коммуникативные;
Регулятивные;
Принцип психологической комфортности;
2. Актуализация знаний -Урок я хочу начать со слов русской поэтессы Новеллы Матвеевой:
-Вы объясняли музыку словами.
Но, видно, ей не надобны слова,
Не то она, соперничая с вами,
Словами изъяснялась бы сама.
И никогда ( для точности в науке)
Не тратила бы времени на звуки.
- Как вы понимаете смысл этих строчек?
+…
-Ребята, вспомним о чем мы говорили на прошлых занятиях?
+ О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии. 6мин УУД:
Коммуникативные;
Личностные;
Регулятивные;
Принцип вариативности;
3.Постановка проблемного вопроса -Сегодня мы с вами будем закреплять материал о связи музыкальной формы и музыкальной драматургии.
-Чтобы понять и объяснить любое музыкальное произведение мы убедились, что его содержание неотделимо от формы.
-С какими музыкальными формами построения вы уже знакомы?
+ Рондо, период, одночастная, двухчастная, трёхчастная форма построения, вариации.
- Верно! 2 мин. УУД:
Коммуникативные;
Личностные;
Принцип деятельности;
Принцип целостного представления о мире;
4.Открытие детьми новых знаний - В каких музыкальных произведениях более подробно ,ярко слышится движение, смена образов, написанных в музыкальной форме?
+ В муз. произведениях, построенных в более сложных музыкальных формах.
-Когда мы говорим о музыкальных композициях, мы имеем в виду результат развития музыкальной мысли. -Но не менее важно проследить и за процессом её развития. Пытаемся увидеть разницу в изображениях природы.
(Слайд)
- Первое изображение или второе имеет конечный результат, итог?
+ Первое изображение
-А что мы видим на втором изображении?
+Мы видим главную тему картины
-Река, которая имеет где-то своё движение, где-то русло реки узкое, где-то она очень широка, меняется скорость течения
- Так бывает и в музыке,то она плавная, то извилиста, как сама река- это и есть развитие музыкальной мысли, то она звучит слитно, то она имеет разделение на голоса, темы, тембры.
-Все эти изменения, всё это движение в музыке и есть музыкальная драматургия
-Музыкальное звучание не может стоять на месте, оно обязательно разворачивается во времени: таков закон природы музыкального искусства. И даже если композитор обращается к идее вечности, неподвижности, он всё равно воплощает её в движении музыкальных звуков, чтобы достичь достоверности.
-А сейчас ребята, приняли все позу слушателя. Прослушаем пьесу « Старый замок» М. П. Мусорского (1839г.-1881г.)
-Слушаем внимательно, затем я задам вам несколько вопросов по данному произведению.
( слушание- «Старый замок»- М.П. Мусорского)
- К какому образу в данном произведении обратился композитор?
+ Образ Средневековья- давно ушедшего времени, далёкой истории.
-« Старые замки» могут быть темой для изобразительного искусства и литературы, которые могут передать их мрачный колорит и величественную неподвижность
-Как важно в слове или в цвете передать всю гамму настроений, когда мы чувствуем дыхание истории!
- «Старый замок», к которому мы вновь обратимся сегодня на уроке, чтобы услышать есть развитие в данном произведении или нет.
-К названию пьесы композитор сделал примечание: « Старый замок» -Средневековый замок, перед которым трубадур поет песню».
- Слушая пьесу, вслушайтесь в аккомпанемент. Что он вам напоминает? Какое здесь настроение?
+…
- О чём поет трубадур?
+..
-Нужно вслушаться в звуки фортепианного вступления, открывающего пьесу, проследить за изменениями в средней части, задуматься над последними звуками.
- В этой музыке кроется какая-то тайна. Она звучит скорбно, загадочно, певуче, грустно. Мелодия такая завораживающая, что не случайно к ней были придуманы стихи:
-Старый замок-пример из глубины веков, одинокий и безразличный к суете сегодняшнего дня. Он для нас является воплощением вечности. А вот стихотворение французского поэта Теофиля Готье «Средневековье»- посвящено именно старым замкам, хранящим дух и величие своей эпохи.
-Послушайте стихотворение:
***
- В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить люблю Средневековым;
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,
Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,
Проемы ниш, куда ьезвестная рука
Святых и воинов врубила на века,
Капелла с башенкой-подобьем минарета,
Аркады гулкие с игрой теней и света;
Мне любы их дворы, поросшие травой,
Расталкивающей каменья мостовой,
И аист, что парит в сиянии лазурном,
Описывая круг над флюгером ажурным,
И над порталом герб- на нём
изображен.
Единорог иль лев, орел или грифон;
Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывали мне..И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск
Средневековья.
***
-Созвучны ли стихотворение и музыка? В чем их сходство? А в чем различие?
+…
-Поэт признается в своей любви к этим благородным памятникам: его признания неоднократно звучат в стихотворении, причем перечислены все подробности, все мелочи.
-Ничто не забыто: не только
«проемы ниш» и «аркады гулкие»-все то, что образует облик Средневекового замка, и «ветер, шелестящий в вышине»
-Древние замки, старые песни трубадуров, еще хранящие былые чувства и стремления. Однако эти чувства и стремления утратили для нас свое жилое тепло; они теперь далекая история, это сожаление об ушедшем времени, таком для нас притягательным и поэтичном.
Именно этот образ давно отшумевшей эпохи, древних стен, которые когда-то видели трубадуров, слышали их подлинные песни, и воплощаются в пьесе
«Старый замок»
- Кто же такие трубадуры?
+…
- Трубадуры- так называли во Франции в конце 11-начале 13веков, поэтов-певцов.
- А вот в музыке все наоборот
-В «Старом замке» нет никаких подробностей, никакой звукоизобразительности.
- В « Старом замке» -однообразный ритм, однообразное гармоническое сопровождение;
- В мелодии лишь что мы можем услышать?
+ Услышать грусть, печаль, тоску.
-В мелодии трубадура заложены те ноты подлинного сострадания и тоски по ушедшему, есть суть настроения пьесы.
-В этой пьесе несколько пластов, которые придают звучанию статичность, нет развития. И на этом фоне -звучит мелодия, которая даёт произведению некоторое значение развития и придаёт чувство живой печали. И в таком драматургическом сочетании- статичности и мелодии трубадура происходит слияние времен -ушедшего и устремление к настоящему.
- А что нам может показать музыка?
+ Движение
-Даже изобразить вечность подвластно музыке.
- Какой принцип в развитии темы использует композитор, на что он обращает внимание?
+ На принцип повторности
-Сегодня на уроке прозвучит также пьеса, противоположная пьесе по образу, по характеру, по настроению «Старый замок»,
-Название этой пьесы «Порыв» Р.Шумана (1810г.-1856г.)
-Эта пьеса динамичная, импульсивная. Данная пьеса также построена на принципе повторности.
( слушание пьесы « Порыв» р. Шумана)
-В какой форме построено произведение?
+ В форме рондо.
- Сколько тем звучит в ней?
+Две
-Молодцы ребята! Вы были очень внимательны.
-Сейчас мы с вами перейдем к вокальной музыке
-Приняли все позу слушателя.
Прослушайте песню « Весна»- автором и исполнителем является Оксана Разумовская
( слушание муз.произведения)
-О чём эта песня?
+ О весне
-Мы с вами сегодня разучим эту песню. Приняли все позу исполнителя.
-Поём все дружно, весело, с хорошим весенним настроением.
( разучивание, муз. инструмент) 25мин УУД:
Коммуникативные;
Личностные;
Познавательные;
Принцип деятельности;
Принцип целостного представления о мире;
5. Итог урока - Ребята, о какой теме мы сегодня говорили на уроке?
+ О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии.
-Связана ли музыкальная форма и музыкальная драматургия?
+ Связана 2мин УУД:
Коммуникативные;
Регулятивные;
Принцип деятельности;
Принцип вариативности;
6. Рефлексия -Что вы нового узнали сегодня на уроке?
-В чём вы затруднялись?
-Что давалось легко?
-Мне понравилось как вы сегодня работали.
Спасибо за урок. Урок окончен. До свидания. 2мин УУД:
Коммуникативные;
Регулятивные;
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)