Программа кружка по туристскому многоборью

Принята на заседании Утверждаю
педагогического совета и.о.директора МБОУ Рожковская СОШ
протокол № ___________ __________\Швечкова О.В.\
от «__»__________2015 г. Приказ№____от «____»__________2015г.







Программа кружка
«Булинь»



Возрастной диапазон с 10 до 15 лет
Срок реализации 6 лет
Руководитель кружка: учитель физической культуры МБОУ Рожковская СОШ Зудин А.Ю.





















Нижегородская обл., Сосновский р-он
С. Рожок 2015 г.







































Программа туристско-краеведческого объединения

Пояснительная записка.

1. Ситуация с состоянием здоровья детей и подростков приобрела за последние годы настолько трагический характер, что о ней заговорили не только врачи и педагоги, проблема эта стала волновать представителей широкой общественности и политиков. До 80% первоклассников приходят в школу, имея нарушения состояния здоровья. К моменту окончания школы число таких детей увеличивается до 90%. Поздно бить тревогу и заниматься исследованиями, необходимо принимать энергичные меры для изменения сложившегося положения. Одним из реальных, давно опробованных путей. Не требующих крупных вложений средств, является туризм.
Поскольку школьный туризм неотделим от краеведческой работы, то есть углублённого изучения во время походов истории, природы и культуры родного края – своей малой родины , о нём можно говорить не только как об уникальном оздоровительном комплексе, но и как о важнейшем средстве культурно-патриотического воспитания.
Кроме того, в наше непростое время, когда многократно возросла опасность природных и техногенных катастроф, террористических актов, необходимо использовать возможности туризма для подготовки занимающихся к действиям в условиях экстремальных ситуаций.
Растущая отчуждённость между людьми вызывает необходимость использовать возможности туризма для формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений.
2. Педагогические идеи и принципы:
- гуманизация образования;
- осуществление целостного подхода к воспитанию;
- соответствие содержания возрастным особенностям учащихся;
- деятельностный подход в обучении;
-формирование социально приемлемых интересов и потребностей учащихся.
3.Цель: формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения, создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.
Основная цель программы – помочь ребенку сделать осознанный выбор, более четко определиться в своих симпатиях, увлечениях, определить свои силы и возможности.
Программа предусматривает решение следующих основных задач.
В области образования:
- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по истории, географии, биологии, литературе, ОБЖ, физической подготовке;
- приобретение умений и навыков работе с картой и компасом;
- приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;
- обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомства с проблемами экологии и охраны природы.
В области воспитания:
- содействие гармоническому развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
- формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств;
- гуманное отношение к окружающей среде;
- выработка организаторских навыков, умение вести себя в коллективе.
В области физической подготовки:
- физическое совершенствование школьников – развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;
- выполнение в течение учебного года соответствующих спортивных разрядов по туризму и ориентированию, участие в соревнованиях и походах ( в том числе и многодневных).
4. Лучшее время для начала занятий – 10 лет. Для зачисления в объединение, работающее по этой программе, специальных знаний и подготовки не требуется, зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.
5. Методы работы:





- Поисково-исследовательский метод ( самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий на экскурсиях и в походах)
- Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, экскурсиях.
- Метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и качества усвоения программы, роста динамики спортивных показателей.
- Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию,
предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и

других форм воспитания.
6. Формы работы:
- Соревнования по туризму, ориентированию, топографии, военно-спортивных игр, краеведческо-экскурсионных мероприятий.
- Проведение походов, начиная с однодневных, и далее – до сложных спортивных маршрутов.
7.Прогнозируемые результаты и критерии их замера:

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное освоение комплексной программы по годам обучения, прирост спортивных достижений, участие в походах, соревнованиях, краеведческих конференциях при наличии положительных результатов.
Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива объединения (группы), заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, а в конечном итоге – воспитание физически здоровых, сознательных патриотов своей родины.
В процессе обучения предусматриваются аттестации, теоретические зачеты, зачетные соревнования и многодневные походы в конце года. Осваивая разделы, включенные в «Комплексную программу», во время теоретических и практических занятий, на соревнованиях, в походах, в конце обучения ребенок сможет осознанно выбрать подходящую специализацию и, используя широкий комплекс полученных знаний и навыков, продолжить своё развитие в одном из специализированных объединений.
8. Условиями для реализации этих задач являются:
- Наличие квалифицированных педагогов, имеющих опыт проведения туристских походов, соревнований, экскурсий и т.д.
- Взаимосвязь теории с практической работой.
- Наличие достаточного количества туристского снаряжения.
- Финансирование перечисленных мероприятий.


Учебно-тематический план объединения «Булинь» на 6 лет


п/п
Наименование тем, разделов
Количество часов



всего
теория
практ.

1
Организационный период ( до двух недель )
-
-
-


2
Вводное занятие, введение в образовательную программу
3
3



3
Туристская группа в походе. Обеспечение безопасности.
6
6


4
Организация бивака, приготовление пищи.
12
4
8

5
Топография и ориентирование.
30
14
16

6
Краеведение. Сведения об истории, географических особенностях Нижегородской области. Выполнение краеведческих заданий в походе.
9
6
3

7
Из истории развития туризма и альпинизма.
9
9


8
Доврачебная медицинская помощь. Приёмы самоконтроля.
30
14
16

9
Зелёная аптека.
20
12
8

10
Туристская техника. Участие в соревнованиях и матчевых встречах.
40
20
20

11
Обеспечение безопасности при передвижении по различным формам рельефа.
10
8
2

12
Самодеятельная песня – история развития. Туризм и самодеятельная песня.
3
2
1

13
Основы фотодела, пейзажная и репортажная съёмка.
2
2


14
Подготовка к трёхдневному зачётному походу.
10
4
6

15
Проведение зачётного похода.
+
+
+

16
Видовые различия в туризме. Разрядные нормативы в спортивном туризме: спортивные походы, туристское многоборье.
2
2


17
Экологические проблемы региона.
3
3


18
Основы геологических знаний.
3
3


19
Элементы спасательных работ. Выживание в условиях природной среды.
9
3
6

20
Подведение итогов. Сдача снаряжения.
+
+
+

21
Итоговое занятие.
3
3




Итого 204 часа.
Количество часов по темам и разделам делится поровну по всем годам обучения. Пример: тема – основы геологических знаний - 3часа, 1 год – 1 час, 2 год – 1час, 3 год – 1 час.

По завершении первого года обучения, обучаемые должны знать:
- порядок организации и проведения походов выходного дня;
- правила проведения вне населенных пунктов, вопросы по экологии, туризма;
- о роли Р. Лейцингера в создании ученического туризма в Росси;
- основы туристской техники;
- основы топографии и ориентирования;
- иметь общие представления о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи;
- опасные и ядовитые растения, растущие в окрестностях города.
По завершении первого года обучения, обучаемые должны уметь:
- передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;
- организовать походный быт, составлять раскладку продуктов для ПВД;
- преодолевать сложные естественные препятствия;
- ориентироваться по карте и компасу на несложном полигоне по спортивному ориентированию;
- оказывать элементарную медицинскую помощь.


По завершении второго года обучения, обучаемые должны знать:
_ порядок действий при подготовке к многодневным походам;
- основные сведения по истории, географии региона;
- способы преодоления различных естественных препятствий;
- несколько туристских песен;
- опасные и ядовитые растения, основные лекарственные растения, которые можно использовать в походе.
По завершении второго года обучения обучаемые должны уметь:
- передвигаться по дорогам, тропам и пересеченной местности в составе группы;
- организовать походный быт, составлять раскладку продуктов для многодневных походов,
- преодолевать различные, естественные и искусственные препятствия, владеть приёмами самостраховки;
- знать и уметь правильно применять несколько узлов,
- ориентироваться по карте и компасу, участвовать в соревнованиях по спортивному ориентированию, топографическому ралли;
- составить описание однодневного похода или паспорт краеведческого объекта;
- оказывать медицинскую помощь, предусмотренную программой.


По завершении третьего года обучения обучаемые должны знать:
- разрядные нормативы спортивного туризма;
- правила подготовки и организации многодневных походов;
- меры безопасности при проведении многодневных походов и соревнований,
- правила соревнований по топографии и спортивному ориентированию;
- иметь общие представления о географии и истории родного края, географических особенностях, памятниках природы;
- правила участия в туристских соревнованиях, условия выполнения туристских разрядов;
- приёмы самоконтроля и доврачебной медицинской помощи;
- опасные, лекарственные, съедобные растения края;
- алгоритмы выживания в условиях природной среды.

По завершении третьего года обучения обучаемые должны уметь:
- подготовиться, участвовать и подводить итоги многодневных походов;
- ориентироваться на местности и по карте при помощи компаса, выполнять глазомерную съёмку пройденного маршрута;
- выполнять необходимые природоохранные мероприятия;
- различать опасные, применять лекарственные и съедобные растения края;
- участвовать в соревнованиях по туристскому многоборью, осуществлять многообразные технические действия;
- участвовать в простейших спасательно-транспортировочных работах.

Программа туристско-краеведческой подготовки


1. Вводное занятие
- знакомство с программой туристско-краеведческой подготовки;
- чем полезны и интересны походы и экскурсии.
2. Подготовка и проведение похода, организация бивака,приготовление пищи
Подготовка личного снаряжения к походу. Организация питания в походе (знать нормы закладки продуктов на одного человека). Организация похода (обязанности участников, строй и порядок движения, направляющий, замыкающий).Опасности в однодневном походе (при движении, пересечении дорог, связанные с растениями, ядовитыми насекомыми, пресмыкающимися, связанные с рельефом и плохой погодой). Правила разведения костра. Приспособления для приготовления пищи.
3. Топография и ориентирование.
Масштаб карты (линейный и числовой). Умение определять расстояние по карте. Знание условных знаков спортивной карты. Компас и его устройство. Что такое азимут. Виды ориентирования. Прохождение трассы ориентирования на время. Изображение рельефа и его элементов на картах-схемах, схемах. Чтение карт-схем и работа с ними. Применение компаса в походах. Участие в зачётных соревнованиях.
4. Краеведение.
Охрана природы. Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Географические особенности с. Рожок и его окрестностей.
Основание г. Н.Новгород, Нижегородский кремль, посещение Нижнего знаменитыми людьми.
Краеведческая работа в походе. Как организовать краеведческие наблюдения. Сбор и оформление краеведческого материала. Оборудование для краеведческой работы. Полевой дневник туриста- краеведа.
5. Из истории развития туризма и альпинизма.
Усадьба Р. Лейцингера – штаб-квартира Кавказского Горного Общества, первая ученическая турбаза России. Сведения о первых путешествиях. Развитие туристско-экскурсионного дела в России. Создание первых туристских клубов.
6. Самоконтроль и первая доврачебная медицинская помощь.
Что такое самоконтроль, умение измерить ЧСС, определение индекса Рюфье. Подгонка обуви как предотвращение потёртостей, мозолей. Умение оказать помощь при нажимах, потёртостях, мозолях, при повреждениях кожи, растяжениях мышц, вывихе сустава. Первая помощь при термических и солнечных ожогах, ожогах растениями. Состав минимальной аптечки для однодневного ПВД. Умение накладывать простейшую повязку на ногу, руку. Умение организовать транспортировку пострадавшего. Нормы нагрузок в путешествии. Признаки заболеваний и травм. Искусственное дыхание. Нормы и правила личной гигиены. Назначение лекарств.
7. Зелёная аптека.
Знание и умение отличать в гербарии, на рисунках, в походе, лекарственные и опасные растения своего региона. Знание и умение отличать опасные и ядовитые растения и грибы. Использование и применение съедобных растений и грибов.
8. Туристская техника.
Вязка узлов. Подъём спортивным способом. Спуск спортивным способом. Переправа по бревну. Преодоление условного «болота». Грудная обвязка и страховочная система. Приёмы обращения с верёвкой. Различные виды переправ и их наведение. Страховка и самостраховка. Контрольно- технический маршрут, командная и индивидуальная техника. Траверс.
9. Самодеятельная песня.
Самодеятельная песня – история возникновения и развития. Умение исполнять в коллективе несколько туристских песен.
10. Основы фотодела.
Устройство фотоаппарата. Выбор экспозиции, диафрагмы, глубины резкости. Характеристики фотоматериалов. Пейзажная съёмка. Съёмка на тренировках и соревнованиях.
11. Оформление походной документации.
Знакомство с правилами организации и проведения туристских походов. Работа маршрутно-квалификационных комиссий. Заявочная и маршрутная книжки. Порядок их заполнения. Отметки на маршруте.
Составление сметы, плана похода. Подбор картографического материала. Оформление походных документов.



Зачеты.
Цель: проверка усвоения практического и теоретического курса программы.
Форма зачётов
1. Разнообразные формы тестирования.
2. Проверочные работы.
3. Викторины, игры, эстафеты, мини-соревнования.
4. Зачетные совместные мероприятия между объединениями (походы, матчевые встречи, соревнования и т.д.)
Результаты зачетов оформляются письменно. В конце года по накопленному материалу педагог составляет анализ своей работы.



Литература

1. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. «Народное образование 2002».
2. Энциклопедия туриста. / Под ред. Е.Тамм – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
3.Учебники ОБЖ, 5-11 классы, под ред. Матвеев, 2006.
4. Журналы Физическая культура в школе, 1996-2000 г.


Список группы, первый год обучения

Антонов Кирилл.
Касаткин Данила.
Кузовков Алексей.
Курнавина Юлия.
Лукошин Максим.
Петрова Татьяна.
Петрова Мария.
Осипова Наталья.
Середенина Любовь.
Сидорова Юлия.


Список группы, второй год обучения

Антонов Кирилл.
Касаткин Данила.

Курнавина Юлия.
Лукошин Максим.
Петрова Татьяна.
Петрова Мария.
Осипова Наталья.
Середенина Любовь.
Сидорова Юлия.




Поурочное планирование объединения «Булинь»,
1-й-2-й год обучения

п/п
Наименование тем, разделов
Количество часов



всего
теория
практ.

1.
Вводное занятие. Техника безопасности во время занятий в спортивном зале, на спортивной площадке, во время тренировочных походов и соревнований.
1
1


2.
Страховка и самостраховка.
2
1
1

3.
Подготовка личного снаряжения к походу.
2
1
1

4.
Нормы закладки продуктов на одного человека.
1
1


5.
Строй и порядок движения.
1
0,5
0,5

6.
Масштаб карты.
2
2


7.
Умение определять расстояние по карте.
2
1
1

8.
Условные знаки спортивной карты.
2
2


9.
Компас и его устройство.
1
1


10.
Азимут.
3
1
2

11.
Охрана природы. Очистка водоёма «Нагорный пруд»
3

3

12.
Усадьба Р.Лейцингера – штаб- квартира Кавказского горного общества, первая ученическая турбаза России
1
1


13.
Сведения о первых путешествиях
2
2


14.
Самоконтроль, измерение ЧСС
1
0,5
0,5

15.
Подбор одежды и обуви.
1
0,5
0,5

16.
Оказание первой медицинской помощи при нажимах, потёртостях мозолях.
2
1
1

17.
Первая помощь при повреждениях кожи, растяжениях.
2
1
1

18.
Первая помощь при ушибах и вывихах.
2
1
1


19.
Первая помощь при термических и солнечных ожогах, ожогах растениями
2
1
1

20.
Лекарственные растения, произрастающие в нашей местности.
2
1
1

21.
Опасные растения, произрастающие в нашей местности.
2
1
1

22.
Сбор лекарственных растений.
2

2

23.
Вязка узлов.
3
1
2

24.
Подъём спортивным способом.
3
1
2

25.
Спуск спортивным способом.
3
1
2

26.
Переправа по бревну.
3
1
2

27.
Преодоление условного «болота».
2
0,5
1,5

28.
Передвижение группой по различным формам рельефа.
3

3

29.
Разучивание туристской песни.
1

1

30.
Подготовка к трёхдневному зачетному походу.
3

3

31.
Разрядные нормативы в спортивном туризме.
1
1


32.
Экологические проблемы региона.
1
1


33.
Полезные ископаемые нашего региона.
1
1


34.
Спасательные работы. Транспортировка пострадавшего. Виды транспортировки.
3
1
2

35.
Подведение итогов, сдача снаряжения.
1
0,5
0,5


Итого 68 часов.









Поурочное планирование объединения «Булинь»
3-й, 4-й год обучения

п/п
Наименование тем, разделов
Количество часов



всего
теория
практ.

1.
Вводное занятие. Техника безопасности во время занятий в спортивном зале, на спортивной площадке, во время тренировочных походов и соревнований.
1
1


2.
Организация питания в походе.
2
1
1

3.
Опасности при движении, пересечении дорог, связанные с растениями, ядовитыми насекомыми, пресмыкающимися, связанные с рельефом и плохой погодой.
2
2


3.
Виды ориентирования.
2
2


4.
Прохождение трассы ориентирования на время.
6
1
5

5.
Изображение рельефа и его элементов на картах-схемах, схемах.
2
2


6.
Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий.
1
0,5
0,5

7.
Географические особенности с. Рожок и его окрестностей.
2
1
1

8.
Развитие туристско-экскурсионного дела в России.
2
2


9.
Создание первых туристских клубов.
1
1


10.
Состав аптечки для похода.
1
1


11.
Умение накладывать простейшую повязку на ногу, руку.
2
1
1

12.
Умение организовать транспортировку пострадавшего.
3
1
2

13.
Нормы нагрузок в путешествии.
1
1


14.
Признаки заболеваний и травм.
1
1


15.
Искусственное дыхание.
2
1
1

16
Знание и умение отличать ядовитые растения и грибы.
7
2
5

17.
Грудная обвязка и страховочная система.
5
2
3

18.
Приёмы обращения с верёвкой .
3
1
2

19.
Различные виды переправ и их наведение.
6
1
5

20.
Обеспечение безопасности по различным формам рельефа.
3
2
1

21.
Самодеятельная песня, история возникновения и развития.
1
1


22.
Пользование фотоаппаратом. Пейзажная съёмка. Съёмка на тренировках и соревнованиях.
2
1
1

23.
Знакомство с правилами организации и проведения туристских походов.
1
1


24.
Работа маршрутно-квалификационных комиссий.
1
1


25.
Заявочная и маршрутная книжки. Порядок их заполнения.
1
1


26.
Установка палатки.
3
1
2

27.
Виды костров. Разведение костра.
3
1
2

28.
Экологические проблемы региона.
2
2


29.
Полезные ископаемые нашего района.
2
2


30.
Автономное существование в природных условиях.
2
2




Итого 68 часов.













Поурочное планирование объединения «Булинь»
5-й, 6-й год обучения

п/п
Наименование тем, разделов
Количество часов



всего
теория
практ.

1.
Вводное занятие. Техника безопасности во время занятий в спортивном зале, на спортивной площадке, во время тренировочных походов и на соревнованиях
3
3


2.
Правила разведения костров. Приспособления для приготовления пищи.
4
1
3

3.
Чтение карт-схем и работа с ними.
2
1
1

4.
Применение компаса в походах.
2
1
1

5.
Участие в зачетных соревнованиях.
6.

6

6.
Выполнение краеведческих заданий в походе.
3

3

7.
Нормы и правила личной гигиены.
2
2


8.
Назначение лекарств.
2
2


9.
Оказание первой медицинской помощи при переломах костей черепа.
2
1
1

10.
При переломах конечностей.
2
1
1

11.
При переломах ключицы, рёбер.
2
1
1

12.
При повреждениях позвоночника.
2
1
1

13.
При переломах костей таза.
2
1
1

14
Использование и применение съедобных растений и грибов.
5
3
2

15.
Страховка и самостраховка.
2

2

16.
Контрольно-технический маршрут, командная и индивидуальная техника.
6
3
3

17.
Подъём по склону.
3
1
2

18.
Траверс.
3
1
2

19.
Спуск.
3
1
2

20.
Вязка узлов.
3
1
2

21.
Наведение переправ.
4
1
3

22.
Исполнение туристской песни.
1

1

23.
Проверка усвоения практического и теоретического курса программы.
2
1
1

22.
Подведение итогов, сдача снаряжения.
2
1
1



Итого 68 часов.





15