Уровень произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста


Определение уровня произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Для проверки и решения задач нами были проведены эмпирические исследования по выявлению уровня произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием, проводились с 10 ноября по 10 декабря 2015 года.
В исследованиях принимали участие 19 дошкольников 6-7 лет из группы «А».
Диагностируя сферу психического развития детей 6-7 лет, мы обращаем внимание на то, что произвольное поведение в этом возрасте еще в стадии становления. Дошкольники способны принимать, выполнять и опосредовать свои действия с образцами.
В соответствии с целью нашей работы мы использовали диагностическую методику из двух серий: 1.«Не подглядывай» и 2.«Дождись своей очереди», наблюдение за поведением детей на занятиях, разработанные Е.О. Смирновой.
1.Методика «Не подглядывай» И.В. Дубровина
Цель: изучить уровень произвольного поведения у детей подготовительной группы.
Проведение исследования – индивидуально с каждым ребенком.
Экспериментатор сообщает ребенку, что принес интересную игру, но, прежде чем начать играть, ребенку нужно подождать, не подглядывая, пока взрослый приготовит все необходимое. Так как будет не интересно играть. Предложить ребенку посидеть 3 минуты с закрытыми глазами, а сам создает видимость активной подготовки к игре и наблюдает за поведением испытуемого. Через три минуты ребенок получает обещанную игру. Если дошкольник не выдерживает и открывает глаза раньше, сделать вид, что не заметили нарушения правил и дать ему игру.
2.Методика «Дождись своей очереди»
В исследованиях участвуют дошкольники парами.
Экспериментатор предлагает одному из дошкольников поиграть в новую игру, а другому посидеть 3 минуты с закрытыми глазами и подождать своей очереди.
Обработка и интерпретация результатов: Фиксируется время, которое ребенок может ждать с закрытыми глазами, количество подглядываний за 3 минуты эксперимента, поведение в процессе ожидания, число и репертуар самостоятельных действий ребенка во время ожиданий.
Наблюдение за поведением детей Е.О. Смирновой.
Цель: выявление уровня произвольного поведения, детей 6-7 лет в художественном ручном труде.
Наблюдение проводилось в течение 15 минут за детьми на занятиях.
Проводится наблюдение за ребенком 6-7 лет, группы «А» в разных видах деятельности. Анализ проводится по схеме:
1.Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели поставленной взрослым, самостоятельно ставить цель и руководствоваться ею в деятельности, достигать результат и причины не достигнутой цели.
2.Умеет ли ребенок сдерживать эмоции (не заплакать, если больно) и непосредственные желания (помочь дежурным, когда хочется играть, не вскакивать на занятии, подождать свою очередь).
3.Какие волевые качества у ребенка сформированы (дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, организованность, инициативность).
4.Какие волевые привычки сформированы: культурно-гигиенические, привычка к регулярному труду, к напряженной деятельности.
Фиксируют время отвлечения.
Критерии оценки: способность удерживать непосредственное импульсивное движение; способность управлять своими процессами восприятия, внимания в ситуации выполнения задания; способность опосредовать свои действия наглядным образом.
Высокий уровень развития произвольного поведения – проявление познавательной активности, сдерживание непосредственных импульсивных движений во время занятия, удерживание инструкции педагога, самостоятельное планирование деятельности;
Средний уровень развития произвольного поведения – снижение работоспособности детей к концу занятия, опосредованние собственных действий наглядным образом, сдерживание непосредственных движений в ситуации интересующей деятельности большую часть занятия;
Низкий уровень развития произвольного поведения – частые отвлечения от темы занятия, непринятие учебной задачи, низкая познавательная активность, импульсивное поведение.
Мы посетили обучение детей 6-7 лет группы «А», а после, с каждым ребенком проводилась индивидуальная работа, которая фиксировалась в заранее приготовленные бланки (приложение А).
В детском саду №1 в группах 6-7 лет, работают воспитатели с высшим образованием по специальности «Воспитатель дошкольных учреждений» и значительным педагогическим опытом работы 20 лет. Рабочая программа воспитателя составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» разработанной на  основе Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года)  и предназначена для использования в дошкольных образовательных  организациях для формирования основных образовательных программ. Цель Программы: создание благоприятных условий для  полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование  основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических  и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными  особенностями, подготовка к жизни в современном обществе,  к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Большое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка,  сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у  дошкольников таких качеств, как:  патриотизм;  активная жизненная позиция;  творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;  уважение к традиционным ценностям.  Эти цели должны реализовываться в процессе разнообразных видов детской деятельности:  игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,  продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Приоритет Программы воспитание свободного, уверенного в себе  человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески  подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое  мнение и умеющего отстаивать его. 
Мы посетили занятия в группе детей 6-7 лет по изобразительной деятельности и лепке. На занятии рисованием «Как мы играем в детском саду», воспитатель Н.Н., предлагая детям задание, мотивировала его. Все дети соглашаются, кто принял мотив. Обеспечивая интерес к предстоящей работе. Но пять детей мотив не приняли. Н.Н. предложила задание с другой мотивацией. Трое детей мотив приняли. Воспитатель Н.Н. не убедилась, приняли ли мотив другие двое детей. Ведь в работе должны участвовать все дети. Затем слишком долго объясняет и показывает ход работы по выполнению задания, уделяя большое внимание, чтобы научить детей определенным трудовым навыкам. Затем дошкольники приступают к выполнению задания. После работы – проводится анализ. При этом воспитатель Н.Н. забывает о развитии осознанной деятельности, воспитании творчества, смекалки, инициативы дошкольников.
Дошкольники проявляли познавательную активность, сдерживали непосредственные импульсивные движений во время занятия, придерживались инструкции педагога, могут самостоятельно планировать свою деятельность -11%.
Средний уровень развития произвольного поведения у 14 детей – 73 %
На занятиях у дошкольников снизилась работоспособность к концу занятия, опосредование собственных действий наглядным образом, сдерживают непосредственные движения в ситуации интересующей деятельности большую часть занятия;
Низкий уровень развития произвольного поведения у 3 детей – 16%. Дошкольники часто отвлекаются от темы занятия, не принимают учебные задачи, у них низкая познавательная активность и очень импульсивное поведение.
При помощи диагностических методик мы получили следующие общие результаты произвольного поведения дошкольников.
«Не подглядывай»
Не справились с заданием -16% дошкольников.
Надя А, ждала обещанную игру несколько секунд, ерзала на стульчике, пробовала незаметно потрогать руками.
Лида И, ждала обещанную игру несколько секунд, начала подглядывать.
Максим П, ждал обещанную игру вначале терпеливо, но вскоре стал подглядывать.
Все испытуемых дети принимали поставленную нами задачу и стремились выполнить её. По характеру поведения на констатирующих замерах в первой серии данной методики всех испытуемых можно условно разделить на три подгруппы. Дети первой подгруппы не использовали приёмы для того, что бы сдержать своё стремление подглядеть. Они закрывали глаза по нашей просьбе, но спустя какое-то время они пытались подглядеть за нашими действиями незаметно прищуривались. Количество подглядываний у таких детей составляет 1-3 раза. Среднее время ожидания составляет 2 мин. 15 сек. Таких детей было 53% . Дети второй подгруппы использовали приёмы, что бы сдержать любопытство и выполнить задачу, которую мы поставили. Дети зажмуривались, отворачивались в сторону или закрывали глаза ладонями, если им хотелось подглядеть. Среднее время ожидания у таких детей составляло 2 мин. 20 сек. Женя Т, ждал обещанную игру секунду и стал незаметно подглядывать щурясь одним глазом.
Тимур Ч ждал обещанную игру несколько секунд и стал незаметно подглядывать.
Юля Б, ждала обещанную игру секунду и стала незаметно подглядывать.
Остальные 11 дошкольников все одинаково терпеливо «Не подглядывай» ждали обещанную игру и стали незаметно подглядывать в самом конце эксперимента. Количество подглядываний - 2. Это дети составили 20% от числа тестируемых детей. К третьей подгруппе относятся дети, которые так же использовали действия, помогающие выполнить им нашу просьбу. Для этого они использовали те же приёмы, что и дети из 2 подгруппы. Дети этой подгруппы не подглядывали и открывали глаза по нашей просьбе. Таких детей в нашей выборке было - 11%. Аня С терпеливо ждала все три минуты обещанную игру, глаза не открыла. Юля К терпеливо ждала все три минуты обещанную игру и глаза не открыла.
«Дождись своей очереди»
По результатам второй серии мы условно разделили испытуемых детей на три подгруппы: дети первой подгруппы не использовали приёмы для того, что бы сдержать своё стремление подглядеть. Они закрывали глаза по нашей просьбе, но спустя какое-то время они пытались подглядеть за действиями ребёнка незаметно для нас. Получив напоминание о задании, дети закрывали глаза, но ненадолго. Таких детей -16%. Надя А, ждала своей очереди несколько секунд, начала незаметно подглядывать, протягивала руки и трогала игру, а дождавшись играть не стала, начала ее теребить, пыталась заглянуть вовнутрь.
Люда, ждала своей очереди несколько секунд, начала незаметно подглядывать, весело смеясь пыталась протянуть незаметно руку и потрогать.
Максим, ждал своей очереди несколько секунд, но вскоре стал незаметно подглядывать.
Среднее время ожидания составляет 1 мин. 25 сек. Таких детей было 73%.
Женя, терпеливо ждал своей очереди, затем стал подглядывать, открыл глаза с и интересом взял в руки игру и начал играть.
Тимур, терпеливо ждал своей очереди, затем стал чесать щеку, открыл глаза с и интересом взял в руки игру и начал играть.
Юля, терпеливо ждала своей очереди, защесался глаз, открыла глаза с и интересом стала играть.
Остальные 11 дошкольников терпеливо ждали своей очереди, но недолго, стали подглядывая незаметно, а взяв в руки игру, активно начали играть.
К третьей подгруппе относятся дети, которые использовали действия, помогающие выполнить им нашу просьбу (преимущественно запрещающего характера). Среднее время ожидания таких детей составляет 2 мин. Таких детей в нашей выборке было 11% - две девочки. Аня, также терпеливо ждала своей очереди, открыла глаза спокойно взяла в руки игру. Юлианна К терпеливо ждала своей очереди, открыла глаза с удивлением и интересом взяла в руки игру, но играть не стала, положила ее на краешек стола. Данные показатели отражены в таблице 1(приложение 1).
Учитывая всё вышеизложенное, мы предполагаем, что такие низкие показатели могут объясняться с одной стороны особенностями восприятия ребёнком личности воспитателя («эффект сверхконтроля») и присутствием второго ребёнка во второй серии исследования, и возрастными особенностями с другой.
По данным исследований Смирновой Е.О. дети 6-7 лет способны управлять своим поведением: знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы.
Таким образом, на констатирующем этапе работы мы получили следующие результаты произвольного поведения дошкольников:
Высокий уровень развития произвольного поведения у 2 детей – 11%;
Средний уровень развития произвольного поведения у 14 детей – 73 %;
Низкий уровень развития произвольного поведения у 3 детей – 16%.
Таким образом, анализ эмпирических данных показал, что дети в возрасте 6 лет не способны сдерживать импульсивные движения. Они уже владеют некоторыми приёмами, которые помогают им сдерживать себя и контролировать свою любознательность, но не только стимул влияет на желание ребёнка воспользоваться этими приёмами.


Методические рекомендации для воспитателей по развитию
произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Произвольность - это способность человека к овладению собой, своей внешней и внутренней деятельностью, на основе культурно заданных средств организации своего поведения – правила. Отсутствие развития произвольности у детей проявляется в том, что они не могут усидеть на месте больше 5 минут, постоянно отвлекаются, совершают непроизвольные движения, такие как сосут палец, качаются на стуле, действуют импульсивно, громко говорят все, что им приходит в голову.
Самым благоприятным периодом для развития которой является старший дошкольный возраст, произвольное поведение в этом возрасте лучше всего формируется в игровой деятельности.
Так в нашем Детском саду №1 «Солнышко» мы рекомендуем программу основа, которой на игровом сюжете, она направлена на развитие произвольности поведения у детей 6 – 7 лет.
Основные направления программы: развитие произвольности движений; развитие произвольного внимания; развитие эмоций; развитие умения общаться со сверстниками; развитие мелкой моторики.
Задачи программы:
- повысить адаптационные возможности организма ребенка к окружающей среде: научить напряжению и расслаблению мышц, выработать устойчивость к тревожащим ребенка ситуациям, укрепить его самооценку, уверенность в себе;
- формировать коммуникативные навыки в общении: обучить выходу из конфликтных ситуаций, позитивному взаимодействию, общению; научить слушать себя и других, управлять своим поведением;
- развивать произвольность, активность, творческую самостоятельность;
- развивать познавательные способности;
- создавать благоприятную развивающую образовательную среду.
Структура и содержание занятий:
I часть – игры и упражнения, направленные на установление эмоционального контакта с детьми, настрой их на совместную работу;
II часть – игры и упражнения для развития и обучения выразительным мимическим движениям, для обучения определять и передавать эмоциональные состояния; психомышечная тренировка; коммуникативные игры; психогимнастические игры; игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения) и мелкой моторики рук;
III часть – игры и упражнения на закрепление положительных эмоций от занятия; релаксационные методы.
Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 25-30 минут, что соответствует требованиям программы воспитания и обучения детей в детском саду. Во время занятия дети находятся в кругу, сидя на стульчиках или стоя на ковре. Такое положение дает возможность открытого общения, облегчает взаимопонимание и взаимодействие. Форма круга позволяет ощутить детям особую общность, создает у каждого участника чувство принадлежности к группе. Цикл развивающих занятий построен в форме мини-тренингов. При этом используется интегративный подход, с большим числом различных техник: арт, игровые, элементы психодраммы, творческая переработка игры, телесно-ориентированные техники. Форма проведения занятий – групповая, по 8-10 человек.
Методические приемы: создание ситуации безопасности, доверия; эффект неожиданности, непривычности задания, игры, поощрения; поддержка ребенка в ситуации успеха, поощрение, комплимент, констатация успеха; игнорирование нежелательного поведения; анализ игр, ситуаций, обмен мнениями, рефлексия занятия; ролевое проигрывание ситуаций, анализ образцов поведения сказочных героев; прослушивание аудиозаписей, музыки для релаксации, «звуков природы».
В занятия включены упражнения на саморегуляцию, мышечную релаксацию, выполнение движений разными руками для развития межполушарных взаимодействий. Предлагаемые задания, игры строятся на отношениях партнерства при добровольном участии каждого ребенка. Исключается соперничество детей друг с другом. Содержание и правила игр не дают повода для конфликтов и взаимного отталкивания.
Результат: Умение управлять напряжением и расслаблением мышц. Понимание детьми переживаний близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, кукольных спектаклей. Понимание детьми скрытых мотивов поведения героев произведения. Использование детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции. Выразительность речи. Узнавание детьми графического изображения эмоций. Умение разыгрывать небольшие сценки. Умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, согласия или несогласия с ответом товарища. Умение устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом). Классифицирование предметов, определение материалов, из которых они сделаны.
В работе с детьми важно использовать прием речевого общения, включенного в деятельность. Именно речь, является средством преодоления актуально воспринимаемой ситуации. Необходимость сформулировать свои намерения является для ребенка толчком к осознанию ситуации и собственных действий. Мы увидели, что большое количество детей импульсивны и неуправляемые, а это, объясняется неосознанностью дети не замечают, не знают и часто не осознают, что они делают. Самое эффективное средство осознания своего поведения и овладения им в дошкольном возрасте - игра с правилом. В игре дети начинают соотносить свое поведение с образцом поведения, который задан в правиле и задумываться о своих действиях. В игре с правилом, средство осознания своего поведения – правило. Игра с правилом помогает выделять и осознавать правила как средства овладения своим поведением. Систематическое проведение игр с правилами поднимает уровень произвольности дошкольников не только в игре, но и в неигровых ситуациях. Повышается произвольность и осознанность внешнего поведения и познавательных процессов. Центральная роль, принадлежит взрослому, который не только доносит до ребёнка правила действия, но и делает их выполнение важным и привлекательным для ребёнка.
Если правило приобретает побудительную, мотивирующую силу, оно становится средством овладения своим поведением, а действие по правилу превращается в собственное, свободное действие ребёнка. Дошкольник не просто подчиняется инструкциям и контролю взрослого, а действует сам, контролирует действия друзей и свои собственные, соотнося их с правилом.
По особенностям развития произвольного поведения формирование внеситуативно-личностного общения со взрослым влияет на произвольность поведения детей на их внимательность, сосредоточенность, принятие и удержание задачи. Главной чертой произвольного и волевого действия является его осознанность. Преобладание содержательных ответов и развернутых сообщений о себе означает достаточно высокий уровень развития самосознания. Отсутствие ответов, ситуативные ответы свидетельствуют о неразвитости самосознания. Общение должно быть направлено на развитие сознания и самосознания, на формирование способности посмотреть на себя со стороны и выйти за пределы наглядной ситуации.
И конечно, легче всего делать свое дело в доброжелательном окружении. Недоброжелательность сковывает, парализует чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны.
Для развития произвольного поведения дошкольников на занятиях важно, чтобы мотив приняли все дети, в трудовом процессе должны участвовать все дети. Приступая к разбору образца вместо объяснения трудового процесса лучше задавать детям конкретные вопросы, доступные понимания, стимулирующие к анализу, сравнению, обобщению, умозаключению, они помогут продумать основные этапы работы. Дети, разбирая и предлагая способы выполнения работы коллективно обогащают сенсорное восприятие, создаются условия для творческих способностей, инициативы, смекалки. Рассматривая образец, приготовить материал и разложить в определенной последовательности, так появляются зачатки планирования. При затруднениях в процессе работы, не нужно торопиться подсказывать ребенку. Лучше посоветовать еще раз внимательно рассмотреть образец, предложить помощь товарища для развития активности и самостоятельности. Умение планировать работу у дошкольников 6-7 лет лучше развивать: повторяя известное задание с предварительным разбором по памяти, так закрепляются, углубляются и обрабатываются навыки планирования, ребенок вспоминает, как он выполнял подобную работу. Выполняя работу без образца, мы заставим ребенка активно вспомнить этапы ранее проделанной работы. Выполнение работы самостоятельно без предварительного разбора, знакомя с новым сложным заданием, организовывая его разбор по рисунку, способствует развитию творчества дошкольников. Дошкольникам 6-7 лет необходимы такие задания для повышения активности и самостоятельности, они способствуют выработке умения планировать работу. Так развивается смекалка, инициатива, сообразительность, стремление решить трудовую задачу.
Дети очень любят сложные задания, активно обследуя образец до начала работы, у дошкольников сразу повышается потребность ее выполнить, усиливается их активность, которая благоприятно влияет на воспитание умения планировать. При сравнении своей работы с образцом появляется умение дифференцированно анализировать. Так формируется целенаправленность, а это очень важно в будущей учебной деятельности.
Если произвольность поведения у ребенка все-таки не сформирована (он не может долгое время усидеть на одном месте, преодолевать малейшие трудности, слушать взрослого, сдерживать свои эмоциональные проявления), родители должны уделять значительное внимание формированию произвольности поведения своего ребенка, его волевой сферы. Для развития этих особенностей в условиях семьи родителям в воспитании необходимо следовать следующим рекомендациям:
- побольше играть со своим ребенком в любые игры с правилами: подвижные игры, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, так как именно игра помогает развивать произвольное поведение старших дошкольников;
- не делать за ребёнка то, чему он должен научиться сам;
- активизировать самостоятельную деятельность ребёнка, вызывать у него чувство радости от достигнутого;
- стараться учить ребёнка самостоятельно принимать разумные решения, добиваться осуществления принятых решений.
Важно использовать образцы, эталоны, проговаривание ребенком своих действий вслух. Для развития произвольности важно использовать подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование у детей способности к построению собственной программы.
Таким образом, в старших группах детских садов, учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребёнка. Для формирования произвольности, концентрации внимания и самоконтроля, необходимо развивать у детей понимание: цели деятельности (что сделать), программы деятельности (как сделать), значимых условий деятельности (разбить программу на этапы), умения исправлять ошибки (самоконтроль).


Библиографический список

1.Адлер, А. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. /А.Адлер. – М., 1995.
2.Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. /Л.И.Божович. – М., 1995. . 
3.Бреслав, Г.М. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] форсирования личности [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. /Г.М.Бреслав.– М., 1990.
4.Быкова, М.В. и др. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения /М.В.Быкова. // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. М:- 2002. - №3. 
5. Богатеева, З.А. Занятия аппликации в детском саду. /З.А.Богатеева. - М., 1988г.
6. Болотина, Л.Р. , Комарова, Т.С., Баранов, С.П. «Дошкольная педагогика», - Учебное пособие для студентов /Л.Р.Болотина. - М, Изд.центр «Академия», 1998г.
7. Буре, Р.З., Островская, Л.Ф. Воспитатель и дети. /Р.З.Буре. - М.,1985.
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] /Сост. И.В. Дубровина. - М.: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 1998.  
9. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. / Л.С. Выготский.– М., 1982.
10. Васильева, М., Юнг, Т. О развитии творческого потенциала дошкольников // Дошкольное воспитание. 2006. - № 2.
11. Выготский, Л.С., Воображение и творчество в детском саду. /Л.С. Выготский.- М, 1967 г., стр.240
12. Гусакова, М.А. Аппликация. Учебное пособие для студентов /М.А.Гусакова. - М, Просвещение, 1992 г.,
13. Гульянц, Э.К. Учите детей мастерить. / Э.К Гульянц.// Пособие для воспитателей детского сада,-2-изд., доп.,- М, Просвещение, 1994г.
14. Гульянц, Э.К., Базик, И.Я. Что можно сделать из природного материала. /Э.К.Гульянц.// Книга для воспитателей детского сада. - М, Просвещение, 1991г.
15 Ядешко, В.И. Сохин, Ф.А. Ильина, Т.А. Дошкольная педагогика. /под.ред В.И. Ядешко Ф.А. Сохиной.// Учебное пособие. -М, Просвещение, 1986 г.
16. Зюбин, Л.М. Растить человека: Записки [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. /Л.М.Зюбин. – Л.: Лениздат, 1988. 
17.Запорожец, А.В Избранные психологические труды: в 2х томах /А.В.Запорожец . М, 1986.
18. Кузнецов, В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся. / В.М.Кузнецова. – М.: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 1994. 
19. Обухова, Л.Ф. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: Теории, факты, проблемы./ Л.Ф.Обухова. – М., 1995. 
20. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество./ Т.Г.Казакова.// Пособие для воспитателей детского сада. -М, Просвещение, 1985 г.
21. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду./ Т.С.Комарова. - М, Просвещение, 1978 г.
22. Комарова, Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду./ Т.С.Комарова. - М, Педагогика, 1984г.
23. Каратаева, Е. Творческая педагогика для дошкольников./ Дошкольное воспитание №6, 2006г.
24. Куцакова, М. Р. Конструирование и ручной труд в детском саду. / М.Р Куцакова.// Пособие для воспитателей детского сада. -М, Просвещение, 1990 г.
25. Крулехт, М. В. Дошкольник и  рукотворный мир. / М.В. Крулехт. //Методическое пособие. - Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002г.
26.Леонтьев, А.Н. Избранные психологические труды./Леонтьев А.Н. М.: Периодика, 1983.
27.Левин, К.М. Динамическая психология ./Левин К. М.: Смысл., 2001
28. Лиштван, З.В. Конструирование./ З.В. Лиштван. -М, Просвещение, 1971г.
29. Луначарский, А.В. Об изобразительном искусстве. /А.В.Луначарский // Пособие для воспитателей детского сада.-М, Просвещение, 1989 г.
30. Методика обучению рисованию и лепке в детском саду. / Под.ред.Н.П. Сакулиной М., 1996 г.
31. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. /Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова - М, Просвещение, 1991г.
32. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]./ Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352с. 
33. Рогов, Е.И. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. /Е.И.Рогов//Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001.
34. Смирнова, Е.О. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. / Е.О.Смирнова// Учебник для педагогических вузов и училищ. - М.: Издательство «Школа-Пресс», 1997 г. 
35. Смирнова, Е.О. Развитие отношения к сверстникам в дошкольном возрасте./У.Щ.Смирнова. // Вопросы психологии. - 1996. - №3. 
36. Сахарова, В. Занятия по ручному труду/В.Сахарова// Дошкольное воспитание, №8, 1987 г.
37. Сергеева, Д., Купцова, Е. Конструирование и ручной труд. / Дошкольное воспитание, №6, 1984 г.
38. Теплов, Б.М. Избранные труды. / Б.М. Теплов.– М: Педагогика, 1985. (т 1-2).
39. Художественное творчество и ребенок. /Монография под ред.Н.А. Ветлугиной М, «Педагогика», 1972 г.
40. Художественное творчество в детском саду./под ред.Н.А. Ветлугиной М, «Педагогика, 1974 г.
41. Халезова, Н.Б., Курочкин, Н.А., Пантюхина, Г.В. Лепка в детском саду./ Н.Б. Халезова. - М, Просвещение, 1986 г.
42. Холмогорова, В.М. и др. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения / В.М. Холмогорова .// Вопросы психологии.– 2001. - № 1. 
43. Хузеева, Г.Р., Смирнова Е.О. Психологические особенности агрессивных дошкольников . / Г.Р. Хузеева. // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. 
44. Шиянов, Е.Н., Котова И.Б. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в обучении./Е.Н. Шиянов.// Учебное пособие. – М.: Академия, 1999 г.
45. Эльконин, Д.Б. Избранное. /Д.Б. Эльконин.//Учебное пособие. – М., 1996






































г. 




15