Работа над непроверяемыми написаниями


Тема. Работа над непроверяемыми написаниями

В начальных классах грамматики большое значение придается словарно- орфографической работ. Этот раздел программы по русскому языку носит сквозной характер, и, как правило, основан на механическом запоминании. К сожалению, наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании слов с непроверяемыми гласными.
В настоящее время существуют традиционные и новые подходы к предоставлению нового слова из «Словарика».
В традиционной системе выделяют следующие этапы работы:
1.Представление нового слова из «Словарика» ( из загадки, пословицы) .
2. Формулирование лексического значения слова ,с которым знакомятся, освоение его орфографии.
3. Введение нового слова в активный словарь детей.

Более подробно я остановлюсь на новых подходах. Сущность подхода Г.А. Бакулиной можно сформулировать так: « Усиление обучающего эффекта, интенсификация интеллектуального развития школьников, достигаемых за счет субъективизации процесса обучения». С помощью специальных упражнений школьники самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться, и сами формулируют тему словарно- орфографической работы. При этом предлагаемые учителем упражнения и задания к ним составляются таким образом, чтобы они могли обеспечить одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка.
В первую группу входят упражнения, предусматривающие выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами. Например, учитель говорит детям: « Вы сможете определить новое слово, если расположите прямоугольники по степени увеличения точек в каждом из них»
Вторую группу составляют упражнения, предусматривающие работу с символами, шифрами , кодами. Например, назовите 2 слова, с которыми мы познакомимся на уроке. Они зашифрованы с помощью чисел.
1слово: 3 1 11 6 12 13 (капуста)
В третью группу входят упражнения, так или иначе связывающие искомое слово с изучаемым лингвистическим материалом. Например, расположите правильно местоименные формы в порядке их изменения по падежам и соедините буквы, написанные в скобках.
Мне ( с) , меня (е ) , я (б ) , меня ( Е ) , обо мне ( а) , мной ( з ) (береза)
Четвёртую группу составляют упражнения, предусматривающие использование знаний учащихся по другим дисциплинам.
Учитель дает установку: « Внимательно посмотри фигуры и буквы в них. Запомни».

После 50 сек. Фигуры убираются. Затем учитель показывает те же самые фигуры в той последовательности, в какой расположены буквы в слове.
Упр. 5 группы предусматривают нахождение словарного слова на основе установления детьми смысловой связи в используемом на уроке лингвистическом материале или выявлении закономерности образования нового слова.
« Вы сможете назвать новое словарное слово , с которым мы познакомимся на уроке, если определите характер смысловой связи между словами в данных парах.
М.аг.зин - прод.вец
Т.атр -.ктер
Б.льница -врач
Космический к.рабль- ? (космонавт)
Данное упражнение повышает орфографическую зоркость учащихся за счет пропуска орфограмм.
В. Хованская считает, что основной формой подачи нового слова должна быть стихотворная( рифмованные загадки, скороговорки, песни, стихи). Это вызывает положительные эмоции, благотворно влияет на выработку темпа и ритма речи. Например:
Пальто, платье и платок
С буквой «а» пиши дружок,
Не забудь про сапоги!
«А» да «О» им не враги.
В.В. Лайло предлагает «уярчить» то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. Автор предлагает следующие способы « усиления» орфограмм»:
1. Написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета.
Например: ПУГ ВИЦА
2. Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв.
3. «Уярчить» путем составления ребусов.
4.Возвращение в этимологию. Например, ныне непроверяемая Е в слове береза может быть проверена словом белый.
Перечислены некоторые приемы «усиления» запоминаемого материала. Учитель должен ориентировать на разные виды деятельности , подключать к запоминанию различные чувства детей , создавать на уроке условия для творчества , фантазии и обязательно побуждать к выбору индивидуального способа запоминания того наилучшего приема, который компенсировал бы недостаток памяти каждого ученика.

Словарно- орфографические упражнения

Наиболее распространенным видом этих упражнений остается диктант.
Выборочный диктант. Например, записать в 1 столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную е , во 2 – слова , в написании которых надо запомнить гласную о. Комбайн, берег, впереди, космонавт,
Зрительный диктант. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово и записывают его по памяти.
Диктант с использованием загадок.
Творческий диктант. Учитель предлагает заменить развернутое определение одним словом. Например, четвертый день недели (четверг)
Можно предложить учащимся и другие виды упражнений, способствующих осознанию значения трудных слов.
- Впиши в предложения подходящие по смыслу слова из «Словарика»
Сапоги, ботинки-это обувь, а- это одежда.
-Объясни, кого так называют: библиотекарь, тракторист.
-Подбор синонимов. Друг- товарищ, узор-
-Вставь в предложения подходящие по смыслу слова из «Словаря для справок»
Как алмазы на листьях росинки.
Пылает заря, роса.
Снег под лучами зимнего солнца.
Солнце , а месяц.
( блестеть, гореть, светить, сиять, сверкать.)
Вот некоторые упражнения , позволяющие учителю заинтересовать детей, обогатить словарный запас учащихся.
- Разгадай кроссворд.
- «Кто быстрее и правильнее?» К данным словам подбери как можно больше и быстрее синонимы: метель (вьюга, буря, пурга , метелица)
- Составь текст- описание на любую тему: Ну и огурчик! Земляничная поляна.
-Сочинение по опорным словам.
7. Программированное обучение.
А.А. Бондаренко предлагает использовать словарь как специальный справочник. Например: найди отгадку в словаре. Указывается страница и буква, на которую начинается отгадка.
Опыт учителей показывает, что планомерное применение перечисленных выше приемов дает возможность повысить эффективность обучения непроверяемым написаниям на 35-40%по сравнению с обучением таким написаниям с помощью традиционных приемов.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115






15