Родительское собрание «Семейное чтение» (диалог с элементами тренинга»)


В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Ф. Петрарка
Люди перестают мыслить, когда они перестают читать.
Д. Дидро.
Книги пишутся не для моли, а для людей.
Я.А. Коменский.
Родительское собрание «Семейное чтение» (диалог с элементами тренинга»
Цель: создание условий для осмысления родителями важности семейного чтения и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении к чтению собственного ребёнка.
Задачи:
Осмысление важности приобщения ребёнка к систематическому осознанному чтению.
Выявления проблем взаимодействия родителей и детей в развитии интереса к чтению.
Осмысление родителями приёмов развития техники, осознанности чтения и интереса к нему.
Форма проведения: диалог с элементами тренинга.
Этап подготовки
Параллельное» анкетирование учащихся и их родителей на тему «Любит ли ребёнок читать?»
Подготовка эвристической мотивирующий информации для родителей «О чтении языком статистики».
Разработка памяток для родителей:
«Как воспитать книгочея?»
«Литература для родителей по семейному чтению».
Формирование текстов тренинговых упражнений по развитию техники и интереса к нему.
«Пословицы».
«Слова на тему».
Подготовка вопросов для обсуждения на родительском собрании:
Чтение – это важно.
Как воспитать книгочея?
Учимся читать рационально и осмысленно.
Что читают наши дети.
Учитель: Дорогие друзья! Заявленная тема нашей встречи весьма и весьма актуальна. Важность чтения в жизни человека настолько очевидна, что каждый из сидящих здесь наверняка хотел бы, чтобы его ребёнок любил читать. Сухомлинский в период исследования причин умственной отсталости школьников заметил, что если в младших классах дети мало уделяли времени процессу чтения и обработки полученной информации, то у них складывалась структура мало деятельности мозга.
Интерес к семейному чтению в последнее время возраждается. Систематическое общение «вокруг книги» способствует эмоциональному и духовному сплочению старших и младших, взаимопониманию и общению. Однако многие полагают, что книги сегодня вытесняются телевидением, компьютерными играми. На это я хочу сказать, что у книг не может быть конкурентов. В них заключены знания человечности. Они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, радость познания. Книги, как настоящие друзья никогда не предадут. И поскольку объём информации, которую должен переработать человек, чтобы утолить информационный голод, стать успешным в профессии, нравственно обогатиться, постоянно растёт, то соответственно возрастает и важность приобщения к чтению. Убедимся в этом на конкретных примерах (раздаёт родителям памятки и комментирует некоторые её позиции)
Приложение 1
Учитель: Первый вопрос, вынесенный сегодня на обсуждение, - «Чтение – это важно». Действительно, в истории русской культуры литература для детей занимала почётное место - именно в детской литературе впервые появились стихи, рисунки, словари. В создании книг участвовали лучшие писатели, публицисты, учёные. Родоначальники детской литературы в России были буквари, азбуки, азбуковники (1574 год – Иван Фёдоров, «Азбука»; 1634 год – В.Ф. Бурцов, «Букварь»; XIX век – К. Д. Ушинский, «Детский мир»). С детства памятны нам сказки В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, П.П. Ершова, А.Н. Афанасьева, Д.Н. Мамина-Сибиряка. Это – наши воспитатели, хранители национальных традиций и «волнители чувств».
Наши дети любят и сказки, и рассказы, и длинные повести. А вот разовьётся ли этот интерес, превратится ли он в настоящую страсть к чтению, в источник мудрости зависит во многом от вас, дорогие папы и мамы. (Слышится топот, забегают два ученика – Вика и Стас и Баба-Яга).
Стас: Беда! Нас похитили! Видите сундук под Бабой-Ягой? Это сундук загадок. Если мы три загадки отгадаем, то спасёмся и вернёмся домой, в наш родной 2 «М».
Вика: Стас, ну давай попробуем, очень я по ребятам соскучилась!
Баба-Яга: А ну, сундук, давай первую загадку!
Ведущая: Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь в десять раз умней!
Стас: Рыба!
Вика: Стас, но ты же её не понимаешь и в десять раз умнее не становишься.
Стас: Ты права, Вика. Что же это может быть?
Вика: Это мама, она всегда говорит понятно и нескучно.
Стас: Разве мама говорит беззвучно? Нет, это не мама, Но кто?
Вика: Стас, пока мы не можем отгадать даже первой загадки.
Стас: Кто же нам поможет? Может папы и мамы?
Ведущая (обращается к родителям): Уважаемые гости, а может, вы поможете Стасу и Вике?
Родители: Это книга!
Баба-Яга: Кто это там подсказывает? Сейчас возьму и спрячу в свой сундук!
Баба-Яга: А вот вторую загадку никогда не отгадаете! Давайка сундук, не подкачай!
Ведущая: Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.
Баба-Яга: (бегает с метлой): Ну, что? Что за книжка, а?
Стас: Трудная книжка… это та, что с загадками.
Баба-Яга: Вот и не угадал… не та-а-а книжечка.
Вика: Стас, давай лучше посмотрим наши учебники. (Достаёт из портфеля математику).
Стас: Смотри, это же математика!
Баба-Яга: Всё равно не отгадаете! Отдай мне эту книжечку (пытается вырвать книжку).
Стас: Не отдам! Вика, смотри, вот они братишки-то – 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0. Их ведь десять. Это цифры!
Вика: Ура! Загадывай, бабуля, последнюю загадку!
Баба-Яга: Теперь они не отгадают, ведь портфель-то у меня! А, ну, сундук, загадай трудную-претрудную загадку.
Ведущая: Развернули дети
Голубые сети,
Но за партой, а не в речке,
Не на рыб,
А на словечки.
Стас: Вика, это, наверное, карта. На ней и сети есть.
Вика: Нет, Стас, не угадал ты. Видишь, Баба-Яга радуется.
Баба-Яга: Ха-ха-ха! (Потирает руки и пляшет с метлой).
Вика: А мне утром мама тетради новые дала… там ведь тоже сети.
Стас: Конечно, это сети на словечки. У-р-р-а! Мы всё отгадали! (Убегают).
Баба-Яга: (злится): Ох, уж мне эти книги, да тетради! Один вред от них! Ну, попадитесь мне в следующий раз, ни за что не отпущу!
Учитель: В преддверии собрания мы провели опрос детей и анкетирование родителей. Вопросы были одинаковыми, и вот какие результаты мы получили.
Приложение 2
Учитель: Анализ анкет показал, что любят читать лишь около половины наших детей, причём родители в своих оценках были более строги, чем дети. Каждый третий родитель не знает, какую книгу читает их ребёнок сейчас, из этого следует, что не все из вас участвуют в домашнем чтении ребёнка. Лишь меньше половины родителей читают своим детям, а ведь наши ребята так в этом нуждаются. Некоторые из них грустят, когда кто-то из ребят с гордостью рассказывает о семейном чтении. Я не хочу морализировать, упрекать и поучать, но поверьте, вы многое теряете, обедняете себя, упуская возможность войти в ребячий мир, лучше понять его, помочь ребёнку.
Из ответов следует, что в сорока с небольшим процентах семей взрослые любят читать и дети это видят. Это самый лучший способ вовлечь ребят в это интересное занятие, так как сила примера отца и матери очень велика.
Увы, каждый второй родитель констатирует, что ребёнок читает больше по необходимости. А дети немного «приукрашивают» себя и лукавят, говоря, что большинство из них читает, потому что интересно. Меня порадовало, что почти у всех дома есть книги для детей, и каждый из них в любой момент может взять интересующую. Но библиотека, к сожалению, привлекательна не для всех детей, хотя, если вы помните, мы вместе ходили туда, завели формуляры. Объяснили правила, показали, как много интересных книг можно выбрать.
Ответ на вопрос о том, что читают взрослые в семье, огорчил: почти никто из них не смог ответить на него. Зато большая часть родителей правильно назвала книгу, которую читает ребёнок. Это радует. А вот ответы на последний вопрос о читательских предпочтениях детей полны противоречий. Некоторые родители полагают, что их дети любят сказки, а они, оказывается, предпочитают приключения. Другие считают, что дети увлекаются чтением энциклопедий, а на самом деле они любят комиксы. Это несоответствие – ещё одно доказательство того, что наше внимание к чтению детей недостаточно, а тема, которую мы сегодня обсуждаем, действительно актуальна.
Учитель: А теперь, уважаемые собеседники, давайте сообща ответим на вопрос «Почему чтение – это важно?». Каждый ваш аргумент – это ступенька на пути к вершине, которую ребёнок достигает, если становится активным читателем. Я прошу вас обьединиться парами и через две минуты предложить свой аргумент.
Цепочка мнений родителей в результате на доске появляется словесная «лесенка».
Чтение – это важно!
ЗНАНИЯ
ДУХОВНОСТЬ
Побуждает к
нравственным
поступкам
Формирует
самообразовательные
навыки
Помогает
в учёбе
Повышает
интеллект
Будит
эмоции
Комментарии учителя к получившейся схеме.
Книга будит эмоции.
Ещё И.П. Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Читая книгу, ребёнок радуется, переживает, удивляется, сострадает, и всё это – эмоции, они нужны. Если нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход и отрицательные. Один раз, другой, а там, глядишь, ребёнок уже и научился получать удовольствие от того, что нам кажется не совсем понятным и даже вредным. Если ребёнок живёт в состоянии хронического эмоционального голода, может возникнуть острая и даже патологическая реакция. Дети начинают, например, бить стёкла в трамвае, чтобы изведать остроту риска и страха. «Со скуки», - говорят обычно. Нет, правильнее всего – от эмоционального «голода».
Чтение повышает интеллект.
Ещё раз обратите внимание на памятки и заметьте, что человек воспрнимает глазами 20% информации, и из них 70% посредством чтения. То есть, если ребёнок систематически не читает, то он упускает около 14% от всей доступной ему информации. Заметьте: чтобы быть в курсе научных новостей человек должен сегодня прочитывать столько, сколько раньше человек прочитывал за всю жизнь. Итак, чтение сегодня – способ соответствовать времени, его скоростям и жёстким требованиям. Причём скорость и уровень восприятия чтения нужно всё время повышать. В подтверждение этой мысли приведу известные слова И. Гёте: «Добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать, что достиг цели.
Чтение помогает в учёбе.
Действительно, хорошо читающий ребёнок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребёнок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребёнок читает больше, он обладает большим объёмом информации, и лучше ориентируется во всех предметах, имеет навыки её поиска и обобщения.
Книги формируют самообразовательные навыки.
Приобщившись к чтению, ребёнок освобождается от зависимости и опеки взрослых. Он начинает понимать, что книжный мир – увлекательный и огромный, в нём можно путешествовать бесконечно. Ребёнок идёт в библиотеку, учится разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами. Это очень помогает в учебной деятельности. Ребёнок знает, какой бы вопрос ни возник, ответ можно найти в волшебнице-книге, которая мудрее всех.
Чтение побуждает к нравственным поступкам.
К сожалению, жизнь, окружающая действительность не всегда «изобилуют» уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.
Книги – ценный источник знаний о нормах поведения. «Медвежонок-невежа» А. Барто, «Волшебное слово» Л. Осеевой, стихотворение С. Маршака «Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести» и многие другие, - это своеобразные и остроумные учебники хорошего тона, вежливости и хороших манер. Ребёнок, который осудил медвежонка за то, что «примчался к дому и первым влез в берлогу, медведю пожилому не уступил дорогу», едва ли станет, отпихивая взрослых, рваться к двери.
Учитель : А сейчас зададим себе, наверное, самый трудный вопрос: «Как воспитать книгочея?»
К сожалению, часто мы наталкиваемся на стойкое неприятие процесса чтения со стороны ребёнка. В чём дело? (Обращается к родителям с просьбой дать свою версию ответа на этот вопрос).
Цепочка мнений родителей: «У каждого своя высота, и то, что для одного – обычное дело, для другого – рекорд и подвиг».
«Не всё получается с первых попыток, причина неудачи может корениться не в идее, а в её реализации».
«Лучше не заставлять, а показывать пример».
«Родитель сделает – ребёнок повторит».
«Нет своих идей – посоветуйся с соседом»
Учитель: Предлагаю объединиться «четвёрками» и попытаться через 5 минут предложить присутствующим свой способ приобщения ребёнка к чтению.
Варианты «советов» родителей
Первая группа: На ребёнка очень влияет то, читают родители сами или нет. Если они вечером большую часть времени проводят на кухне или у телевизора, то вряд ли их «чада» будет книгочеем.
Комментарий учителя: Допустим, родители многократно назидают сына или дочь по поводу важности чтения. Но если сами они при этом очень редко обращаются к книгам, небрежно относятся к ним: книги пылятся в шкафу, валяются где попало, используются как подставка под что-либо, то вряд ли ребёнок поймёт их истинную ценность. Есть дома, где многочисленные тома чинно стоят на полках, но к сожалению, являются лишь частью интерьера, роскошным дополнением к красивой мебели. В таких условиях ребёнок привыкает воспринимать дорогие книги как антикварные безделушки, которыми можно любоваться, но не трогать.
Конечно, есть другие семьи, в которых разговоры о книгах просто не нужны: ребёнок часто видит родителей за чтением, они обмениваются впечатлениями о прочитанном, радуются новой покупке и тут же листают её.
Вторая группа: Надо поддерживать интерес к чтению у ребёнка: задавать вопросы, вникать в то, что он читает, удивляться каким-то моментам содержания, увлекаться им.
Комментарий учителя: Действительно, ваше участие в процессе чтения ребёнка бесценно. Однако нельзя и переусердствовать: иногда активно вмешиваясь в увлечения сына или дочери, мы пытаемся ими руководить, и наносим вред.
Моя подруга студенческих лет как-то рассказывала мне, что в детстве была страстным книгочеем, начинала и сама писать, но не стала литератором только из-за неосторожного вмешательства матери: «Я писала тайно, с упоением, исписанные листы засовывала в энциклопедию. Мама была человеком очень аккуратным, и ей бросилась в глаза неестественная пухлость книжки. И вот, через несколько дней, она положила передо мной большую конторскую книгу с пронумерованными листами: «Будешь писать каждый вечер по 2 страницы. После уроков я буду «проверять». И она что-то ещё говорила. По всей вероятности о том, что способности могут развиваться только в результате систематического труда, что терпение и труд всё перетрут и другие полезные истины. Несколько дней я под её наблюдением переписывала с листков, извлечённых из тайника. Но после дело застопорилось. Сюжет и герои как-то померкли и не волновали меня больше.
Третья группа: Мы думаем, что могут помочь маленькие родительские «хитрости», например: «Прочитай для меня, пожалуйста, а то мне так некогда! Я пока помою посуду».
Комментарий учителя: Хороший приём: чтение не должно быть «в пустоту», если ребёнку оно ещё трудно даётся. В предлагаемой ситуации у сына или дочери возникает ощущение, что он делает что-то полезное, а не просто упражняется в технике чтения. Поблагодарите ребёнка, обсудите с ним прочитанное, и вы продвинетесь вперёд – естественно и ненавязчиво.
Четвёртая группа: надо дарить ребёнку красивые книги, ориентируясь на его интересы. Можно чаще ходить с ним в книжный магазин и выбирать! Но при этом не «скатиться» только на комиксы и иллюстрации к «мультикам».
Комментарий учителя: Действительно, от того, насколько интересными оказались первые книги, зависит очень многое. В. Маяковский о своей первой книге писал так: «Первая книга – какая-то «Птичница Агафья». Если бы мне в то время попалась несколько таких книг – бросил бы читать совсем. К счастью, вторая – «Дон Кихот». Вот это книга! Сделал деревянный меч и латы, разил окружающих». Видите, как тонко отметил поэт: если книга пришлась по душе, она входит в жизнь, в неё хочется «играть».
Вспомните какие книги увлекали вас с детства и принесите их своему ребёнку. Это важно, потому, что об этих книгах вы сможете говорить с ребёнком, их содержание вы помните.
Пятая группа: Надо запастись терпением, не упрекать ребёнка за то, что у него с чтением «туго», ободрить его, хвалить маленькие «шажки» вперёд. Помните, что и у вас не сразу всё получилось.
Комментарий учителя: Самый антипедагогический вопрос, который можно задать ребёнку, такой: «Ну как ты не можешь читать быстрее?» Ещё хуже, если, потеряв контроль над собой, вы кричите. Срываясь на крик, вы уничтожаете все результаты своего воспитания. Ребёнок, на которого накричали, не способен работать продуктивно.
Шестая группа: Иногда родителям стоит превратиться в «Незнайку» и искренне удивиться и заинтересоваться тем, что читает ребёнок. Ощущение того, что он знает больше хотя бы в чём-то, очень ободряет ребёнка и помогает ему закрепить читательский интерес.
Комментарий учителя: В подобных ситуациях ребёнок обычно с удовольствием предлагает: «А хотите, я вам расскажу…» И у взрослого обязательно должно найтись время, чтобы его выслушать.
Учитель: Конечно, «копилку родительской мудрости» можно ещё пополнять. И я думаю, вы продолжите это делать и после нашей встречи. А пока я предлагаю вам памятки, в которых немало полезных советов.
Приложение 3
Учитель: Следующий этап нашего разговора – «Учимся читать рационально и осмысленно». В начале нашего диалога мы подчеркнули мысль о том, что совершенствовать технику чтения, развивать способность быстро ориентироваться в тексте нужно на протяжении всей жизни, а особенно на таком трудном этапе, как начальная школа. Сегодня, уважаемые родители вы получите текст с большим количеством интересных упражнений, выполнение которых, развивает интерес к чтению и способствует развитию его техники в условиях семейного воспитания. А чтобы вы поняли, в чём суть предлагаемых заданий, мы, объединившись парами, попробуем их выполнить сами.
В каждом варианте задания – два упражнения. В первом следует воссоединить пословицы из левой и правой колонок, во втором – из 14 предложенных слов необходимо составить 7 пар, подбирая противоположные по значению.
Приложение 4
Учитель: А теперь выполним упражнение, которое развивает познавательную активность, творческое воображение. Заменяя в задании ключевое слово по собственному усмотрению, упражнение можно повторять дома с детьми много раз.
Приложение 5Учитель: Мы опросили наших детей по поводу того, что они любят читать. Оказалось, что более половины (около 60%) предпочитают русские сказки (А.С. Пушкина, С. Аксакова, П. Ершова, А. Толстого, Э. Успенского) и сказки зарубежных авторов (Г.Х. Андерсена, А. Линдгрен, А. Милна, Ш. Перро, Дж. Родари). У 14,7% любимым жанром являются приключения («Робинзон Крузо», Д. Дефо; «Дети капитана Гранта» Ж.Верна и др.) научно-познавательная литература занимает скромное место – менее 10%. Остальные дети отдают предпочтения рисованным «мультикам», и детским журналам.
Подведение итогов.
Обмен мнениями родителей по развитию читательского интереса у ребёнка в семье. Работа с памятками, подготовленными к собранию. Их обсуждение.
Заключение
Конечно, вкус к интересной книге нужно прививать. Иногда родители идут на поводу у еще неокрепших вкусов детей и покупают комиксы, не задумываясь о том, что упускают возможность приобщить ребенка к настоящей литературе.
Итак, давайте помнить, что книга – носитель и хранитель национального наследия, воспитатель духовности.
Читайте сами, читайте вместе с детьми и вы одухотворите свою жизнь прекрасными образами.
Список литературы
В.П. Аникин. Русская народная сказка / В.П. Аникин. – М., 1984.
С.Ф. Иванова. Введение в храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома / С.Ф. Иванова. – М., 1994.
Пришли мне чтения доброго…: Хрестоматия для семейного чтения. – М., 2001.
Русские поэты – детям. – М., 1980.
К.Д. Ушинский. Родное слово / К.Д. Ушинский. – Новосибирск, 1994.
Приложение 1
Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% - по средством чтения.
К 1980 году объем информации удваивался каждые 5-7 лет, к 1990 году удвоение происходило ежегодно.
К 2013 году объем информации по сравнению с 1990 годом возрастает в 4 раза, к 2040 – в 32 раза.
Утверждается, что наш современник, для того чтобы быть в курсе научных новостей, в год должен прочитывать столько, сколько раньше он прочитывал за всю жизнь.
95% людей читают очень медленно – 180-220 слов в минуту (1 страница за 1,5 – 2 минуты).
Средняя скорость чтения старшеклассников – 90-100 слов в минуту, студентов – 120-180, специалистов с высшим образованием – 200-250 (степень усвоения при этом колеблется в пределах 20-60%).
Глаза человека со средними навыками чтения делает на одной книжной строке 12-16 остановок.
У традиционно читающего человека объем одномоментной фиксации составляет 10 печатных знаков – 1,5-2 слова одной строки.
Потрясающе быстро читали Ж.Ж. Руссо, А.С. Пушкин, Наполеон, О. де Бальзак, Н.Г. Чернышевский, Л.Н. Толстой, В.И. Ленин, М. Горький, А. Энштейн, А.В. Луначарский.
Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту.
О. де Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса.
М. Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту.
Просветитель Н.А. Рубакин в течение жизни прочитал более двухсот тысяч книг (по 2750 в год)
И. Гете: «Добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, что достиг цели».
Н.А. Амосов: «Для человеческого организма благоприятен только режим напряжения. Силы при напряжении возрастают».
Приложение 2
Анкета для учеников:
Нравится ли тебе читать книги?
Какую книгу читаешь ты сейчас?
Читают ли тебе родители?
Читаешь ли ты вместе с родителями?
В твоей семье любят читать взрослые?
Ты читаешь потому, что надо, или потому, что интересно?
Есть ли у вас дома интересные детские книги?
Ходишь ли ты в библиотеку?
Какую книгу сейчас читает мама? Папа?
Какие книги тебе больше всего нравится читать?
Анкета для родителей:
Нравится ли вашему ребенку читать книги?
Какую книгу читает ваш ребёнок сейчас?
Читаете ли вы детям?
Читаете ли вы вместе с ребёнком?
Любят ли в вашей семье читать взрослые?
Как вы думаете, ваш ребёнок читает, потому что надо, или потому, что интересно?
Есть ли в вашей домашней библиотеке книги для вашего ребёнка?
Посещает ли ваш ребёнок библиотеку?
Какую книгу читаете сейчас вы? Ваш супруг(а)?
Книги какого содержания предпочитает читать ваш ребёнок?
Приложение 3
Памятка для родителей
«Как воспитать книгочея?»
Первые книги у ребёнка должны быть красочно оформлены, тогда они ещё до чтения заинтересуют. В то же время они не должны состоять только из иллюстраций, тогда их смысл будет понятным уже после беглого просмотра, и желание читать пропадёт.
Лучше, если в книге есть разбивка на небольшие главы или она состоит из небольших законченных рассказов. Повествование, состоящее из множества страниц, психологически как бы «давит» на ребёнка, он понимает, что прочесть сразу он не сможет, а для него необходимо увидеть результат приложенных усилий.
Взрослые должны помнить, как много зависит от их отношения к чтению ребёнка. Обязательно поговорите о прочитанном. Похвалите, даже если не всё получалось.
Следует воспитывать культуру чтения. Если начал, дочитай до конца. Книгу нужно читать последовательно, не перескакивая со страницы на страницу, и не заглядывая в конец. Постарайтесь донести до ребёнка, что важно понять о прочитанном всё, а если что-то осталось неясным, спросить. Обратите внимание ребёнка на выразительность письма, на яркий образный язык.
Взрослым не стоит прекращать читать ребёнку вслух. Вечерние часы за книгой, когда родители, сами увлекаясь содержанием, читают ребёнку – это замечательный способ духовного с ним единения, общения и естественного развития.
Дети должны видеть родителей читающими. Их естественная подражательная способность «сработает» в такой ситуации на результат.
В доме обязательно должна быть детская библиотека, которая периодически пополняется. Она должна быть ориентирована на интересы ребёнка, но и не только. Ребёнок, возможно, ещё не осознаёт нужность энциклопедий, словарей, справочников. Но они должны найти место на домашних полках: со временем ребёнок их оценит.
Найдите свои любимые детские книжки. Расскажите о них ребёнку. Прочитайте их вместе.
Обязательно запишите ребенка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.
Желательно подписать ребенка на интересный детский журнал.
Приложение 4
Упражнение по развитию осмысленности и техники чтения
Задание 1
Упражнение «Пословицы»
Воссоедините части пословиц из левой и правой колонок (результат по каждой строке напишите в виде двух цифр рядом).
Фиксируйте время.
Первая половина пословицы Вторая половина пословицы 1 Своя ноша Дитя без глазу 1
2 Каждая курица Не сразу строилась 2
3 Смелость Просто открывался 3
4 Лбом стены Свой насест хвалит 4
5 Москва Не тянет 5
6 У семи нянек Не прошибешь 6
7 А ларчик Города берет 7
Упражнение «Антонимы»
Сгруппируйте слова в пары, подбирая противоположные по значению.
Запишите решение цифрами.
1.Добрый 8.Грязный
2.Веселый 9.Грустный
3.Чистый 10.Маленький
4.Талантливый 11.Узкий
5.Большой 12.Бездарный
6.Высокий 13.Злой
7.Широкий 14.Низкий
Задание 2
Упражнение «Пословицы»
Воссоедините части пословиц из левой и правой колонок (результат по каждой строке напишите в виде двух цифр рядом).
Фиксируйте время.
Первая половина пословицы Вторая половина пословицы 1 Чует кошка К обеду 1
2 Язык Будет и пища 2
3 Дыма без огня И умереть сладко 3
4 Будет день Того и погоняют 4
5 Дорога ложка До Киева доведет 5
6 За правду- матку Не бывает 6
7 Кто везет Чье мясо съела 7
Упражнение «Антонимы»
Сгруппируйте слова в пары, подбирая противоположные по значению.
Запишите решение цифрами.
1.Белый 8.Старый
2.Сладкий 9.Мертвый
3.Молодой 10.Черный
4.Кристальный 11.Мягкий
5.Живой 12.Горький
6.Чужой 13.Свой
7.Твердый 14.Мутный
Задание 3
Упражнение «Пословицы»
Воссоедините части пословиц из левой и правой колонок (результат по каждой строке напишите в виде двух цифр рядом).
Фиксируйте время.
Первая половина пословицы Вторая половина пословицы 1 Знание Не пословица 1
2 На пословицу Пословицей 2
3 Голая речь Пословица – ягодка 3
4 Пень – не околица Сила 4
5 Поговорка – цветочек Лучше богатства 5
6 Пословица Глупая речь – не пословица 6
7 Красна речь Не даром молвится 7
Упражнение «Вставка букв»
Бри…да
Ку…етОб…ка
Кн…га
Пше…цаСта…акМа…на
Упражнение «Слова на тему»
Вариант 1. В течение 10 минут запишите слова на тему «Зима».
Вариант 2. В течение 10 минут запишите слова на тему «Космос».
Вариант 3. В течение 10 минут запишите слова на тему «Библиотека».
Вариант 4. В течение 10 минут запишите слова на тему «Магазин».
Вариант 5. В течение 10 минут запишите слова на тему «Музыка»
Вариант 6. В течение 10 минут запишите слова на тему «Спорт».
Приложение 5
Упражнения по развитию осознанности чтения
Упражнения «Составьте пословицы»
Упражнение 1
1 Каждое слово в пословице поставьте на свое место.
2 Передайте смысл пословицы своими словами.
3 Фиксируйте время.
С, кобыле, легче, воза, баба.
Да, учат, беды, мучат, уму.
И, пруда, без, вынешь, из, труда, не, рыбку.
Не, платок, всякий, роток, на, накинешь.
Во, еды, приходит, время, аппетит.
А, делают, глаза, руки, страшатся.
А, найдется, шея, бы, хомут, была.
Упражнение 2
1 Каждое слово в пословице поставьте на свое место.
2 Передайте смысл пословицы своими словами.
3 Фиксируйте время.
А, неделю, на хлеба, едешь, день, бери, на.
И, богу, расшибет, дурака, лоб, заставь, молиться, он.
А, беду, своей, разведу, чужую, к, ума, не руками, приложу.
От, ищут, добра, не добра.
А, бежит, добрая, сама, лежит, слава, худая.
Там, любовь, нет, и, совет, горя, и, где.
А, пожалеет, приласкает, жена, мать.
Упражнения «Мини – бестселлер»
Упражнение 1
В течение 3-х минут составьте текст, используя такие слова: сигнал, помеха, снег, ручка, книга, дорога, погода.
Упражнение 2
В течение 3-х минут составьте текст, используя такие слова: кукла, платье, игрушка, цвет, сон, глаза, кроватка.
Упражнение «Лабиринты»
Упражнение 1
Определите правильную последовательность строк в этих четверостишиях и запишите в своей рабочей тетради.
Песня раздается
Неисходною струей
Громче, громче льется
Между небом и землей
(Н. Кукольник)
Он бежит себе в волнах
Ветер по морю гуляет
На раздутых парусах
И кораблик подгоняет.
(А.С. Пушкин)
Как воспитать у ребёнка любовь к чтению
План беседы
1. Выбор книги для чтения.
2. Что делать, если ребёнок не любит читать.
3. Как надо рассматривать иллюстрации в книге.
4. Беседа с детьми о прочитанном.
5. Гигиена чтения.
Все родители знают о пользе чтения, поэтому вполне естественна и законна их тревога, если ребёнок не любит книги. "Что надо сделать, чтобы ребёнок полюбил чтение?” – часто спрашивают они. "Мы покупаем много книг, а сын и не смотрит на них”. Конечно, ошибаются те родители, которые считают, что стоит купить книгу, как она сразу понравится ребёнку. Со стороны родителей требуется большое внимание к чтению младшего школьника, помощь и руководство его чтением. Надо научить детей любить книгу. Большинство младших школьников любит читать книгу. Но сами выбирать книгу они не могут. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за подбором книг для детского чтения. Для каждого детского возраста существуют рекомендательные списки литературы ''Что читать детям''. Они имеются в каждой школьной и районной библиотеке. В эти списки, составленные с учетом возраста детей, включены произведения художественной и научно – популярной литературы, книги классиков и современных писателей, русская и зарубежная литература, поэзия и проза. Родители должны следить, чтобы в руки детей попадали книги, предназначенные для их возраста. Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики: сказки, рассказы о животных и растениях, приключения, рассказы о войне и героях, о мирном труде взрослых и детей, о школе, о музыке, искусстве. Подбирая книги, надо учитывать индивидуальные интересы детей. Ребята, особенно мальчики, часто увлекаются только приключенческой литературой. Эта тяга к приключениям, острым, захватывающим сюжетом вполне естественна, но надо направить ее в нужное русло. Надо проследить, чтобы книги приключенческого жанра не были единственными в чтении детей, чтобы в их руки не попадали книги, предназначенные для взрослых. Если ребенка особенно интересует жизнь растений или животных, новые машины, путешествия, следует подобрать книги, из которых он мог бы получить новые и интересные для него сведения. Особенно надо обратить внимание на развитие у детей интереса к научно– популярной литературе. Учащиеся должны читать доступные для них книги географии, естествознанию, технике. Родители должны помочь ребёнку развивать технику чтения, для этого надо упражнять его в чтении вслух, чтобы взрослые могли контролировать правильность чтения. Поэтому родителям надо быть особенно внимательными к подбору первых книг для самостоятельного чтения. Книги должны быть с яркими картинками, с интересной фабулой и небольшие по объёму, чтобы ребёнок смог быстро прочитать их. В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста могут сыграть положительную роль и незначительные на первый взгляд внешние моменты. Так, например, своя собственная
библиотека, полочка для книг, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает у детей интерес к книге. Для того, чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий приём. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку, но на самом интересном месте прекращает чтение вслух. Увлечённый событиями книги и желанием узнать, что произойдёт с героями книги дальше, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Взрослые должны потом спросить его, о чём он прочитал, похвалить его за самостоятельность, выразить надежду, что теперь всегда сам он будет читать. Воспитание любви к книге проходит значительно быстрее и легче в тех семьях, где взрослые сами любят читать, много говорят о книгах, отдают свой досуг чтению. Если отец и мать не находят времени для чтения книг, то, конечно, приохотить ребёнка к чтению бывает труднее. Как ребёнок должен читать книгу? Надо приучить детей начинать чтение с обложки титульного листа книги, на которых приводится фамилия автора, художника, сделавшего рисунки книги, издательства и год издания. Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребят, какие книги этого писателя он уже читал и что он знает о нём, встречались ли ему уже рисунки художника– иллюстратора книги. Надо чтобы ребёнок читал книгу внимательно, неторопясь. Для детей младшего школьного возраста большое воспитательное значение имеет просматривание иллюстраций. Они помогают ребёнку понять и запомнить прочитанное. Многие картинки дают возможность представить себе те явления и предметы, которые ребёнок не может увидеть непосредственно. Глядя на картинки, можно побывать на севере и в тропических странах: живя далеко от моря, увидеть пароходы и бушующий океан, узнать, как живут дети в других государствах. Важно научить детей рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали. Очень хорошо, когда дети рассказывают о прочитанном. Рассказывая, ребёнок развивает свою речь, у него вырабатывается умение выделять главное в книге. В процессе рассказа более четко формируется отношение к поступкам героев, к описываемым событиям. Если ребёнок затрудняется на первых порах рассказать о прочитанном, надо помочь ему с помощью вопросов: что ты узнал из книжки? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего? Вопросы о прочитанном важны и потому, что родители могут проконтролировать чтение ребёнка: всю ли книжку он прочитал, всё ли понял в ней, правильно ли его мнение о поведении героев. Такие вопросы дисциплинируют детей, позволяют более внимательно читать и запоминать прочитанное. Надо поощрять стремление детей нарисовать самому картинку к прочитанному. Очень хорошо если в семье практикуются совместные чтения книг вслух. Это сближает детей и родителей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы. Как вместе читать? Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера, когда все сядут вместе и будут читать. Читать вслух следует по очереди, сегодня читает отец, завтра сын и т. д. Чтение вслух– полезная тренировка для детей: они привыкают читать выразительно, громко и чётко. Надо определить продолжительность чтения не более 45 минут с тем, чтобы чтение не утомило детей, не притупило интереса к книге. Хорошо когда родители и дети делятся впечатлениями о книге. Если возникает спор, если дети будут высказывать неправильное мнение, надо в тактичной форме помочь им разобраться в прочитанном. В семье воспитывается культура обращения с книгой. Во-первых, надо приучить детей беречь
книгу. Дети должны знать, что книгу нельзя бросать, рвать, рисовать на ней, загибать углы страниц, вырезать из неё картинки. Особенно надо бережно относиться к библиотечной книге. Её надо обернуть в чистую бумагу и, прочитав, сдать точно в срок. Необходимо также приучать детей соблюдать основные правила гигиены чтения. Дети должны знать, что глаза надо беречь. Нельзя читать при слабом освещении. Лампа должна быть со стороны левой руки ребёнка, свет от неё не должен попадать в глаза, а падать только на поверхность стола, где лежит книга. При чтении следует давать короткий отдых глазам.
Памятка
Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства. 2. Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию. 3. Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой. 4. Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи. 5. Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги. 6. Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом интересном месте. 7. Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст. 8. Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления. 9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам. 10. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку. 11. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя реликвии своей семьи. 12. Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.