Педагогический проект «Удивительный мир куклы-оберега»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ОГАОУ ДПО «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ»
Кафедра оценки и управления качеством
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Педагогический проект «Удивительный мир
куклы-оберега»
Выполнил: Дианова Анастасия Аркадьевна,
выпускник курсов профессиональной
переподготовки по направлению
«Основы педагогической деятельности»
Научный руководитель:, Жила Галина Ювинальевна
кандидат химических наук
Иркутск 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
TOC \h \z \t "Абзац списка;1"
Обоснование необходимости проекта «удивительный мир куклы-оберега» PAGEREF _Toc410313743 \h 7Гипотеза проекта PAGEREF _Toc410313744 \h 7Цели и задачи проекта PAGEREF _Toc410313745 \h 7Участники проекта PAGEREF _Toc410313746 \h 8ГЛАВА 1. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР PAGEREF _Toc410313747 \h 9КУКЛЫ-ОБЕРЕГА» PAGEREF _Toc410313748 \h 91.1.Стратегия и механизмы достижения поставленных целей PAGEREF _Toc410313749 \h 101.2.Рабочий план реализации проекта PAGEREF _Toc410313750 \h 102.4.Прогнозируемый краткосрочный и долгосрочные результаты реализации проекта PAGEREF _Toc410313751 \h 11ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КУКЛЫ-ОБЕРЕГА» PAGEREF _Toc410313752 \h 132.1.Показатели и критерии успешности выполнения проекта PAGEREF _Toc410313753 \h 132.3.Оценка рисков PAGEREF _Toc410313760 \h 132.4.Дальнейшее развитие проекта PAGEREF _Toc410313761 \h 14СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: PAGEREF _Toc410313762 \h 15ПРИЛОЖЕНИЯ PAGEREF _Toc410313763 \h 16Приложение 1. PAGEREF _Toc410313764 \h 16Технология изготовления «кувадки» PAGEREF _Toc410313765 \h 16 PAGEREF _Toc410313766 \h 16Приложение 2. Анкета PAGEREF _Toc410313767 \h 19

ВВЕДЕНИЕ Мир кукол полон сюрпризов и загадок. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде! Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и перенаселенных городов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию.
В отсутствие в древности технологий сохранения больших объемов информации бесценным источником знаний о русской культуре является фольклор во всем разнообразии его жанров и проявлений. Одним из интереснейших фольклорных направлений, безусловно, является тряпичная кукла. Сначала она заинтересовала меня как игрушка, потом простой интерес перерос в серьезное увлечение, возможно, дело всей жизни. У меня появилось желание отвлечь учащихся от импортных машинок, а подруг от Барби и открыть для них волшебный мир тряпичной куклы.
А с учетом направлений развития общественного интереса к русскому фольклорному искусству, я не чувствую, что тема моего проекта «оторвана от жизни». Я убедилась, что собранная мной информация востребована и актуальна! И я полна, решимости донести ее до как можно большего числа моих сверстников.
Актуальность проекта
Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
Паспорт проектаПлощадка реализации проекта «Усольский техникум сферы обслуживания»
Автор проекта Дианова Анастасия Аркадьевна мастер производственного обучения ГБПОУ ИО УТСО
Гипотеза проекта Если приобщать детей к изучению истории культуры и образцов народного творчества, то это будет способствовать формированию гражданской идентичности, приобретению полезных трудовых навыков.
Цели и задачи проекта Цель педагогического проекта:
Воспитание гражданской идентичности на основе изучения одного из направлений народного творчества;Повышение уровня социализации учащихся.Задачи:
Познакомиться с историей появления кукол в культуре народов России и их назначением;Освоить технологии создания кукол-оберегов;Изготовить образцы кукол-оберегов, используя традиционные технологии;Организовать презентацию кукол-оберегов.Участники проекта Учащихся группы - Ш- 23, педагог, родители.
Стратегия и механизмы достижения поставленных целей
(этапы проекта, основные работы в проекте) Организационный этап:
Обсуждение целей и задач проекта;Составление плана работы, определение сроков выполнения проекта.
Подготовительный этап:
Работа с литературными источниками;Обработка полученной информации об истории появления кукол-оберегов и технологиях их изготовления;Этап реализации проекта:
Изготовление различных образцов кукол-оберегов;Организация коллективного взаимодействия участников проекта;Подготовка выставки, как конечного итога проекта;Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта Обобщение результатов реализации проекта;
Проведение классных часов, посвященных народному творчеству;
Систематизация методических материалов в соответствии с темой проекта; .
Проведения мастер класса для учителей технологии и мастеров производственного обучения;
Организация кружка прикладного творчества для учащихся техникума.
Показатели и критерии успешности выполнения проекта Изучена история появления кукол в жизни человека.
Определены разновидности кукол, их назначение.
Изготовлены образцы кукол-оберегов по традиционным технологиям.
Освоены технологии изготовления русских кукол-оберегов.
Дальнейшее развитие проекта Освоение других направлений народного творчества (вышивка, плетение, вязание крючком и др.)
Практическая значимость проекта Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства.

Обоснование необходимости проекта «удивительный мир куклы-оберега»Данный проект был реализован в ГБПОУ ИО УТСО «Усольский техникум сферы обслуживания», участники проекта учащиеся с ограниченными возможностями здоровья 8 вида, группа - Ш 23.
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
Поэтому мы считаем, что в 21 веке у детей должны быть игрушки, не только изготовленные машинами, но и созданные своими руками.
Гипотеза проектаВ нашей жизни мы часто сталкиваемся с необходимостью дарить подарки. Многие утверждают, что это не менее приятный процесс, чем получать их. Обычай подносить дары уходит своими корнями в далёкие-далёкие времена.
Для человека обычай дарить подарки с самого начала имел сакральное, священное значение. Любой дар воспринимался как послание, и его выбору придавалось огромное значение. Именно принесения даров во все времена служило первым позитивным шагом в контакте между двумя разными племенами. Одно из самых удачных определений предложила польский психолог Катажина Легрен: « Идеальный подарок – это такой, который нам необходим, но мы его не ожидаем получить» Психологи отмечают, что когда подарок выбирается с огромной любовью и желанием, угодить, это всегда получается.
Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность кукол, подтолкнет сверстников к изготовлению их своими руками, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков.
Цели и задачи проектаЦель педагогического проекта:
•Воспитание гражданской идентичности на основе изучения одного из направлений народного творчества;
•Повышение уровня социализации учащихся.
Задачи:
•Познакомиться с историей появления кукол в культуре народов России и их назначением;
•Освоить технологии создания кукол-оберегов;
•Изготовить образцы кукол-оберегов, используя традиционные технологии;
•Организовать презентацию кукол-оберегов.
Участники проектаВ проекте участвуют учащихся «Усольского техникума сферы обслуживания» по профессии «Швея». Дети с ограниченными возможностями здоровья (8вида), 10 учащихся.

ГЛАВА 1. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИРКУКЛЫ-ОБЕРЕГА» Экономическое обоснование
Стоимость сырья, материалов, фурнитуры на единицу изделия
Наименование материалов Единица измерения Затраты на единицу изделия
Норма расхода Цена, руб. Сумма, руб.
Ткань х/б м 0, 2 20 4,0
Канва м 0,05 250 12.5
Ленты м 0,5 6 3
Нитки м 10 0,02 0,2
ИТОГО: 19,7
Особенности проекта: творческий, наглядный, досуговый, практический.
Работа с родителями:
─ Консультация: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»
─ Мастер класс: «Изготовление народных кукол»
─ Консультация: «Народная кукла в игре современных детей»

Предполагаемый результат:
─ У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления
─ Оформлены альбомы по народной кукле
─ Серия конспектов занятий по теме
─ Систематизирован материал (лоскутки разноцветной ткани, нитки, ленты и т.д.)
На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях в использовании кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
Не будем забывать, что русская народная кукла – это часть истории, и ее почитают, по сей день, невзирая, на технологический прогресс и катаклизмы. Человек нуждается в постоянстве, поддержке и одобрении, и он часто, все это, может найти в кукле, которую ему сделал и подарил ребенок. Сделанная своими руками текстильная кукла, станет проводником и помощником на протяжении всей жизни.
Стратегия и механизмы достижения поставленных целейИзучить тряпичную куклу, как важную составляющую культуры русского деревенского быта и развить интерес к теме проекта среди ровесников.
Задачи проекта:
1. Собрать информацию о роли и месте тряпичной куклы в крестьянском быту.
2. Изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов кукол.
3. Организовать и провести мероприятия, направленные на привлечение внимания к тематике проекта, на рост популярности тряпичной куклы, побудить сверстников прочитать представленные в ходе презентации проекта книги, найти другие издания на эту же тему.
4. Определить дальнейшие направления изучения тряпичной куклы, как важной составляющей культуры русского деревенского быта.
Рабочий план реализации проектаЭтапы работы:
I этап – подготовительный: определение направлений работы, изучение и оценка различных видов источников информации для проекта;
II этап – исследовательский: поиск накопление и систематизация информации о тряпичной кукле, осознание ее места в русской культуре;
III этап – творческий: изучение и изготовление различных видов кукол, создание информационного стенда и подготовка презентации проекта;
IV этап – защита проекта;
V этап – определение путей дальнейшего развития проекта.
Ход работы:
Определение темы проекта
Ноябрь 2014 г.
Постановка целей и задач работы
Декабрь 2014 г.
Изучение специальной литературы, поиск других источников информации
Декабрь 2014 г.
Изучение и изготовление различных видов кукол
Январь 2015 г.
Подготовка стенда и презентации проекта
Февраль 2015 г.
Проведение творческого занятия, посвященного тряпичной кукле, и изготовление кукол с одноклассниками
Февраль 2015 г.
Продолжение работы по изготовлению кукол и оформлению стенда.
Март 2015 г.
Создание раздаточного комплекта с инструкцией по самостоятельному изготовлению куклы.
Апрель 2015 г.
Защита проекта в техникуме.
Май 2015 г.
Определение дальнейших направлений развития проекта
Апрель 2015 г.
Путешествия по России в поисках тематических выставок, пополнение кукольной коллекции
Июнь 2015 г.
Прогнозируемый краткосрочный и долгосрочные результаты реализации проектаЗаинтересованное отношение родителей к совместной активной деятельности с учащимися;
•формирование активной жизненной позиции, способность учащихся жить с людьми других культур, языков, религий;
•просвещение родителей и организация совместной работы по формированию привитие интереса к русской культуре и истории;
•обобщение и распространение результатов работы среди педагогических работников «Усольский техникум сферы обслуживания»;
•организация выставки, стенда, кукол - оберегов»;
•участие в методических мероприятиях различного уровня с обобщением опыта работы над проектом;
•создание пособий и методического материала по ознакомлению учащихся и родителей с историей культуры русского деревенского быта и формирование творческой личности.
Долгосрочные результаты деятельности по данному Проекту найдут свое отражение в организации последующей деятельности, с учащихся учитывая принцип усложнения и расширения кругозора учащихся. Значимость отражает осознанное отношение и активное участие в деятельности родителей учащихся, как наставников, созидателей и образца деятельности.

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КУКЛЫ-ОБЕРЕГА»В проекте была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды
освоена технология выполнения;
изготовлено методическое пособие;
изготовлены образцы;
проведены мастер-классы.
Показатели и критерии успешности выполнения проекта Исходя, из целей и задач проектной деятельности предложены следующие критерии оценивания учащихся
уровень сформированности практических навыков в исследовательской работы;самостоятельность и инициативность учащихся в действиях практического и исследовательского характера (выявляется в процессе наблюдения в группах);наличие адекватной положительной самооценки, способность к рефлексии, стремление к познанию и проявлению своих возможностей, мотивационная сфера;комфортность, защищённость личности учащихся, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в техникуме, удовлетворённость родителей и педагогов.эффективность и качество подготовки учащихся. Участие учащихся, педагогов в смотрах, конкурсах.социальный опыт.
Оценка рисков При реализации Проекта возможны следующие ситуации риска, которые могут привести к снижению результативности деятельности:1. Активность участия родителей в совместных мероприятиях. Для этого предусмотрено построение мероприятий от теоретических форм работы к практической, когда родители осознают значимость совместной деятельности. Также, с целью активизации деятельности родителей, запланировано проведение ряда индивидуальных консультаций для родителей по теме Проекта.2. Взаимодействие всех работников с целью решения целей и задач Проекта, загруженность педагога дополнительной деятельностью. Предусмотрев, это на этапе подготовке проекта проведена коррекция перспективного планирования специалистов УТСО и педагогов.
3. Утеря интереса учащихся к деятельности. Для устранения данного риска в Проекте включены поощрительные формы работы с учащихся. Стимуляция учащихся грамоты, гранты, денежные вознаграждения, призы.
Дальнейшее развитие проектаСегодня можно сказать, что данный проект позволяет достичь поставленных целей при наименьших затратах ресурсов. Кроме того, его познавательный потенциал активизирует деятельность всех субъектов педагогического процесса (учащихся, родители, педагоги) и способствует активности при организации совместной исследовательской деятельности
В ходе реализации проекта педагогический опыт распространяется в рамках города и области, вызывает интерес у коллег, что стимулирует педагогические коллективы к его широкому применению, демонстрирует ценность взаимодействия родителей воспитанников и педагогического коллектива УТСО.Расширение знаний родителей в вопросе организации совместной деятельности при использовании исследовательской деятельность в условиях семейного воспитания.Проект «куклы - обереги» может быть реализован с учащимися 15-17 лет на различных ступенях образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:1. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках – М.: Легпромбытиздат, 2008.-192 с.
2. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М.: “Культура и традиции”, 2007
3. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: “Паритет”, 2006. – 240с.
4. Левкиевская Е «Мифы русского народа»; М; Астрель, АСТ 2002г.
5. Лоскуток к лоскутку/ Ред.-сост. О.Г.Жукова. – М.: Знание, 2008. – 144с.
6. Ожегов «Толковый словарь»
7. «Прекрасное своими руками». - Москва, Детская литература, 1987г.
8. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. – М.:
Юрина Н.Г. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки. - Москва,
« Издательство ACT», 1999г.
9. Сайт в Интернете http://www.ru.kukla.ru/ «Народная игрушка».

ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1.Технология изготовления «кувадки»43434003568701. Выполняем туловище «кувадки»:
а) Берем кусок материи прямоугольной формы,
скручиваем валик с двух сторон вовнутрь.
б) Складываем валик пополам, перетягиваем головку.
2. Ручки делают так же, как и туловище, только
меньшего размера.
3. Валик меньшего размера вставляем крест-накрест вовнутрь под головку.
4. Одной ниткой большой длины закручиваем поясок под ручками, постепенно прихватывая крест-накрест туловище «кувадки». Закрепить нитку на поясе узелком. 5. Закрутите «кувадке» кисти рук ниткой небольшой длины.

3771900342900Технология изготовления «вепсской куклы» Для изготовления куклы
понадобятся белый хлопчатобумажный
лоскут и несколько цветных.
Для изготовления куклы
понадобятся белый хлопчатобумажный
лоскут и несколько цветных.
Нитки простые и мулине.
В середину белого квадратного лоскута положить ветошь и сформировать узелковую голову. Стянуть её на шее ниткой.
Сделать ладошки куклы. Выделить талию.
Из набивной ткани узелковым способом сделать ещё два шарика несколько меньших размеров.

К туловищу куклы подвязать цветные шарики. Это грудь. По поверью, чем больше грудь, тем больше благополучие семьи.
Изготовить из цветных ниток поясок.
Пояском выворотным способом закрепить на кукле фартук.
Повязать на голову куклы платок.

Приложение 2. АнкетаВ анкетировании приняли участие – 10 учащихся
Вопросы да нет
Вам известна история возникновения куклы в жизни человека? 3 7
Известно вам что-либо о народной кукле? 2 8
Могли бы изготовить куклу своими руками? 8 2
Знаете легенды и сказки, связанные с куклой? 4 6
Вам известны названия и предназначения кукол- оберегов? 3 7
В вашей семье есть кукла-оберег? 0 10
Вам известна технология изготовления кукол-оберегов? 0 10
Желаете научиться изготавливать куклу-оберег своими руками? 8 2