Исследовательская работа по литературе на тему На краю чужого гнезда (10 класс)


ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
(Тюменская область)
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПОКУРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
ул. Белорусская, д. 19, с.п.Покур, Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
(Тюменская область) Нижневартовский район 628630
тел/факс (3466) 210-123, 210-132, тел/факс ДО (3466) 210-070
НА КРАЮ ЧУЖОГО ГНЕЗДА…
Работу выполнила:
Соловьева Анжела,
ученица 11 класса
Научный руководитель:
Л.В.Калинина,
учитель русского языка и литературы
с.п. Покур, 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Введение………………………………………………………………………………………..3-4
1. Цель работы………………………………………………………………………………………3
2. Актуальность исследования……………………………………………………………………..4
II. Основная часть……………………………………………………………………………...5-11
III. Заключение………………………………………………………………………………...12-13
IV.Литература…………………………………………………………………………………….14
I. Введение.
Что такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди.
Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Вот как писал о любви еще в 17 веке известный драматург Жан Батист Мольер:
В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно,
Что не жил…
Одним из примеров размышления о любви является стихотворение В.Рождественского:
Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца его понять?
Всегда во всем старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?
Невозвратимая себе утрата
Или обогащенье без конца?
Горячий день, какому нет заката
Иль ночь, опустошившая сердца?
А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждет?
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?

Можно так сказать о любви: это чувство, которое до сих пор не нашло себе истолкователя.
А для русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева любовь была главным чувством во всей его жизни, хотя оно и не принесло ему счастья… Сам писатель говорил: «Любовь …сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».
Цель моей работы – рассказать о любви Ивана Сергеевича Тургенева к Полине Виардо, раскрыть вечную тайну любви и вечную драму влюбленных…
Данная работа является актуальной, потому что мы имеем возможность еще раз показать, что человек неволен в своей любовной страсти: любовь есть чувство стихийное, неотвратимое, часто трагическое – и счастье оказывается недостижимым…
Работа может быть использована в качестве вспомогательного материала для уроков литературы в старшей школе, классных часов, посвященных дню святого Валентина и пр.

II. Основная часть. Тургенев и Виардо: любовь, длиною в жизнь…
Можно ли любить некрасивую женщину?
Можно ли любить некрасивую женщину, к тому же, не отвечающую мужчине взаимностью?
Можно ли любить всю жизнь некрасивую женщину, не отвечающую взаимностью? 
Интересно, но именно такое случилось в 19 веке.
Много было счастливых и великих привязанностей любви в России XIX века. Но их роман - это что-то необыкновенное…
Вероятно, это самая продолжительная история любви. Их роман занял долгие 40 лет и разделил жизнь Тургенева на периоды до и после встречи с Полиной.
Её полное имя – Мишель Фердинанда Полина Гарсия. Родилась Полина в Париже в артистической семье знаменитого испанского тенора, певца парижского и итальянского театров, композитора, сочинителя опер Мануэля Гарсиа. Обладая необыкновенными лингвистическими способностями, она в четыре года свободно говорила на четырёх языках: французском, испанском, итальянском и английском. Позднее выучила русский и немецкий, занималась греческим языком и латынью. Полину с детства учил властный и суровый отец. Она росла музыкально одарённым ребёнком. Первые уроки – на парусном судне, шедшем в Мексику, – с голоса, без рояля. Ноты писал сам отец. Она пела с ним по вечерам, на мостике, к большому удовольствию всего экипажа. Мать ее, Джоваккина Сичес, одно время блиставшая на сценах Мадрида, тоже пела, как и старшая сестра Полины Мария, по мужу Малибран – прославленная певица Европы и Америки. Полина с детства знала театр, слушала оперы, росла среди артистов. У нее оказался отличный голос. Судьба ее определилась. Ее готовили стать пианисткой. С ней занимался Ференц Лист. Но она мечтала петь и постоянно занималась своим голосом, и к 15 годам стало ясно, что Полина будет певицей.
Она рано начала выступать. Впервые в Брюсселе – в 1837 году, в шестнадцать лет. Затем в Лондоне и Париже. В Парижской опере дебютировала в 1839 году в «Отелло», имела огромный успех. Ее пригласили в итальянскую оперу.
В 1841 году она вышла замуж за директора этой оперы, Луи Виардо – вряд ли по любви. Виардо был на двадцать лет старше ее, по-видимому, человек смирный, просвещенный, малозаметный муж знаменитости.
Начались ее странствия по столицам и полустолицам Европы: Лондон, Мадрид, Милан, Неаполь, Вена, Берлин – всюду она выступала, всюду покоряла. Обладала удивительным, гибким, могучим, столь разнообразным голосом. Сценическая ее выразительность была столь же высока, как и умение петь.
Красотою Виардо не славилась. Выступающие вперед губы, большой рот, но замечательные черные глаза – пламенные и выразительные. Волосы тоже как смоль – она зачесывала их гладко на пробор. В разговоре жива, блестяща, смела. Характером обладала властным, а на сцене воспламенялась.
Такова была молодая звезда, облетевшая Европу, всюду побеждавшая. Россия находилась далеко, но слава ее шла и на Восток.
“В судьбе почти каждого человека есть что-то трагическое”, – писал Тургенев. Трагическое в сознании Тургенева – это, прежде всего, необходимое, неизбежное, от человека не зависящее. Иван Сергеевич неспроста верил в судьбу, в роковое стечение обстоятельств, которые однажды набегают на человека и разом, круто меняют его жизнь.
1843 год в писательской и человеческой судьбе Тургенева оказался роковым. Это был год начала его литературного успеха, год знакомства с Белинским и одновременно встречи писателя с “центральным светилом” его жизни.
Тургенев увидел ее впервые осенью 1843 года на сцене оперного театра, когда великая певица приехала на гастроли в Санкт-Петербург. Вот как писал о ее первом появлении Тургенев: “Шел “Севильский цирюльник”, в котором Виардо исполняла роль Розины. Началась картина 1 акта. Комната в доме Бартоло. Входит Розина: небольшого роста, с довольно крупными чертами лица и большими, глубокими, горячими глазами. Пестрый испанский костюм, высокий андалузский гребень торчит немного вкось на голове…
“Некрасивая”, – подумал я. “В самом деле”, – повторил мой сосед сзади.
Вдруг совершилось что-то необыкновенное: раздались такие восхитительные бархатные ноты, каких, казалось, никто никогда не слыхивал…
По зале мгновенно пробежала электрическая искра…
Первую минуту – мертвая тишина, какое-то блаженное оцепенение… Но молча прослушать до конца – нет, это было выше сил”.
Порывистые “Браво! Браво!” прерывали певицу на каждом шагу, заглушали ее…
Сдержанность, соблюдение театральных условий были невозможны: никто не владел собой. Восторг уже не мог вместиться в огромной массе людей, жадно ловивших каждый звук, каждое дыхание этой волшебницы, завладевшей так внезапно и всецело всеми чувствами и мыслями, воображением молодых и старых, пылких и холодных, музыкантов и профанов, мужчин и женщин… Да! Это была волшебница! И уста ее были прелестны! Кто сказал “Некрасива”? – Нелепость.
Не успела еще Виардо кончить свою арию, как плотина прорвалась, хлынула такая мощная волна, разлилась такая буря, каких я не видывал и не слыхивал. Я не мог дать себе отчета: где я? Что со мною делается? Помню только, что и сам я, и все кругом меня кричало, хлопало, стучало ногами и стульями, неистовствовало. Это было какое-то опьянение, какая-то зараза энтузиазма, мгновенно охватившая всех снизу доверху, неудержимая потребность высказаться как можно энергичнее и громче. Это было великое торжество искусства.
Диапазон ее голоса от сопрано доходил до глубоких, ласкающих сердце нот контральто с неимоверной легкостью и силой. Обаяние певицы и женщины возрастало в течение всего 1 акта, так что под конец каждый с нетерпением ожидал возможности поделиться с кем-нибудь из близко знакомых переполнявшими душу впечатлениями.
В России на ее долю выпадает огромный успех. Ее засыпают цветами, овации не смолкают. Мужчины влюбляются в нее, посвящают ей стихи. Одним из таких стихов является стихотворение Мятлева “Розы”.
Всеобщее опьянение и восторг вызвал романс Алябьева “Соловей”, который Полина пела на русском языке.
Тургенев любил все тонкое, изысканное – в вещах, в природе, в людях. И этот голос, обволакивающий, таинственный, серебряно-хрустальный, он не мог не полюбить.
Неизвестно, на котором из представлений впервые увидел Полину Виардо Тургенев, в то время коллежский секретарь в министерстве внутренних дел, “кандидат философии” и молодой поэт.
С тех пор Тургенев ходил, как в тумане: все его помыслы были сосредоточены на одном – познакомиться с Полиной. Однако вместо этого он познакомился… с ее мужем - директором Итальянского театра в Париже, известным критиком и искусствоведом - Луи Виардо, а 1 ноября 1843 года он был представлен и самой Полине. Среди массы поклонников она особо не выделила Тургенева, известного более как заядлый охотник, а не литератор. “В душу же Тургенева, – по словам А. Ф. Кони,- восторг дошел до самой его глубины, повлияв на всю личную жизнь этого однолюба”. А когда ее гастроли закончились, Тургенев вместе семейством Виардо уехал в Париж против воли матери, без денег, еще неизвестный Европе. В ноябре 1845 года он возвращается в Россию, чтобы в январе 1847 года, узнав о гастролях Виардо в Германии, вновь уехать: Берлин, затем Лондон, Париж, турне по Франции и опять Санкт-Петербург. Он мечется по Европе за тенью своей любимой. В середине июля 1850 года Тургеневу пришлось возвратиться в Россию. Все счастливое трехлетие (1847 -1850) , столь важное для творчества писателя, он прожил во Франции, пользуясь гостеприимством Полины и Луи. Мать Тургенева, которой чужды были его личные и литературные интересы, настаивала на разрыве отношений сына с семьей Виардо и не высылала ему денег в Париж.
Будучи во Франции, он чаще всего останавливался в имении Виардо. Муж, старше Полины на 21 год, казалось, ничего не замечал, полностью полагаясь на ее благоразумие.
А в России известность Тургенева растет.
Перед премьерой его в Санкт-Петербурге он страшно волнуется, но если он и молился в тот момент, то своей богине. “В момент, когда занавес поднялся, я тихонько произнес ваше имя. Оно принесло мне удачу, - напишет он позже Полине. - Я ожидал всего, кроме такого успеха”.
В честь любимой он меняет имя дочери из Пелагеи в Полинет. Судьба этой маленькой женщины, очень дорогой Тургеневу, также нашла свое отражение в творчестве писателя. Ася - героиня одноименной повести - родилась, как и его дочь, от брака между дворянином и крестьянкой.
Тургенев был заботливым и ответственным отцом. Часто уезжая за границу, он оставлял дочь своей матери, которая обходилась с ней чрезвычайно грубо, словно девочка не дочь сына, а крепостная. Это огорчает писателя, и с кем он делится своими грустными заботами? Конечно, с Полиной, у которой уже есть свои дети. И Полина сама предлагает взять девочку на воспитание в свою семью. Влюбленный Тургенев, желая стать еще ближе к ней, тотчас же соглашается. После тяжелых сцен с матерью Тургеневу удалось забрать у нее свою дочь и отправить ее в Париж. Полина Виардо воспитывала ее сначала со своей дочерью, затем определила ее в пансионат госпожи Аран. Виардо становится для него не просто возлюбленной, но и символом идеальной семьи и материнства. Полина - это и его исповедник, которому он рассказывает все о своей семье и о самых интимных сторонах своей жизни. “Вы ангел...”, - напишет он ей в очередном письме, сообщая о приезде дочери в Париж. Никогда более Тургенев не чувствовал себя столь близким к любимой женщине.
Некоторое время спустя - еще одно знакомство, окончившееся личной драмой и очередным шедевром. На этот раз речь идет о сестре Льва Толстого - Марии. Он вновь пленен. (Я предпочитаю именно это слово, а не слова “любовь” или “страсть”, которые навсегда остались связаны с именем Полины Виардо).
В ноябре 1854 в письме к Анненкову он пишет: “Она очаровательна, умна, проста, я смотрел не нее, не отрывая глаз. На старости лет (четыре дня назад мне исполнилось 36) я едва не влюбился. Не буду скрывать от вас, что поражен в самое сердце”.
Но и это чувство осталось чисто платоническим - Тургенев ни на что не решился, но образ очаровательной Верочки из рассказа “Фауст” создан под впечатлением обаяния Марии Толстой.
Создается впечатление, что он хотел вытеснить из своей души господствовавшую в ней Полину. Кстати, это почувствовала и тонкая по натуре Мария Толстая, написавшая намного позже, уже после смерти Тургенева: “Если бы он не был в жизни однолюбом и так горячо не любил Полину Виардо, мы могли бы быть счастливы с ним, и я не была бы монахиней, но мы расстались с ним по воле Бога...”. Еще одна женская драма, так как в дальнейшем Мария Толстая все равно оставила нелюбимого мужа и ушла в монастырь.
Одновременно с этими неудавшимися попытками устроить свою личную жизнь Тургенев пишет самые знаменитые свои произведения: “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”, “Первая любовь”, “Отцы и дети”.
Узнав, что в марте 1853 года Полина Виардо приезжает с концертами в Россию, Тургенев потерял голову... Все отошло на второй план - творчество, его недавний арест, постоянный надзор полиции, ссылка... Он должен увидеть свою богиню несмотря ни на что!
Он добывает фальшивый паспорт, переодевается мещанином и едет в Москву, где пробудет почти две недели. Риск невероятный, учитывая, что в эти годы Тургенев уже хорошо известен не только в литературных кругах, но и российской полиции. Риск не оправдался. Полина явно охладела к нему. Несколько лет разлуки превратили ее любовь в вежливо-безразличную дружбу. И Тургенев довольствуется тем что есть, продолжает писать Полине, даже не получая ответа.
Если в личной жизни наступает кризис, то в литературе он добился признания. Назвать Полину Виардо музой, вдохновлявшей творчество Тургенева, было бы слишком просто. Он боготворит её. Она заменила ему все и вся: родных, друзей, семью, которую он так и не удосужился создать. А возможности были...
В ноябре 1854 в письме к Анненкову он пишет: “Она очаровательна, умна, проста, я смотрел не нее, не отрывая глаз. На старости лет (четыре дня назад мне исполнилось 36) я едва не влюбился. Не буду скрывать от вас, что поражен в самое сердце”.
Он создает очаровательные женские образы, вошедшие в золотой фонд русской литературы под романтическим названием “тургеневских девушек”: самоотверженных, искренних, решительных, не боящихся любить. Изучением этих персонажей занималось не одно поколение исследователей творчества писателя, оставив без особого внимания другую необычную галерею - галерею тургеневских мужчин: нерешительных, безынициативных, пасующих перед действительностью, боящихся ответственности в личной жизни.
По-прежнему господствовавшая в его сердце роковая любовь к Полине Виардо заставляет в конце 1856 года вновь задуматься о поездке во Францию.
У Полины начинает слабеть голос, она все реже появляется на сцене. Несмотря на конец артистической карьеры, ее жизнь очень динамична: ведь ей всего сорок. Она дает уроки пения, принимает у себя знаменитостей и, конечно же, рядом с ней её странная семья: четверо детей, мудрый муж и преданный поклонник. Всех их связывает семнадцатилетняя дружба. В эти годы Тургенев уже в апогее своей славы и в России, и в Европе. Его талант достойно оценен Жорж Санд, Флобером, Гюго, Мопассаном, Э. Де Гонкуром. Почти все они стали его и ее друзьями.
А он снова рядом: Россия - Германия - Франция - Россия... С родиной были связны обязательства, с Францией - эмоции и чувства, необходимые ему, чтобы писать. И появляются чудесные “Вешние воды”, “Дым”, “Новь”. Так он и живет все это время в раздвоении между долгом и любовью, не чувствуя себя дома ни в России, ни во Франции, но лишь в семье Виардо.
В 1879 году он опять вынужден ехать в Россию - умер брат. Россия встретила с восторгом любимого писателя, особенно молодое поколение. В театре устраиваются чтения его пьес. Он принимает в них участие в сопровождении молодой и талантливой актрисы Марии Савиной. Забыв о своих 62 годах, он опять попадает в плен молодости, женственности и большого таланта. Их разделяет целое поколение, но они оба не замечают этого. Очередное увлечение, нежные и хрупкие чувства, литературные вечера в Спасском, где он читает свое новое творение “Песнь торжествующей любви”. А затем трогательные письма, мечты о совместной поездке в Италию, приглашение Марии в Париж, куда она и приехала в 1882 году. Увидев дом Виардо и Тургенева в “чужом гнезде”, она почувствовала что-то вроде жалости и ревности. Она не может понять писателя. Кажется, он и сам себя не понимал, а порой ненавидел, но ничего не мог поделать. И всегда вновь возвращался к Полине, единственной, рядом с которой он находил душевное успокоение. Как в молодости, так и сейчас, перед своим последним в жизни испытанием. Да, ему не удалось “свить гнездо”, но ему была дарована судьбой идеальная, роковая, страстная, необъяснимая разумом любовь.
Под конец жизни он напишет: «Ты сорвала все мои цветы, не придешь на мою могилу…» На его могилу в Петербурге она точно не пришла, но когда он умирал от рака в Буживале – записывала под диктовку его подлинные последние рассказы. Надо полагать, он был счастлив и этой малостью.
И. С. Тургенев писал в одном из своих последних стихотворений в прозе:
«Когда меня не будет, когда все, что было мною, рассыплется прахом, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня, – не ходи на мою могилу… Тебе там делать нечего». 22 августа 1883 года писатель скончался.
Это произведение посвящено Полине Виардо, женщине, романтическую любовь к которой Тургенев пронес через многие годы своей жизни, до самого последнего вздоха.
Виардо пережила Тургенева на 27 лет, как он предвосхитил в стихотворении «Когда меня не будет…», и она не ходила на его могилу, что тоже было предсказано писателем… Она ушла тихо и без страданий теплой весенней ночью с 17 на 18 мая 1910 года.
Но почему этот всячески достойный человек был так несчастлив в личной жизни? Похоже, Тургенев избегал ответной любви. Плюс магическая власть над ним Виардо. Стало нарицательным словосочетание «тургеневские девушки» – самоотверженные, искренние, цельные, скромные. Почему-то не возникло выражения «тургеневские мужчины» – нерешительные, боящиеся ответственности и больших чувств.
И всё же, не зная любви счастливой, Тургенев утверждал: любовь сильнее смерти.

III. Заключение
Тема любви – одна из постоянных тем искусства и одна из главных в творчестве русских писателей.
Всех своих героев Тургенев испытывал любовью, считая, что в этом проявляется самоценность человека… «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена» - в этой фразе пафос изображения любви многих русских поэтов и писателей, в том числе Тургенева…
Любовь Тургенева трагична потому, что она не разделена, одинока… Но эта «любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»…такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость… Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны её касаться».
Перед нами «прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет…».
Все начинается с любви…
Твердят:
«Вначале
Было
слово».
А я провозглашаю снова:
всё начинается
с любви!
Всё начинается с любви:
и озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка –
всё начинается с любви.
Всё начинается с любви.
С любви!
Я это точно знаю.
Всё,
даже ненависть –
родная
и вечная
сестра любви.
Всё начинается с любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия,
тоска
и подвиг –
всё начинается с любви.
Весна шепнет тебе:
«Живи».
И ты от шепота качнёшься.
И выпрямишься.
И начнёшься.
Всё начинается
с любви!
( Р.Рождественский, 1974).
Давно нет на свете этих великих людей, но любовь пережила их, она живет и в наших сердцах, зажигая их. Музыкальные строки Тургенева, с проникновенным благородством навеки запечатлевшие поэзию художественного образа Полины Виардо, – лучший памятник великой актрисе.
IV.Литература
1. Витражи мудрости: Афоризмы, крылатые слова /Сост. М.В.Король. -2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Полымя, 1991. – 414с.
2. Житова В.Н. Воспоминания о семье И.С. Тургенева.-Красоярск: Кн.изд-во, 1986.-224с.
3. Рождественский Р.И. Стихотворения. – М.: Мол. Гвардия, 1988. – 142с., ил. – (XX век: поэт и время).
Интернет- ресурсыhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78088a82-066b-4e35-a15a-4a7acece7f7f/%5BLI8RK_7-01%5D_%5BTE_04%5D.htmhttp://www.turgenev.org.ru/gallery.htm http://www.turgenev.org.ru/biogr.htmhttp://www.turgenev.org.ru/e-book/ocharovannaya.htmhttp://www.loveorigami.info/story.php?aut=89&story=209http://www.lovestuff.ru/lovestory/xix/274.htmlhttps://proza.ru/2006/09/21-260https://lady.mail.ru/article/473436-velikie-istorii-ljubvi-ivan-turgenev-i-polina-viardo/