Дидактические материалы по русскому языку и литературе для осуществления контрольно — оценочной деятельности


Дидактические материалы для осуществления контрольно-оценочной деятельности
(учитель русского языка и литературы МКОУ "Уксянская СОШ" Кузнецова О.Н.)
Контрольная работа за 1 полугодие (6 класс)
Чудес..ное время весна. Чист и прозрач..н воздух. Далеко слышны г..лоса птиц, отчётливо разносит..ся по лесу тор..пливый стук дятла. А над синими ручейками з..лёными коч…ками мхами и папоротниками бега..т в кронах м..гучих елей белка.
Отыщ..т пуш..стая шустряга ш..шку и не сп…шит. Просунув зубки-резцы в щель ими, как стамесочками, среж..т чешуйку. Хруп – и всё готово: сем..чко само лез..т в рот, радуя зв…рька свежест..ю и необыкновенно нежным ар..матом. Я стою под разлапистой елью и в б..нокль наблюдаю за знакомой мне белочкой. У неё милая усатая мордочка большие ч..рные глаза уши кисточками и такой пуш..стый хвост, какому поз…виду..т лиса.
1. Спишите текст, вставляя буквы и недостающие знаки препинания.
2. Подберите заголовок и составьте план.
3. Какое предложение не соответствует содержанию текста?
1) Чист и прозрачен воздух. 2) Я наслаждаюсь тишиной леса.
3) Я стою под разлапистой елью и в бинокль наблюдаю за знакомой мне белочкой.
4. Стиль текста:
1) Художественный. 2) Научный.
3) Разговорный. 4) Публицистический.
5. Тип текста:
1) Описание. 2) Повествование с описанием. 3) Рассуждение с повествованием.
6. Подберите синонимы к словам ЧУДЕСНАЯ, РАЗНОСИТСЯ, МОГУЧИХ
7. Выпишите ЭПИТЕТЫ И ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ
8. Разберите слова по составу РАЗЛАПИСТОЙ, РАЗНОСИТСЯ, МОРДОЧКА
9. У существительных 1 абзаца определите склонение
10. Выполните морфологический разбор глагола БЕГАЕТ из 4 предложения:
11. Выполните фонетический разбор слова ЕЛЬЮ.
Контрольная работа для учащихся 7 класса по теме «Союз».
Дополните определение:
Союз – это служебная часть речи, которая служит для связи 1)____________________________________
2)____________________________________
3)____________________________________.
Союзы бывают _________________________________
_______________________________________________.
Заполните схему сочинительных союзов:
Виды соч.союзов:
соединительные противительные разделительные
_______________ ________________ _____________
_______________ _______________ _____________
_______________ _______________ _____________
Выделите союз, определите, что он соединяет (подчеркните):
Бог ничего не даёт человеку, если он опускает руки.
Солнце на мгновение как выглядывало из-за туч, так и пряталось за них снова.
Какой же он лиса! И нам с Глебом он сразу не понравился.
Расставьте знаки препинания.
Он видел как молча шевелились над его головой листья.
22 июня внезапно оборвалась не только мирная жизнь но и надежды на завтрашний день.
Я в тот миг совершенно забыл о себе но это был и самый счастливый и самый важный и самый ответственный момент в моей судьбе.
Определите, как нужно писать слова ЧТО(БЫ), ТО(ЖЕ), ТАК(ЖЕ), ЗА(ТО). Где нужно писать слитно, соедините.
ЧТО БЫ рыбку съесть, надо в воду лезть. Он имел маленький, ЗА ТО верный заработок. ЧТО БЫ ответить вам? Я ТО ЖЕ сегодня надела ТО ЖЕ платье, что было на мне вчера. ПО ЭТОМУ мосту не пройти, ПО ЭТОМУ мы шли вброд через реку. Спасибо ЗА ТО, что помог.
Самостоятельная работа. 7 класс.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, выделяя на их месте орфограммы. Расставьте недостающие знаки препинания.
Всё лето лист?я по_ст_вляли со?нцу свои л_дошки и щ_чки спинки и ж_вотики. И до того нал_лись и пр_п_тались со?нцем что к ос_ни сами стали как солнышки – б_гровыми и з_л_тыми.
Сделайте фонетический разбор (по звукам) слова ЛИСТЬЯ.
Выполните синтаксический разбор первого предложения (члены предложения, части речи, схему, характеристику).
Изучите таблицу с обратной стороны листа и выполните задание:
Догадайтесь, о чем идет речь. Запишите ответы в тетрадь, выделив орфограмму «Буквы О-Ё после шипящих».
Сверхъестественное существо в человеческом обличии, с рогами, копытами и хвостом.
Форма, придаваемая волосам стрижкой, расчесыванием, завивкой, укладкой.
Человек, занимающийся наукой.
Товар со сравнительно низкой ценой.
Маленький отросток от ветки.
Рыболовная снасть для насаживания наживки.
Колючий плодовый кустарник с зелеными ягодами.
За границей.
«Четвертый лишний». Найдите лишнее слово в ряду, обоснуйте свой ответ:
медвеж_нок, деш_вый, зайч_нок, бельч_нок,;
ш_ссе, ш_околад, ж_нглер, обж_ра;
врач_м, свеж_й, душ_й, в больш_м.
4. Разгадай шифровку, присвоив каждой букве алфавита соответствующую цифру (а-1, б-2, в-3 и т.д.). Запиши словосочетания в тетрадь, выдели орфограммы.
1) 8. ? 19. 20. 12. 10. 11. 5. 10. 20. 12.
2) 10. 19. 12. 21. 19.19.20. 3. 6. 15.15.29. 11. 26. ? 13. 12.
3) 25. ? 18. 15. 29. 11. 23. 13. 6. 2.
4) 20. 33. 8. ? 13. 29. 11. 16. 8. ? 4.
И.С.Тургенев «Муму».
Проверочная работа для учащихся 5 класса
1. Соотнесите имена персонажей и отрывки из рассказа «Муму», рядом с цифрой укажите букву, соответствующую характеристике героя.
Герасим А. «…маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке»; «Безответная ты душа!». 
Капитон Климов Б. «…был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок», «Ведь это какой-то зверь, идол…»
Дворецкий Гаврила  В. «…почитал себя существом обиженным и не оцененным по достоинству…», «…поставил правую ножку крестообразно перед левой и встряхнул головой. «Вот, мол, я. Чего вам потребно?»
Татьяна Г. «…она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей…»,
МумуД. «…он носил сапоги с мягкими подошвами, умел деликатно браться за пульс…»
Степан Е. «…судя по одним его желтым глазкам и утиному носу…»
Харитон Ж. «…дюжий парень, состоявший в должности лакея…»
Барыня З. «…бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом…», «…она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива» 
2. Подберите к иллюстрациям соответствующие цитаты (отрывки из текста), запишите их ниже под соответствующими номерами.

1 2 3 4

5 6 7 8
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Подберите синонимы и антонимы к данным словам:
синонимыантонимы
Глумиться ______________________________________
«Скоро весь дом узнал о проделках немого дворника; насмешки, прибауточки, колкие словечки посыпались на Татьяну. Над Герасимом, однако, глумиться не все решались; он шуток не любил…»
Раскалякаться ______________________________________
«…заметив, что Капитон … как-то слишком любезно раскалякался с Татьяной, Герасим …. многозначительно погрозил ему ..».
Жаловать______________________________________
«Она его (Герасима) жаловала как верного и сильного сторожа».
4. Выполните тест, обведите кружком варианты правильных ответов.
1) В основе повести «Муму» лежит
А. борьба крепостников и крепостных Б. приветствие крепостного права
В. осуждение крепостного права Г. осуждение жестокого обращения с животными
2) Где произошла описанная Тургеневым история?
А. в Петербурге Б. в Москве
В. в деревне Г. в уездном городе N
3) В городе Герасим стал работать у барыни
А. дворником Б. конюхом
В. дворецким Г. башмачником
4) При создании портрета Герасима автор пользовался
А. метафорой Б. сравнением
В. антитезой Г. гиперболой
5) Когда Герасим расхаживал по двору, он напоминал
А. петуха Б. гусака
В. быка Г. сторожевого пса
6) Как Герасим проявлял свою любовь к Татьяне
А. одаривал дорогими украшениями Б. оберегал и защищал её
В. дрался за неё Г. дарил ей каждый день цветы
7) Забота о Муму изменила жизнь Герасима потому, что
А. это дало ему силы жить и радоваться Б. он чаще стал выходить гулять
В. он стал отдаляться от людей Г. у него улучшились отношения с барыней
8) Как Герасим благоустроил свою каморку специально для Муму А. он соорудил для неё дубовую кровать Б. постелил ей мягкий коврик рядом с собой
В. оставлял входную дверь всегда открытой Г. прорезал специальное отверстие в двери
9) Когда барыня хотела погладить Муму, как отреагировала на это собака?
А. укусила барыню Б. облизала ей руку
В. стала лаять Г. оскалила зубы
10) Каким стилистическим приёмом воспользовался автор в сцене на лестнице?
А. сравнением Б. метафорой
В. антитезой Г. аллегорией
11) Как поступил Герасим после гибели Муму?
А. вернулся в деревню Б. остался в городе
В. завёл другую собаку Г. попытался отомстить барыне
Тестирование по биографии И.А.Крылова.
Семья И.А.Крылова была (отметьте галочкой все верные варианты):
богатой дворянской семьёй;
бедной дворянской семьёй;
крестьянской семьёй;
семьёй военного офицера в отставке.
Дополните, чему научили И.А.Крылова родители:
отец - ____________________________
мать - ____________________________
На каком инструменте сам выучился играть маленький И.Крылов? __________
Какова была плата за обучение И.А.Крылова в доме Львовых?
бесплатно обучался; за небольшие деньги;
работал слугой; помогал в учёбе детям Львовых.
Почему И.А.Крылов так хорошо учился? (отметьте галочкой все верные варианты): он был очень способным ребёнком;
он хотел порадовать маму;
он хотел выбраться из бедности;
он боялся своего учителя.
Сколько лет было И.А.Крылову, когда не стало отца? ________
Где служил и чем занимался в течение своей жизни И.А.Крылов?
а)______________________________
б) _____________________________
в)_____________________________
г)______________________________
Пронумеруйте по порядку жанры, в которых работал И.А.Крылов:
басня; юмористическая статья в журнале;
комедия; повести.
Сколько лет в общей сложности работал И.А.Крылов над своими баснями?
_____________
Сколько басен написал И.А.Крылов? _________
Самостоятельная работа
по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
(базовый уровень).
Тестирование.
Поэма «Мцыри» была написана:
а) в 1830г. б) в 1839г. в) в 1845г.
«Мцыри» в переводе с грузинского означает:
а) имя б) непокорный в) неслужащий монах
Монастырь для Мцыри – это:
а) тюрьма б) обитель монахов в) родной дом
Главная черта характера Мцыри – это:
а) желание быть свободным и вернуться домой;
б) смирение и покорность; в) любовь к путешествиям
Почему 3 дня во время побега так важны для Мцыри?
а) он был одинок, пережил много страхов понял, что будет служить богу;
б) за 3 дня он прожил целую жизнь и узнал больше, чем за все годы в монастыре;
в) он понял, что он бесстрашный боец.
Игра «Хронология».
Пронумеруйте события поэмы по порядку:
побег Мцыри из монастыря
исповедь старцу
встреча с грузинкой у ручья
плен и помещение в монастырь
битва с барсом
смерть Мцыри
сон Мцыри с разговаривающими рыбками
Характеристика героя.
Дайте характеристику Мцыри по плану:
герой какого произведения и кто его автор
какие черты характера ему присущи (подтвердить примерами)
ваше мнение о герое
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа по повести М.Горького «Мои университеты».
Дополните предложения, опираясь на статью учебника на с.92-94.
Настоящие имя и фамилия М.Горького - ___________________________________
Для спасения лучших людей России М.Горький создаёт несколько учреждений:
_________________________________________________________________________
В______году М.Горький выезжает за границу.
Работа над повестью «Мои университеты» завершается в ______году; повесть является ___________ частью _______________________трилогии.
В______М.Горький пишет статью ___________________________________________.
М.Горький возвращается в СССР в_______году.
Главный роман-эпопея М.Горького __________________________________состоит из ____________томов.
М.Горький умер в ______году на ______________________________году жизни.
Ознакомьтесь с данными понятиями и сформулируйте цель публицистики.
Публицистика – это литературное произведение, рассматривающее острые злободневные проблемы с целью повлиять на общественное мнение, вызвать у читателей активный интерес к поставленным вопросам.
Публицистичность – это направленность литературного произведения на осмысление злободневных проблем, которая может проникать в художественное произведение в виде прямых лирических и филосовских размышлений, авторских отступлений.
Цель публицистических произведений - _____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Ответьте на вопросы по тексту повести «Мои университеты».
Кто заинтересовал героя поступлением в Казанский университет?________________
Чем сияли всегда глаза бабушки героя?_______________________________________
Где поселился А.Пешков в Казани?_____________________Сколько человек было в семье?_____Кто «тянул» семью?________Чем занимались остальные?_____________
_________________________________________________________________________
Почему А.Пешков почти не появлялся на квартире?____________________________
Какое качество характера позволяло А.Пешкову под гнётом трудных обстоятельств становиться лишь крепче и умнее?__________________________________________
С кем познакомился А.Пешков, работая на пристани? Башкин - __________________
________________, Трусов - ________________________________________________.
Что отдаляло А.Пешкова от этих людей?______________________________________
Кто такой Гурий Плетнёв? _________________________________________________
________________________________________________________________________.
Кто жил в весёлой трущобе «Марусовке»? Их качества характера?
Жители трущобыположит.качестваотрицат.качестваПроституткиСумасшедший учёныйБаба ГалкинаРыжий коньЗа что были арестованы несколько обитателей «марусовки»? ____________________
________________________________________________________________________
Почему таинственный кружок был неинтересен А.Пешкову? ____________________
_________________________________________________________________________
За какой поступок А.Пешкову было мучительно стыдно перед вероучителем?
_________________________________________________________________________
Чем восхищался А.Пешков, работая с артелью на разгрузке баржи во время бури?
_________________________________________________________________________
Какие чувства вызывал труд в эту ночь у А.Пешкова? __________________________
Почему произведение называется «Мои университеты»? Какие университеты имеются в виду? Почему трущобу А.Пешков называет одним из своих университе-тов? Чему герой учится у «людей дна»?_____________________________________
_____________________________________________________________________________
Контрольная работа по литературе
9 класс
Сопоставьте автора, название произведения и его героев:
1) Н.М.Карамзин а) трагедия «Гамлет» I. Г.А.Печорин
2) А.С.Пушкин б) баллада «Светлана» II. мертвец
3) В.А.Жуковский в) роман «Евгений Онегин» III. Эраст
4) В.Шекспир г) повесть «Бедная Лиза» IV. В.Ленский
5) М.Ю.Лермонтов д) роман «Герой нашего времени» V. принц Датский
Распределите признаки литературных произведений по литературным направлениям: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
- необычный герой в необычных обстоятельствах;
- долг важнее чувств героя;
- отражение повседневной жизни в произведении;
- герой конфликтует с обществом, одинок;
- чёткое следование законам создания произведений;
- описание чувств простого человека;
- пейзаж отражает чувства героя.
Сделайте рекламу одному из представленных произведений:
Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»
А.С.Пушкин роман «Евгений Онегин»
А.С.Грибоедов комедия «Горе от ума»
Д.И.Фонвизин «Недоросль»
Нормы оценок.
Задание 1 – до 15 баллов (по 3 балла за каждое верное сопоставление);
Задание 2 – до 7 баллов (по 1 баллу за каждое верное распределение критериев по литературным течениям);
Задание 3 – до 15 баллов:
- яркость, оригинальность замысла – 1балл,
- актуальность - 1 балл,
- использование приёмов публиц.стиля – 1 балл,
- качество текста – удовлетворительное – 1балл, хорошее – 2 балла, отличное – 3),
- качество изображения - до 3 баллов соответственно,
- «плюсы» художественного произведения – по 1 баллу за каждый.
Максимальное количество баллов – 37.
16-20 баллов – «3»;
21-30 баллов – «4»;
31-37 баллов – «5».
Часть КИМов представлена в приложениях к рабочим программам, в разработках уроков.
Адреса ресурсов сети Интернет, привлекаемых для проведения онлайн-тестирований:
http://elschool45.ru
http://onlinetestpad.com/http://www.examen.ru/http://testruslit.ru/http://urokirus.com/http://gia-2014.ru/http://gia-online.ru/http://egeigia.ru/