Автоматизация звука Л в слогах и словах (по мотивам сказки Репка)


Автоматизация звука Л в слогах и словах
ЦЕЛЬ: Автоматизировать звук Л в слогах и словах
1. Продолжать артикулировать звук [л].
2. Упражнять в правильном произнесении звука [л] в слогах и словах.
3. Закрепить навык выделения звука [л] из ряда слов.
4. Продолжать учить образовывать приставочные глаголы (мыла, вымыла, смыла, недомыла).
5. Упражнять в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных.
6. Развивать внимание, мелкую моторику рук, мышление.
ОБОРУДОВАНИЕ: Магнитный театр «Репка»; контейнеры с горохом, чечевицей, рисом; набор парных картинок (12 пар); видеозапись ( попевки слоги ЛА – ЛО – ЛУ – ЛЫ – ЛЭ) .
1. Организационный момент.
Логопед. Сегодня мы с вами покажем и расскажем сказку. Это сказка не о Веселом Язычке. Сегодня ваш Язычок сам хочет послушать сказку.
2.Ход занятия:
- Давайте возьмем зеркала и посмотрим, что делают сейчас наши язычки. Они сидят в своих домиках за «заборчиком», испекли «блины» и положили их на тарелки, поставили варенье, налили чай в «чашки», полистали странички в своих любимых книжках(«болтушка» -бл-бл-) и убрали их на верхнюю полку. Ждут нашей сказки. (Дети выполняют артикуляционные упражнения).
Сказка «Репка».
- Посадил дед Володя репку. (Логопед закрепляет фигуру « репка» на магнитную доску.) Вытянулась репка немалая. Дед от счастья даже запел: л – л – л – л. (Логопед обращает внимание ребенка на артикуляцию звука [л]. Логопед закрепляет фигуру « дед» на магнитную доску). Стал дед репку тянуть. Тянет – потянет, вытянуть не может. (Имитация движений «Дед тянет репку» - Дети выполняют движения вместе с логопедом). Подумал, голову почесал и позвал бабку Лушу на помощь.
Бабка Луша тоже любила петь.(видеозапись: попевки слоги ла-ло-лу-лы-лэ. Дети читают и поют вместе с логопедом слоговые цепочки). Когда дед ее позвал, она дела по дому делала: мыла посуду(предметные картинки: чайная посуда: молочник, чайная ложка, белая чашка, белый чайник, белое блюдце; столовая посуда: половник , столовая ложка, белая супница, глубокая белая тарелка, мелкая белая тарелка, вилка.(Логопед просит детей вспомнить, что делала бабка Луша). Когда бабка мыла ложки, то в этот момент услышала голос деда. Ложки она недомыла и побежала к нему на помощь. (Логопед закрепляет фигуру « бабка» на магнитную доску).
- Бабка схватилась за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут.
- Позвала бабка внучку Ладу. Внучка Лада ложки домыла, полы вымыла, пятно со стола смыла, цветы полила, воду в бочку налила, посуду на стол поставила. Куклу взяла и на лавку села. (Логопед просит перечислить действия внучки).
Пальчик. гимнастика «Посуда».
Услышала голос бабки и побежала к ней на помощь.( Логопед закрепляет фигуру « внучка» на магнитную доску).
- Внучка Лада уцепилась за бабку Лушу, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут.
- Позвала внучка собаку Лайку.(Логопед закрепляет фигуру « собака» на магнитную доску). Лайка в это время закопала что-то за будкой. (Логопед: «Давайте посмотрим, что закопала Лайка». Логопед достает контейнеры с горохом, чечевицей, рисом, и спрятанными в них предметами-игрушками на звук Л. Дети достают из контейнеров игрушки и называют их.
- Вот что закопала Лайка. Лайка услышала, что ее зовут и к внучке подбежала. ……Тянут они репку, а вытянуть не могут.
- Позвали кошку Милку.( Логопед закрепляет фигуру « кошка» на магнитную доску. Кошка ловкая, любит играть. Давайте поиграем вместе с ней. Игра «Поймай звук». (Логопед называет слова. Дети должны схватить мышку, если услышат звук Л).
8. Позвали мышку. Игра «МЕМО» (Картинки разложены перед ребенком изображениями вниз в два ряда, причем картинки второго ряда дублируют картинки первого, но в другой последовательности.) Ребенку нужно взять по одной картинке с верхнего и нижнего ряда. Если картинки одинаковые, то ребенок называет их и берет себе(например, лодки, лампы, столы). Если картинки разные, то их надо положить на место. Картинки выбирает следующий ребенок. (например, лодки, лампы, столы).
Тянут-потянут, вытянули репку. Ура!
9. Итог занятия.
Логопед: Вот и закончилась сказка. Кому мы ее рассказывали?
Ребенок: Веселому Язычку рассказывали.
Логопед: Твой Язычок тебе сказку рассказывать помогал? (помогал). Интересная у нас получилась сказка? (да). Давайте вспомним, как звали персонажей нашей сказки…