Материал для использования на уроках в начальной школе Метод 6 шляп Боно


Прием «Шесть шляп мышления» был впервые предложен английским психологом и писателем Эдвардом де Боно. Прием помогает развивать параллельное мышление, увидеть ситуацию с различных точек зрения, представить многогранность проблемы и выявить наиболее оптимальный путь ее решения. Как работать с приемом «Шесть шляп мышления» на уроках
«Шесть шляп» — это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны воспрятия и оценки.Шесть шляп мышления, в процессе решения практических задач, помогают справиться с тремя  главными сложностями:
Эмоциями. Вместо того чтобы думать над решением, мы часто ограничиваемся эмоциональной реакцией, предопределяющей наши дальнейшие действия.
Растерянностью. Не зная, что делать и с чего начать мы испытываем неуверенность (особенно это проявляется либо в моменты, когда перед нами встает сложная многоуровневая задача, либо когда мы с чем-то сталкиваемся впервые).
Путаницей. Когда, мы пытаемся удержать в голове большой массив информации, связанный с задачей, стараемся быть логичными, последовательными и креативно мыслящими, быть конструктивными, да еще и следим за тем чтобы окружающие нас люди (собеседники, коллеги, партнеры) были такими, обычно все это не приводит не к чему, кроме смятения и путаницы.
Метод 6 шляп мышления помогает преодолеть эти сложности путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. Подобное деление делает мышление более сосредоточенным и устойчивым и учит нас оперировать различными его аспектами по очереди
Алгоритм работы с приемом
Задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Скажем сразу, что эта ситуация изначально должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа или решения.
Класс делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).
Цвет шляпы определяет направление развития мысли:
Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.
Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.
Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.
Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.
Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.
А также:
Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.
Это эталон приема «Шесть шляп». Но каждый учитель может адаптировать стратегию, исходя из собственных планов и темы урока.
Заданная ситуация: сказка «Курочка Ряба». Ученикам предлагается рассказать сказку по-новому, в зависимости от цвета шляп.
Белая — деловая речь, много терминов, точных фактов. Например, «Курица по кличке Ряба родилась в 2015 году и уже через 6 месяцев приобрела репродуктивную способность. Хозяева курицы — дед по имени Иванов Петр Алексеевич и его супруга Иванова Антонина Семеновна…».
Желтая — в сказке должно быть много эпитетов, сравнений. Здесь употребляется речь художественная, образная.
Черная — вполне возможно предложить составить сказку ужасов. Или написать сценарий для экранизации в жанре триллера.
Красная — чувственная сказка. Это может быть сказка в стихах.
Зеленая — креатив. Сказка должна иметь самый неожиданный конец. Или предложить рассказать сказку с использованием жаргона, либо представить ее в жанре пантомимы.
Синяя — нейтральная. Участники этой группы будут представлять жюри.
Использование интерактивного метода «Шесть шляп де Боно»
на уроках в начальной школе
Данная технология позволяет рассмотреть определённую тему с разных точек зрения:
выявить преимущества и недостатки;
выдвинуть альтернативную точку зрения;
способствует развитию мышления и умению вести дискуссию;
побуждает детей к поиску дополнительной информации, расширяет кругозор.
Технология имеет форму групповой деятельности, которая проходит в тёплом неофициальном общении. Благодаря методам групповой работы, ребята учатся объяснять, доказывать свою точку зрения, выражать свои мысли, учатся слушать и слышать друг друга. Ценность этого вида работы состоит в том, что каждый ученик может выбрать разную роль:
эксперты – анализируют проблему;
участники – ищут варианты решения проблемы;
мыслители – анализируют связи между явлениями;
собеседники – умеют слушать, договариваться;
партнёры – учатся сотрудничать.
Эдвард де Боно – известный в мире психолог, автор многих книг, пионер « мышления о мышлении». Он учит мышлению как привычке, которую нужно и необходимо развивать. Упражнения Эдварда де Боно по развитию мышления могут успешно использоваться на уроках как отдельные интерактивные методики. Один из таких методов – «Мыслящие шляпы».
Эдвард де Боно предлагает использовать для мыслительных операций разноцветные шляпы 6 цветов, каждая из которых имеет отдельную психологическую характеристику.
Прекрасная «вводная» для группы дана самим Э. де Боно: «Шляпу легко надеть и снять. Никакой другой предмет одежды нельзя надеть или снять так быстро и легко. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь надевать и снимать различные цветные шляпы с такой же легкостью. Кроме того, шляпы указывают на роль. Итак, надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает. Очень важно, чтобы каждый мыслитель умел менять роли: надевать шляпы и снимать их».
В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Вот краткое описание каждого из них:
Белая шляпа – работа по сбору информации – в словарях, картах, таблицах, схемах, документах.
Красная шляпа – формирование своего отношения к событиям и их участникам.
Жёлтая шляпа – это выявление позитивных сторон явления, преимуществ и достижений.
Чёрная шляпа – это указание на негативные стороны, безопасность, ошибки.
Зелёная шляпа – это новые предложения, идеи, возможные альтернативы.
Синяя шляпа – контроль над мыслительным процессом, подведение итогов, высказывание наблюдений и комментариев.
Метод «6 мыслящих шляп» требует более серьёзного и осмысленного отношения детей к обучению.
Для использования методики класс делится на 6 групп. Каждая группа выбирает себе задание по цвету шляпы. Затем учитель в конвертах раздаёт задания или вопросы каждой группе, на которые детям необходимо будет дать ответ, или подготовить небольшое сообщение.
Если метод используется на уроках литературного чтения, окружающего мира и необходимо обговорить какую-то ситуацию, то время на подготовку отводится 10-15 минут, а потом каждая группа зачитывает своё задание и даёт ответы.
Работа построена таким образом, что каждая группа дополняет информацию других групп, дискутирует, находит компромисс.
Данную методику я использовала на уроках математики в 4 классе при изучении темы «Величины». Подготовительную работу проводила заранее, за 2-3 дня до изучения темы.
Заслушивать ответы начинали с белых шляп – потому что это – работа с первоисточниками. Ответы красных, жёлтых, чёрных, зелёных шляп можно слушать в любой последовательности. Завершали работу подведением итогов, а это делают синие шляпы.
При изучении темы «Единицы измерения времени» группы получили следующие задания:
Белые шляпы:
-Какие единицы измерения времени вы знаете? Как измеряли время в старину?
Красные шляпы:
-Что побудило людей к введению единой меры времени? Какими часами пользуются современные люди?
Жёлтые шляпы:
-Какие преимущества в измерении времени сейчас перед тем, как измеряли время в старину?
Чёрные шляпы:
-Какие недостатки измерения времени существуют сегодня?
Зелёные шляпы:
-Объясните назначение единиц измерения времени: минуты, часа, суток, месяца, года.
Синие шляпы:
Зачем необходимо знать меры времени? Подведите итоги.
Тема «Меры веса».
Белые шляпы:
-Какие меры веса вы знаете? Где их используют?
Красные шляпы:
-Объясните, почему возникла необходимость появления единиц измерения веса?
Зелёные шляпы:
-Как используются меры веса в современной жизни?
Чёрные шляпы:
-Укажите на недостатки единиц измерения веса.
Жёлтые шляпы:
-Какие разновидности весов вы знаете? Укажите их назначение.
Синие шляпы:
- Почему необходимо знать и уметь пользоваться мерами веса? Сделайте выводы.
Тема «Единицы измерения длины».
Белые шляпы:
-Какие единицы измерения длины вы знаете? Какие единицы измерения длины существовали в старину, какие существуют в разных странах?
Красные шляпы:
-Какие единицы измерения длины в практической жизни используются чаще, какие реже? Почему?
Жёлтые шляпы:
-Выиграло ли человечество, создав различные меры длины? Докажите свою мысль.
Зелёные шляпы:
-Попробуйте объяснить, что измеряли в старину верстой, вершком, пядью, локтем, футом.
Чёрные шляпы:
-Назовите общие единицы измерения длины. Почему исчезли старинные единицы измерения?
Синие шляпы:
-Сделайте выводы по данной теме.