Тема Организация самостоятельной работы обучающихся и детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

Тема «Организация самостоятельной работы обучающихся и детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики»
Л.К.Мамаева – учитель математики
«Летниковская основная общеобразовательная школа»/филиал/
МОУ «Сернурская средняя /полная/общеобразовательная школа№2
им. Н.А.Заболоцкого»

Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитания самостоятельности. Но самостоятельная работа, привлекая современных школьников, вызывает в тоже время у многих серьезные затруднения. Она требует эмоционального и умственного напряжения, порождает массу неожиданных вопросов и ошибок, сомнения и переживания. Самостоятельная работа служит эффективным средством формирования личности, побуждает умственную самостоятельность у детей. Она дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности.
Актуальность избранной темы заключается в том, что в статье 5«Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" сказано, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Если раньше дети с ОВЗ обучались в специализированных школах и классах, то сейчас закон позволяет им обучаться наравне со своими сверстниками,
т.е. отмечается интегрированный подход к обучению. Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в стенах образовательного учреждения. Совместное обучение - сложная проблема, поэтому при ее решении необходимо опираться на имеющиеся теоретические обоснования и практические разработки, что позволит осуществить подлинную социально-образовательную интеграцию.
Стратегическая задача модернизации всей российской школы - воспитание самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе.
Важнейшим путем воспитания активной жизненной позиции у детей в процессе обучения является активизация познавательной деятельности. Очень важно научить учащихся проявлять самостоятельность в усвоении знаний, потому, что самые прочные знания это те, которые получены самостоятельно. Умение самостоятельно работать на уроках поможет учащимся в дальнейшем самим пользоваться справочным материалом, отыскивать правильные решения. Поэтому самостоятельной работе на уроках я уделяю большое внимание.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс с детьми, нормально развивающимися и детьми с отклонениями в развитии.
Предметом исследования является эффективные формы и методы организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики.
Если самостоятельная деятельность учащихся на уроках математики в учебно-воспитательном процессе будет грамотно организована: с применением разнообразных форм и методов организации самостоятельной деятельности, чёткой дозировкой заданий и времени, с учётом индивидуальных особенностей детей, создание атмосферы сотрудничества, то уровень и качество знаний, мотивация учащихся повысится.
Цель работы – раскрыть наиболее эффективные формы и методы организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики
Основные задачи:
выявление и изучение литературы по проблемам самостоятельной деятельности учащихся;
отбор, систематизация, разработка путей и способов развития самостоятельности учащихся на уроках математики.
Самостоятельная работа - это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим учеником.
Присутствие самостоятельной работы необходимо на уроках, в том числе и на уроках математики, так как они тренируют волю, воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинируют учащихся. Учителю на уроках математики необходимо опираться на самостоятельную работу учеников, самостоятельное рассуждение, умозаключение.
Самостоятельная работа является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на:
обучающие; тренировочные; закрепляющие; повторительные; развивающие; творческие; контрольные.
К основным видам самостоятельных работ можно отнести следующие:
работа с книгой; упражнения; выполнение практических и лабораторных работ; проверочные самостоятельные, контрольные работы, диктанты, сочинения; подготовка докладов, рефератов; домашние опыты, наблюдения; техническое моделирование и конструирование.
Самостоятельная работа по образцу, заготовленному на доске или на карточке. Учащиеся выполняют аналогичное задание с измененными данными цель работы: закрепление изученного материала, например, формул, решение типовых задач.
Вариативная (управляемая) самостоятельная работа
Обычно состоит из 3-4 последовательных заданий, где решение каждого последующего опирается на результат предыдущего. Учащиеся, решив первый пример, сверяют результат с ответами ко всем примерам. Если ответ не совпадает ни с одним, то учащийся возвращается к решению, исправляет ошибку и только тогда приступает к решению второго примера. Такие работы развивают внимательность и самоконтроль.
Математический диктант
Давно оправдавшая себя форма самостоятельной работы. Он может носить как контролирующий, так и обучающий характер. Математический диктант предусматривает несколько заданий. Текст вопросов, легко воспринимаемый на слух, требует краткого ответа и несложных вычислений.
Самостоятельная работа с выборочной системой ответа
Заключается в том, что предлагаемым вопросам или примерам дают несколько вариантов ответа, из которых учащиеся выбирают верный.
Творческие самостоятельные работы
Включающие возможность решения задач несколькими способами, составление задач и примеров самими учащимися
В своей работе я использую различные элементы самостоятельной работы учащихся. Для большей эффективности самостоятельной работы учащихся в процессе обучения я применяю тесты с выбором ответа и карточки-задания. В таких работах я стараюсь включать вопросы, которые устанавливают связь между новым материалом и ранее изученным.
При изучении математики учащиеся должны знать и понимать математические обозначения, термины, понятия. Для этого использую математические диктанты, позволяющие ученику самостоятельно, правильно, четко давать определения и пользоваться обозначениями.
После теоретического блока провожу обучающую самостоятельную работу, смысл которой заключается в самостоятельном выполнении данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ – развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение внимания каждого ученика к тому, что объясняет учитель. Здесь сразу выясняется непонятное, выявляются сложные моменты, дают себя знать пробелы в знаниях, которые мешают прочно усвоить изучаемый материал. Такая работа составляется в основном из заданий репродуктивного характера. Так как самостоятельные обучающие работы проводятся во время объяснения нового материала или сразу после объяснения, то их немедленная проверка дает четкую картину того, что происходит на уроке, какова степень понимания учащимися нового материала на самом раннем этапе его изучения. Перед контрольной работой провожу урок-консультацию; на нем проходит не только ликвидация пробелов в знаниях учеников по данной теме, но и закрепление, повторение других вопросов. На контрольной работе всегда даю дополнительную задачу повышенного уровня сложности, за которую ставлю отдельную оценку. В результате у ребят растет интерес к предмету и самоуважение. Творческие работы проходят в форме: а) решение задачи и доказательство теоремы нестандартным, новым для ученика способом; б) решение задач несколькими способами; в) составление задач, примеров самими учениками; г) доклады, презентации учащихся и другие виды деятельности. Одной из составных частей учебного процесса является домашняя самостоятельная работа учащихся. В процессе выполнения домашнего задания учащиеся повторяют и закрепляют приобретенные на уроке знания, умения, навыки. Домашние работы воспитывают чувство ответственности, формируют навыки самообразования. Объем и характер домашних заданий определяется в каждом отдельном случае планом учебных занятий по разделу изучаемого материала. Урок в классе, где обучаются совместно обычные школьники и школьники с особенностями в развитии, должен быть отличным от уроков в классах, где обучаются равные по способностям к обучению воспитанники.
Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей с разными образовательными потребностями, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, закрепление пройденного, контроль за знаниями и умениями). Если на уроке изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в этом случае он выстраивается по структуре: учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с нарушением интеллекта выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного. Затем для закрепления нового материала учитель дает классу самостоятельную работу, а в это время занимается с группой учащихся с особенностями в развитии: проводит анализ выполненного задания, оказывает индивидуальную помощь, дает дополнительное объяснение и уточняет задания, объясняет новый материал. Такое чередование деятельности учителя общеобразовательного класса продолжается в течение всего урока. Процесс обучения – всегда процесс творческий.
Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы: Одним из путей развития творческой активности учащихся, совершенствования процесса обучения математике является организованная система работ; Систематическое проведение самостоятельных работ и повышение их учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества математической подготовки школьников;
Связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью, самостоятельные работы дают возможность учащимся самим ликвидировать пробелы, расширять знания, творчески применять их в решении различных задач
Итак, самостоятельность – это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действия и решительностью в его осуществлении. Оно присуще в той или иной степени каждому из нас.
Как будет вести себя человек, столкнувшись с незнакомым, неизведанным и непонятным? Один обойдет стороной, другой понаблюдает издалека, а кто-то попробует проникнуть в глубину и разобраться. Вот тут-то ему и пригодятся воля, навыки, мужество и самостоятельность. Чтобы дойти до конца. Чтобы найти выход. И если мои ученики дойдут до конца, значит, в этом есть и моя заслуга.

Список литературы.

Бабанский Ю.К. «Методы обучения в современной общеобразовательной школе», - М.: Просвещение, 1985г.
Грецова Р.Г. «Организация самостоятельной работы с учащимися на уроках математики», - М.: Педагогика, 1987г.
Груденов Я.И. «Совершенствование методики работы учителя математики», - М.: Педагогика, 1990г.
Демидова С.И., Детищева Л.О. «Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике: формирование умений самостоятельной работы», - М.: Просвещение, 1985г.
Кабалевский Ю.Д. «Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения математике: книга для учителя», - М.: Педагогика, 1988г.
Пидкасистый П.И. «Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении», - М.: Просвещение, 1980г.
Тресин К.К. «Формирование навыков самообразования учащихся с помощью системы самостоятельных работ», - М., 1980г.
Интернет-ресурсы:
1. uchportal.ru Педагогические статьи 15-1-0-1300
2. do.gendocs.ru docs/index-233775.html
3. pedsovet.su Статьи 70-1-0-2645

15