ОСОБЕННОСТЬ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ


Т.В. Фокина
воспитатель
"МДОУ Д/с 66 г. Магнитогорска",
г. Магнитогорск
"ОСОБЕННОСТЬ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ"
Аннотация. Статья посвящена исследованию особенности взаимосвязи произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста с уровнем самооценки.
Ключевые слова: произвольное поведение, самооценка.
На сегодняшний день главной задачей детского сада и семьи является создание условий наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. В процессе разнообразных видов активной деятельности происходит зарождение важнейших «новообразований» развития, подготавливающих к выполнению новых задач.
Одним из важнейших новообразований дошкольного возраста является возникновение у детей произвольного поведения. Произвольное поведение — это сознательное поведение, в основном определяемое поставленной целью и образованным намерением. Сюда же относятся и автоматизированные действия, когда человек действует как бы автоматически, не задумываясь над тем, что он делает [1]. Иванников В.А. дает следующее определение - "произвольный процесс есть ощущаемый или осознаваемый процесс с приобретенным новым жизненным значением (смыслом) и направленный на достижение избранного субъектом результата; процесс, начало, окончание, задержка или изменение которого определяется жизненной необходимостью, но не вынуждается ею" [1, с. 19].
Недостаточно полноценное развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста значительно затрудняет процесс усвоения знаний, формирования учебной деятельности. Поэтому развитие произвольного поведения у детей на протяжении всего дошкольного возраста является актуальным направлением работы воспитателей.
Изучение теоретического материала определило, что ребенок в старшем дошкольном возрасте переживает глубокие преобразования. Отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно - сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной.
Самооценка - оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и своего места среди других людей. Самооценка - элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам [4, с. 526]. В среднем дошкольном возрасте оценочное суждение ребенка непрерывно переплетается с оценочным отношением к нему со стороны товарищей и особенно воспитателя или других авторитетных взрослых, в старшем дошкольном возрасте имеет место известная эмансипация самооценки ребенка от оценочных суждений о нем, полученных от окружающих. Иными словами, старший дошкольник в своей самооценке демонстрирует все большую самостоятельность, независимость от конкретной ситуации общения или от мнения о нем взрослых и сверстников.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме произвольности поведения показал, что произвольность характеризуется тем, что ребенок перестраивает свое поведение (или заново строит) в соответствии с правилами. Для того, чтобы все это смог сделать ребенок, он должен уметь отделить свою деятельность (или поведение) от самого себя и соотнести с имеющимися знаниями, правилами, инструкциями, другими словами, ребенок должен уметь осознать себя в своей деятельности.
Для изучения особенностей взаимосвязи произвольного поведения и уровня самооценки мы провели исследование. Была определена гипотеза исследования: предполагается, что между уровнем развития произвольного поведения и  адекватностью самооценки старших дошкольников существует линейная зависимость - чем выше уровень самооценки, тем выше уровень развития произвольности поведения.
Исследование было проведено в "МДОУ д/с 66 г. Магнитогорска" на старших и подготовительной к школе группах.Для этого мы применили следующие методики: «Лесенка», «Нарисуй себя» и «Не подглядывай».
Исходя из полученных результатов методики «Лесенка», мы можем сделать вывод о том, что практически у половины детей в данной выборке (55%) адекватная самооценка, 25% - завышенная. Уже само это является позитивным признаком, хотя, исходя из этих данных, мы не можем судить ни о сформированности и устойчивости, ни о причинах именно такой самооценки, поскольку не изучались данные о взаимоотношениях в семье, а также не проводились повторные исследования уровня самооценки. Также можно говорить о необходимости выяснения причин заниженной самооценки у 20% детей.
Результаты по методике «Нарисуй себя» показали, что 40% дошкольников имеют адекватную самооценку, т.е. у них соответствует представление о себе с объективными представлениями. Заниженная самооценка (30%) показывает у дошкольников неадекватность в оценивании своего внешнего вида, своих возможностей, которая может быть вызвана, с одной стороны, ориентацией ребенка на внешние стандарты оценки, оценку взрослых и искаженным представлением об этих оценках или незнанием их, с другой стороны.
Адекватность самооценки выражает степень реальных и идеальных или желаемых представлений о себе. Адекватную самооценку с тенденцией к завышению (30%) у старших дошкольников можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Неадекватная самооценка, наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности.
По уровню развития произвольного поведения, по методики «Не подглядывай» были получены результаты – старшие дошкольники в большинстве своем имеют низкий уровень (40%) по параметру «время ожидания». Дети не могли просидеть спокойно более двух минут (многие вставали и начинали заниматься другими делами или смотрели, что за новую игру им принесли). Это означает, что дошкольники не способны к преодолению ситуативного реагирования на стимулы внешней среды, к торможению импульсивной, спонтанной активности, т.е. не способны управлять своим поведением.
Со средним уровнем 35% - старшие дошкольники выдерживали время от двух до трех минут, сидели спокойно, но постоянно спрашивали, что же это там за новая игра и можно ли уже смотреть.
С высоким уровнем 25%, дошкольники выдерживали более трех минут в ожидании новой игры, сидели спокойно без лишних телодвижений и подглядываний, т.е. дети имеют высокий уровень способности управлять своим поведением.
Исходя из полученных результатов, мы поделили выборку на три группы, с адекватной, завышенной и заниженной самооценкой: 22 дошкольника имеют адекватную самооценку, 8 дошкольников имеют заниженную самооценку и 10 - завышенную.
По уровню развития произвольности поведения были получены следующие значения, так 10 дошкольников показали высокий уровень развития произвольности поведения, т.е. они склонны к преодолению ситуативного реагирования на стимулы внешней среды, к торможению импульсивной, спонтанной активности. 16 дошкольников имеют низкий уровень произвольности поведения, 14 – средний уровень.
На основе полученных данных нами был проведен корреляционный анализ, которому были подвергнуты результаты по уровням самооценки и произвольному поведению.
В результате корреляционного анализа было выявлено, что у дошкольников с заниженной самооценкой значимая корреляция просматривается только со средним уровнем развития произвольности поведения (r=0,585). При адекватной самооценке наблюдается значимая корреляция со средним и высоким уровнем развития произвольности поведения (r=0,678; 0,696). При завышенной самооценке значимая корреляция выявлена с низким и средним уровнем развития произвольности поведения (r=0,785; 0,506).
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что развитие произвольности поведения у старших дошкольников тесно связано с адекватностью и уровнем развития их самооценки. Чем выше у ребёнка старшего дошкольного возраста уровень развития и адекватности самооценки, тем выше у него уровень развития произвольности поведения. При адекватной самооценке наблюдается корреляция со средним и высоким уровнем произвольности поведения, следует отметить, что высокий уровень произвольности поведения характерен только для одной четвёртой части выборки детей старшего дошкольного возраста.
При заниженной самооценке в силу собственной неуверенности и боязни допустить какую-либо ошибку дети, чаще всего демонстрируют средний уровень произвольности поведения в присутствии взрослого, что выражается во внешнем послушании, но в низком управлении своей деятельностью, при отсутствии взрослого, чаще всего, проявляется низкий уровень произвольности поведения, отсутствие волевых усилий.
Завышенная самооценка прямо коррелирует с низким и среднем уровнем произвольного поведения, т.е. чем более завышенной является самооценка дошкольника, тем ниже уровень произвольности поведения.
Вышесказанное говорит о том, что гипотеза нашей работы доказана.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с. — (Руководство практического психолога).
Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры / Е.В. Зинько // Психологический журнал, 2006, Т. 27, № 3, С. 18 – 30.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издат. центр «Академия», 2000. – 456с.
Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.
Смирнова Е.О. Игра и произвольность у современных дошкольников / Смирнова Е.О., Гударева О.В. // Вопросы психологии. – 2004. - №1. – С.90-101.
Сидоров К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров  // Мир психологии, 2006, №2, С. 224 – 234.
Урунтаева Г.А. Психология дошкольника / Г.А. Урунтаева. – М.: АСТ-Пресс, 2000. – 485с.
Чуприкова Н.И. организация и механизмы произвольных познавательных процессов и двигательных актов человека //Вопросы психологии,2000, - № 3, С. 32-44.