Презентация на тему Организация научно-исследовательской деятельности учащихся


НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ГИМНАЗИИ-ИНТЕРНАТ Руководитель филиала МАН школьников Крыма «Искатель» заместитель директора по МР Марченко В.А.Марченко В.А.ГБОУ РК «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей» Исследовательской деятельностью называют один из видов творческой деятельности учащихся, которая характеризуется рядом особенностей:Исследовательская деятельность связана с решением учащимися творческой задачи с заранее неизвестным решением. Этим она отличается от проектной деятельности, которая предполагает четкое прогнозирование результата и ясное представление о конечном продукте деятельности.Несмотря на то, что исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом приобретения новых знаний, она обязательно должна проходить под руководством специалиста, т.к. её целью является уяснение сущности явления, достижение истины. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ НИД:выявление у учащихся способностей к оригинальному, нестандартному решению творческих задач;привлечение учеников к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей;формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований;содействие в профессиональной ориентации;развитие у учеников целеустремленности и системности в деятельности;самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели и публикации полученных полезных результатов. Нормативные документы, регламентирующие научно-исследовательскую деятельность в гимназии-интернат ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИработа над рефератами; разработка проектов;научно-практическая конференция; олимпиады по предметным областям; творческие конкурсы; экскурсии и занятия в музеях, библиотеках; сотрудничество с внешними партнерами;авторские свидетельства, патенты. Участники мановского движения Этапы работы ученика в процессе исследованияпервый этап - определить область исследования — явление, эпоху, процесс и т.п. второй этап - определить структуру работы: обозначить актуальность проблемы, сформулировать цель, задачи, объект и предмет исследования, выбрать методы научного исследованиятретий этап - учащийся проводит литературный обзор по проблеме исследования и приступает к описанию его этаповчетвертый этап ученик подводит итоги — формулирует результаты исследования и делает выводыМарченко В.А. Чтобы не было проблем- надо организовать НИД Последовательность работы над проектом{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ п/пЭтапы работы над проектомСодержаниеработы на этапеДеятельностьучащихсяДеятельность учителя1.ПодготовкаОпределение темы и целей проекта. Формирование рабочей группыОбсуждают предмет проекта с учителем и получают при необхо­димости дополнитель­ную информацию. Устанавливают цели.Знакомит со смыслом проект- ного подхода и мотивирует учащих ся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся.2.Планированиеа) нахождение источников информации; б) определение способов сбора и анали­за информации; в) выбор способа представления результатов (формы проекта); г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проект­ной деятельности;д) распределение задач (обязан- ностей) между членами группыФормируют задачи. Вы­рабатывают план дей­ствий. Выбирают и обосновывают свои кри­терии и показатели успеха проектной деятель- ностиПредлагает идеи, высказывает пред- положения. Наблюдает за деятельностью учащихсяМарченко В.А. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ п/пЭтапы работы над проектомСодержаниеработы на этапеДеятельностьучащихсяДеятельность учителя3.ИсследованиеСбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение аль­тернатив методом «мозгового штурма». Выбор оптимального варианта. Основ­ные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.Выполняют исследования, решая промежуточные задачи.Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся4.Подведение итоговПодведение итогов исследования. Определение результатов исследования. Формулировка выводов. Окончательный подбор источников информации и литературы.Формулирует результаты своего исследования. Делает окончательные выводы. Готовит презентацию своей работы. Определяется в способе её защиты.Оказывает рекомендательную помощь в подведении итогов и формулировке выводов. Проверяет правильность оформления.Последовательность работы над проектомМарченко В.А. Защита проектов во время декады естественно-математических наук Решение экспериментальных задач Защита проектов в гимназии Участие в МАН {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ОтделенияУчителя – научные руководителиЛитературоведения, фольклористики и искусствознания 4Бобик Л.Г. 2. Бобик Л.Г.3. Бобик Л.Г. 4. Ибраимова Л.ЭЯзыкознания 61. Тохлу Р.А. 2. Тохлу Р.А. 3. ШейхислямоваА.Э. 4. Ибрагимов Р.О. 5. Сеферова С.Х. Гуманитарное11. Новоселова Н.В.Наук о Земле11. Новоселова Н.В.Технических наук 31. Марченко В.А.2. Марченко В.А. 3. Скворцов А.Н. Математики5Нагель И.П. 2. Нагель И.П. 3. Нагель И.П.4. Нагель И.П. 5. Чарухова З.Х. Физики и астрономии51. Марченко В.А. 2. Марченко В.А. 3. Марченко В.А. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ОтделенияУчителя – научные руководителиФилософии и обществоведения 2Экономики 3 Химии и биологии2Компьютерных наукИстории Экологии и аграрных наук Участие учителей в научно-исследовательской деятельности по кафедрам Список используемой литературыАрцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся // Завуч. - 2005. №6. - с.4-29.Веденеева Т.Е., Воинова М.И. Организационная форма презентации результатов проектно-исследовательской деятельности учащихся // Дидакт. – 2003. № 6 – с.53.Костюкова Н.К. Научно-исследовательская работа учащихся // Математика в школе. 1999. - №5.Кушко А.В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме “Организация научно-исследовательской деятельности учащихся” // Практика административной работы в школе. – М: Сентябрь – 2002. №1. – с. 38 – 42.Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и практической деятельности учащихся // Исследовательская деятельность школьников. – 2003. - № 4.Нархинова Э.П. Исследовательская деятельность учащихся средней школы. Метод. пособие. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос.университета, 2006.- 40 с.Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. – 272 с.Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – Ярославль: Академия развития, 1997.Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М.: Сентябрь, 1998