«Формы и методы проблемно — поискового обучения (из опыта работы)»


Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР
Государственное казенное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Кабардино-Балкарский автомобильно-дорожный колледж»
Доклад
«Формы и методы проблемно - поискового обучения (из опыта работы)»
Преподаватель экономических
дисциплин Дзахмишева М.А.
Нальчик 2015
Доклад
«Формы и методы проблемно - поискового обучения (из опыта работы)»
В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Джона Дьюи (1859—1952), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах XX века. В СССР они также применялись и даже рассматривались как революционные, но в 1932 году были объявлены прожектерством и запрещены.
Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.
Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
Теория провозглашает тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.
Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения
Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
Быть доступными для учащихся.
Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Достоинства проблемного обучения:
Высокая самостоятельность учащихся;
Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося.
 Проблематизация.
1 –й этап. Преподаватель и студенты ставят все вопросы, которые возникли в связи с изучаемым материалом.
2- этап. Выстраиваются и обозначаются проблемы.
3-й этап. Преподаватель знакомит обучающихся, если это необходимо, с известными решениями и образцами. 4-й этап. Микрогрупповой, индивидуальный или фронтальный поиск аргументов, новых идей, решений, подходов, моделей.
Главный момент дискуссии - непосредственный спор её участников. Для его возникновения неприемлем авторитарный стиль преподавания, ибо он не располагает к откровенности, высказыванию своих взглядов. Ведущий дискуссии, чаще всего преподаватель, может использовать различные приемы активизации учащихся, подбадривая их репликами типа «хорошая мысль», «интересный подход, но», «давайте подумаем вместе», «какой неожиданный, оригинальный ответ», либо делая акцент на разъяснении смысла противоположных точек зрения и т.д. Необходимо размышлять вместе с учащимися, помогая при этом им формулировать свои мысли и развивать сотрудничество между собой и ими.
В ходе дискуссии не надо добиваться единообразия оценок. Однако по принципиальным вопросам следует вносить ясность. Особняком стоит вопрос о культуре дискуссии. Оскорбление, упреки, недоброжелательность в отношении к товарищам не должны присутствовать в опросе. Крик, грубость чаше всего возникают тогда, когда в основе дискуссии лежат факты или закономерность, а не только эмоции. При этом часто ее участники не владеют предметом спора и «говорят на разных языках».
Проблемность базируется на противоречиях, возникающих в процессе изучения окружающих предметов, явлений и т.п. Заметить такие противоречия в материале ученик не сможет. Ему надо помочь. Лучшим средством для этого служит задача (ситуация) которая, вызывает у учащихся теоретическое или практическое затруднение, связанное с определенными противоречиями. Такую задачу называют проблемной.
Процесс обучения, моделирует в своих существенных чертах процесс продуктивного мышления и направлен на открытие учащимися новых знаний и способов действий, называют проблемным. Его сущность заключается в постановке перед учащимися системы проблемных задач, осознании, восприятии и решении их в ходе совместной деятельности учащихся и учителя.
Наука доказала, что источником возникновения проблемных ситуаций и движущей силой их решения есть противоречия. Психологи установили, что благоприятные условия для творческого мышления складываются тогда, когда человек сталкивается с противоречиями, которые он не в состоянии объяснить на основе имеющихся знаний и опыта, когда перед ним возникает проблема, которую необходимо решить. Умственное затруднение преодолевается напряженной работой мышления, активными поисками выхода из ситуации. Мышление активизируется при сопоставлении имеющихся знаний с новыми обстоятельствами, при желании понять причины и суть новых фактов и явлений, объяснить противоречия.
Итак, проблемные ситуации в процессе обучения возникают, когда учащиеся сталкиваются с противоречивыми факторами, заложенными в предметах и явлениях природы, или с несоответствием между известными знаниями или способами действия и неизвестными, то есть теми, которые нужно получить в процессе познания.
Структура проблемного урока:
Актуализация прежних  знаний
Создание проблемной ситуации
Постановка учебной задачи
Исследование проблемы
«Открытие» новых знаний
Первичное закрепление знаний
Самостоятельная работа
Рефлексия.
Итог урока
На своих уроках я часто использую метод создания проблемной ситуации и прошу студентов поискать решения этой проблемы.
На основе противоречий можно выделить ряд таких проблемных ситуаций:
Когда идет поиск путей использования имеющихся знаний в новых условиях.
Примером такой ситуации может быть фрагмент урока по дисциплине «ФДОиК», тема «Налоги и налогообложение». Ситуация: наполняемость бюджета (имеющиеся знания); новые условия (применение санкций против России).
Когда имеются противоречия суждений.
Примером такой ситуации может быть фрагмент урока по дисциплине «Экономика организации», тема «Банки и банковская деятельность». Я ставлю перед учениками проблемный вопрос: «Как создать предприятие без капитала?» В этом случае возможны два варианта действий: копить деньги, или обратиться в банк с просьбой предоставить кредит.
Получение и использование кредита сталкивает суждения «добро-зло», «влияет на нашу жизнь положительно или отрицательно», «возможно- невозможно» и др. Проблемные ситуации такого типа играют важную роль в формировании активной мыслительной деятельности учащихся.
Когда студенты сталкиваются с ситуацией, в которой с разнообразных знаний или способов действия нужно выбрать необходимые.
Примером такой ситуации может быть фрагмент урока по теме «Налогообложение предприятий».
Перед студентами стоит задача: выбрать систему налогообложения (знания, полученные на предыдущих занятиях), для своего предприятия.
4. Когда возникают затруднения влиянием «психологического барьера» предыдущего опыта.
Предмет «ФДОиК» тема «Центральный банк РФ»
Федеральный закон о ЦБ. Статья 2. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счёт собственных доходов.
Проблемное обучение ориентирует образование не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных  способностей.

Приемы создания проблемных ситуаций :преподаватель подводит студентов к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;
ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными
Что делать, если вдруг…
Заклинило на ошибках Простимулируйте подсказкой рождение решающей гипотезы
Идея невразумительна Побудите автора к переформулированию идеи «попробуй выразить свою мысль иначе»
Раз – и в дамки Если гипотеза одна и сразу верная (сильная группа), «подбросьте «ошибочную идею для проверки
Стойко молчат Дать подсказку или сразу сообщить правильную гипотезу (в слабой группе), организовать ее проверку
Принципы значимости учебной деятельности имеют большое значение. Именно проблемная ситуация на уроке позволяет обучающимся почувствовать эту значимость. Преподавателю необходимо научить наблюдать, сравнивать, делать выводы, это способствует подведению обучающихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Ситуация успеха «Я нашел!» очень важна как при индивидуальной так и при групповой работе обучающихся. Кроме того, в результате проблемного обучения обучающиеся приобретают профессиональные компетенции, которые помогут в решении производственных ситуаций, а также необходимые коммуникативные и творческие навыки.