Консультация Роль библиотекаря по привитию воспитанникам потребности в систематическом чтении …


ГКОУДД «Хуры тын»
«Роль библиотекаря по привитию
воспитанникам потребности в систематическом чтении
литературы для развития творческого мышления,
познавательных интересов и способностей».
Консультация
Педагог-библиотекарь:
Кулаева И.А.
Владикавказ, 2015г.
«Человек, не испытавший увлечения литературой и, не прошедший через эмоциональную выучку навсегда останется душевным уродом, как бы не преуспел он в науке и технике.
При первом же знакомстве с такими людьми я, всегда замечаю их страшный изъян – убожество психики, их тупосердие».
К.И. Чуковский
«Если, не дай Бог, так случится, что исчезнут музеи, театры, школы, то останутся библиотеки – культуру и науку можно будет восстановить».
Д. Лихачев
«Основной способ интеллигентного
развития – чтение».
Д.Лихачев
Чтение художественной литературы, если ребенок достаточно хорошо читает – творчество. Способностью творить в той или иной степени обладает каждый человек. Развивать в детстве творческое начало – задача всех руководителей детского чтения. В том числе и библиотекарей, в руках которых литература, специально отобранная для каждой категории читателей. В частности, для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Главный критерий отбора литературы для чтения – ее моральная ценность. Это в основном классическая детская литература русских, зарубежных авторов, фольклор и т.д.
В библиотеку дети приходят и по одному и группами. Соответственно, работа по руководству детским чтением ведется индивидуально и массово, то есть с отдельными группами читателей определенного возраста: младшего, среднего и старшего.
При подготовке и проведении библиотечных мероприятий с группами (обычно мероприятие длится 30 минут), стараюсь учитывать следующие общие требования:
1. Учет возрастных и психологических особенностей и читательского уровня детей.
2. Мероприятие должно создавать настроение. Чтение текста – переживание, не «щекотание нервов», а «потрясение», как пишет в своих трудах Тихомирова Л.
3. Стремлюсь к вовлечению в действие всех детей. Чтобы каждый ребенок имел возможность высказаться и учился этому.
4. стараюсь предусмотреть перспективу развития.
5. Мероприятие не должно быть уроком, оно должно по возможности приводить детей к мысли: «Как хорошо уметь читать!», «Как хорошо умет читать!». Это является одновременно хорошей рекламой книги и чтения.
6. Чтобы мероприятие не было загружено.
7. Использую в работе музыку, видеоматериалы, аудиозаписи, эмоциональный рассказ и т.д.
Схема моего мероприятия обычно выглядит следующим образом (если это не конференция и не заключительное мероприятие):
1. Предварительная беседа (ввожу в тему).
2. Выразительное чтение (используя аудио- и видеотехнику).
3. Творческое рассказывание.
4. Свободный обмен мнениями.
5. сопоставление 2-х или нескольких прочитанных произведений по содержанию и форме.
Например: общее и различное в сказках…
6. Продолжение рассказа.
Или
7. Творческий пересказ, то есть пересказ от имени героя или читателя, от имени...
Или
8. Словесное рисование рассказа (- «Какой эпизод текста легче, по вашему мнению нарисовать?» - «Какими красками?» - «А что бы вы тут нарисовали?»).9. Рассматриваем художественные иллюстрации. Сравниваем их. (Например: разные издания книг А.Толстого «Золотой ключик»…)
При этом пункты 1и 2 – обязательны, остальные – выборочно.
Направить мысль ребенка по пути к самому себе, отталкиваясь от персонажей, помогают вопросы типа:
- Кто из известных литературных героев вызывает твое восхищение? Чем они тебя покорили?
- Какими душевными качествами обладают?
- Что ты о них можешь сказать?
- Кому из них тебе хотелось бы помочь?
- С кем из них ты хотел бы дружить?
- Какие черты хотел бы иметь у себя?
- Кто не нравится? Каков он? Какие его характерные черты? Что ты не принимаешь в нем? Что вызывает у тебя антипатию? Почему он такой, как ты думаешь?
Стараюсь уделять внимание не только положительным героям. Побуждаю детей задуматься над характерами людей, открывать душевные качества, из которых и будут складываться, и развиваться зачатки собственного «Я».
«Учиться быть человеком на опыте человечества»
О.КабачекВ работе с группами читателей по возрастам использую следующие формы подачи литературы: беседы, комментированные чтения. Обзоры, обсуждения прочитанного, путешествия по книгам, поэтические часы, литературно-музыкальные вечера, конференции, литературные диспуты.
Массовые формы работы дают возможность планировать знакомство с художественной литературой по различным направлениям воспитательной работы. К духовному развитию детей, обогащая их внутренний мир и создавая основу для развития творческой личности в целом, так как активность воображения, фантазии, способность самовыражения пригодятся человеку в любых видах деятельности.
Индивидуальные формы работы:
Индивидуальные беседы. Изучение интересов читателей через беседу с конкретными детьми, последующим подбором литературы.
Беседы – рекомендации, учитывая выявленный уровень читательского развития.
Обмен читательским опытом.
Беседа – диалог, позволяющий выявить ту работу, которая является творческой, то есть отзывы, впечатления…
Прежде, чем поделиться впечатлениями, дети, естественно, пропускают художественные произведения через себя. Впускают героев его в свой мир, набираются при этом жизненного опыта, рассуждают, осуждают, восхищаются. Что-то их потрясает, удивляет и не оставляет равнодушными. Они переживают за любимых героев, желают им добра. Не это ли является читательским творчеством…
Некоторые из детей делают попытки писать стихи.
«Читательское творчество детей еще малоизученно. А этот важный пласт культуры, создаваемый ребенком в процессе чтения, остается непознанным, необъективным и по-настоящему неоцененным».
«Тот опыт, который наши дети почерпнут из детских книг сейчас, будет всплывать вместе с читательскими впечатлениями потом».
Тихомирова И.И.
Примеры приемов, используемых в работе:
Осмысление заголовка.
Стараюсь вывести детей на самостоятельное размышление над книгой (в меру их возможностей). Нельзя побудить читательский аппетит, растолковывая самой постоянно текст, то есть постоянно все «разжевывать».
Прием разворачивания в честь детей своих читательских воспоминаний.
Проецирование прочитанного текста на их собственную жизнь (задать эмоциональный тон). (Железников В. «Чучело», Куприн А.И. «Чудесный дом», Мало Г. «Без семьи», Гринвуд Дж. «Маленький оборвыш» и пр.)
Столкновение в книгах с трудностями. Препятствие – это прививка (учимся на опыте жизни, отраженной в лучшей художественной литературе).