Работа над словами с непроверяемыми написаниями с помощью ассоциативных методов в курсе начальной школы


Публичная презентация проекта «Работа над словами с непроверяемыми написаниями с помощью методов ассоциаций в курсе начальной школы» Токаревой Татьяны Владимировны, учителя начальных классов высшей квалификационнойкатегории МБУ лицея №51 г.Тольятти, стаж работы 26 лет. Цель: теоретически обосновать содержание и разработать методические приемы обучения написанию словарных слов с помощью ассоциативных связей. Задачи: - изучить состояние проблемы;теоретически обосновать и практически доказать целесообразность введения разнообразных видов работы над словами с непроверяемыми написаниями;разработать методические приемы обучения, включающие ассоциативные связи;создать условия для лучшего запоминания правописания словарных слов, развития творческих способностей учащихся. Организация работы над словами с непроверяемыми написаниями. Знакомство со словом. Тренировка памяти при запоминании правильного написания слов. Методы ассоциативного представления словарных слов. Применение теории изобретательских задач (ТРИЗ) и развития творческого воображения (РТВ)Метод графических ассоциаций.Метод звуковых ассоциаций.Комбинированный метод ассоциаций. Методика работы. Записать словарное слово и поставить ударение. Например: завод. Выделить (подчеркнуть, обвести) «опасный» слог Например: за - вод. Выписать отдельно слог, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму. Например: за, зА. Найти ассоциативный образ и записать его напротив словарного слова. Например: завод - папа, гайка, детали, мастер, сталь, трактор, труба, ВАЗ, зарплата. Найти букву в рисунке, которую нужно запомнить, выделив ее ярким цветом. Виды работ с непроверяемыми написаниямиТворческие диктанты.Зрительные диктанты.Выборочные диктанты.Элементы программированного обучения.Группировка и запись слов по орфографическим признакам.Сопоставление и запись слов с «противоположными» или «близкими» по значению. Приём дописывания таблиц. Составление предложений с данными словами.Решение и составление кроссвордов.Решение проблемных ситуаций (ТРИЗ).Сочинение по опорным словам.Сочинение сказки по её началу.Стихотворчество (РТВ). Сочинение сказки по ее началу К словам нужно относиться очень внимательно. К примеру, в сказочных историях, как в любой художественной речи, нужно словами рисовать все, что происходит, передавать настроение, чувства. Вообразите зимний день, много снежинок падает на землю, одна красивее другой. Каждая из них о чем-то думает, чего-то ждет, с каждой из них что-то произойдет… А теперь представьте себе свою снежинку, найдите слова, которыми ее можно описать. Стихотворчество - развитие творческого воображения (РТВ) Предлагаю учащимся несколько рифмованных строк, среди которых есть непроверяемое слово, и даю задание продолжить стихотворение. Я багаж с собой беру И в вагон седьмой бегу… Дети дописывают «стихотворение» дома, заносят в специальную тетрадь для творческих работ. Стихи моих учеников Я багаж с собой беру И в вагон седьмой бегу… Там друзья мои сидят Проводник меня встречает Я уеду в электричке, И о разном говорят. И с улыбкой пропускает. Я на горы посмотрю. Соберу грибов лукошко, Скоро буду дома я, До вагона добегаю Я их маме принесу. Рада будет вся родня! И приятеля встречаю. Возвращаемся назад: Снова горы, снова сад. А в вагоне проводник Опоздать боюсь сейчас- И, довольные собой, Предъявить билет велит. Добирался целый час. Приезжаем мы домой. Начал я искать билет, Только вышел на перрон, А билета-то и нет. Тут и тронулся вагон. Только в двери я вошел, Тут кондуктор подошел:Забежал я на перрон А в вагоне грустно, - Предъявите свой билет!-И увидел свой вагон. Потому что пусто. Был билет, билета нет…Отдышался я немножко Только дырка есть в кармане. И уселся у окошка. Я бегу, бегу, бегу, - А порвали вы ведь сами? Свой вагон я не найду. Выходите, гражданин, Хоть вы важный господин, Но скажу теперь я честно: Не берем мы вас без места! Как решать задачи с помощью ТРИЗ, используя в условии словарные слова.1. Определить тип задачи: изобретательская или исследовательская.2. Сформулировать к задаче противоречие и идеальный конечный результат (ИКР).3.Выявить ресурсы.4.Применить приемы и принципы решения задач.5. Проанализировать решения. Решение проблемных ситуаций (ТРИЗ) Ребенок, владеющий элементами ТРИЗ, старается решать свои проблемы без применения силы, что очень важно. Например, мальчик 8 лет оказался перед проблемой: как войти в дверь, закрытую сестрой с другой стороны? Применить силу или угрозы, поднять крик? Он сформулировал идеальное решение: сестра сама открывает дверь. Список литературы  1. Е.Р.Йенш Эйдетика. М., 1994.2. Г.Г. Гранин Секреты орфографии. М., 1991. 3. Ф.Лезер Тренировка памяти М., 1994. 4. Т.А. Ладыжинская Речь Речь Речь! М.,1990. 5.Ф.Лезер, Тренировка памяти. М., 1994. 6. Д.Н.Богоявленский. Психология усвоения орфографии. М., 1966. 7. И.Ю.Матюхин, Е.И. Чаберия. Зрительная память. М., 1993.