Практико-ориентированный семинар для родителей на тему: «Стрессовые ситуации. Как помочь ребенку?»


Практико-ориентированный семинар для родителей на тему: «Стрессовые ситуации. Как помочь ребенку?»
Автор: Вакунова Татьяна Михайловна, педагог- психолог ГОУ ТО «Новомосковский центр» СП Отделение реабилитации,
г. Новомосковск.
Описание работы: предлагаю вам конспект практико- ориентированного семинара для родителей по теме «Стрессовые ситуации. Как помочь ребенку?». Данная работа будет полезной не только для родителей, но и воспитателей, учителей. Вашему вниманию предлагается конспект познавательного занятия, которое направлено на профилактику стрессовых состояний у детей.
Цель: профилактика стрессовых состояний в период подготовки или во время экзаменационных испытаний, кризисных этапов и т.п.
Раздаточный материал: карточки с вопросами для групповой работы, бумага формата А4, лист ватмана или магнитная доска.
Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и затем беседа по ним, игровая ситуация, дискуссия, анализ, подведение итогов.
Теоретическая часть
Рассказ ведущего:
СТРЕСС – это не то, что с нами происходит, некие обстоятельства или события, стресс – это наше отношение к этим обстоятельствам, наше восприятие событий и реакция на них. Таким образом, стресс – это реакция организма на изменение обстоятельств (Г.Селье). Основное стрессовое чувство – это СТРАХ.
Стресс, т.е. реакция на изменения, на эмоциональном уровне сопровождается именно чувством страха, вызванным чаще всего растерянностью, неготовностью, неожиданностью, неопределенностью и неизвестностью, с которыми сталкивается человек в каких-либо обстоятельствах. На физическом уровне стресс сопровождается нарушениями здоровья.
Стресс, оказывающий положительное, мобилизующее влияние – эустресс (СТРЕСС ЛЬВА).
Стресс, способный привести к серьезным нарушениям функционирования организма – дистресс (СТРЕСС КРОЛИКА).
Первая – скорая – помощь, необходимая человеку (а тем более ребенку), переживающему стрессовую ситуацию - это любовь и поддержка близких людей.
Если рассмотреть глубже чувство страха, переживаемое человеком в кризисной ситуации и ведущее к стрессу, то можно выделить несколько основных видов:
страх беспомощности
страх доверия, открытости
страх одиночества, ненужности
страх ошибиться
страх потери, опасности
Рассмотрим типичные причины этих переживаний и виды помощи, которую мы можем оказать ребенку. Для этого важно активизировать чувства, нейтрализующие страх.
Таблица 1
Причина стресса: СТРАХ ЧУВСТВА, нейтрализующие страх
Страх беспомощности (не получится, не смогу…) Чувство ответственности (приучать ребенка к самостоятельности и ответственности за маленькие, привычные, бытовые дела)
Страх доверия (боится рассказать правду, врет, боится наказания) Чувство общения (т.е. ребенок должен быть уверен в том, что именно дома он может рассказать всё и с ним поступят справедливо)
Страх одиночества, ненужности (никто не разговаривает, не обращает внимания) Чувство сопричастности, нужности (ребенок принимает участие в семейных делах, событиях, совместных действиях, постоянно вовлечен в общение со всеми членами семьи)
Страх ошибки боится сделать что-то не так, быть не принятым, отвергнутым Чувство принятия (понимание и безусловная родительская любовь помогают справиться с любыми ошибками, а главное – исправить их)
Страх потери (все пропало, все рухнет, меня разлюбят, я плохой) Чувство безопасности (ребенок знает, что, несмотря на неудачу, ничего не измениться, родители будут все равно любить его и помогут справиться с трудностями)
Практическая часть
Дискуссия«Глазами родителей»
Подготовка: столы и стулья заранее располагаются небольшими группами, желательно полукругом, чтобы родители сразу естественным образом занимая места, разделились на небольшие подгруппы.
Ведущий (психолог) предлагает родителям принять участие в разговоре, предлагает небольшую практическую деятельность, настраивает на общение, побуждает поделиться мнением, опытом по предлагаемым вопросам.
Каждая группа родителей получает бланк с вопросом для обсуждения. Ответы записываются или зарисовываются на отдельных листах формата А4, который затем в готовом виде размещается на видном для всех месте (магнитной доске, общем ватмане). Психолог просит представителя от группы представить свою работу, дать разъяснения и комментарии, остальных участников приглашает для дискуссии. После обсуждения всех вопросов, подводятся итоги, закончить можно афоризмами, изречениями, пожеланиями.
Вопросы для обсуждения:
1. Что вызывает стрессовую реакцию у ребенка
2. Как я помогаю ребенку выйти из стрессовой ситуации
3. Школа и стресс
4. Семья и стресс
Афоризмы
Ты пришел в этот мир не для того, чтобы жить в соответствии с моими ожиданиями. А я пришел не для того, чтобы оправдать твои. Если мы встретились и нашли общий язык – прекрасно. Если же нет – ничего не поделаешь. Ф. Пёрлз
Когда познает человек, что сердце его достигло чистоты? – Когда всех людей видит хорошими и никто не представляется ему нечистым и оскверненным…
Исаак Сирин