Программа и результаты психологического исследования адаптации первоклассников


Программа и результаты психологического исследования адаптации первоклассников 2008/2009 учебный год Сафронова Н.А., педагог-психолог Определение сформированности «внутренней позиции школьника» Методика помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важности учения, как воспринимает учебный процесс, для чего ходит в школу. Результаты исследования внутренней позиции школьника Определение мотивов учения Методика направлена на изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива. Результаты определения мотивов учения Исследование адаптации методом Люшера определение эмоционального состояния ребенка в школе, наличия положительных и отрицательных эмоций в различных учебных ситуациях. Выявляется эмоциональная самооценка ребенка. Результаты определения эмоциональной самооценки Результаты определения эмоционального состояния первоклассников в школе Результаты определения эмоционального отношения первоклассников к школьным ситуациям № Школьная ситуация Отрицательно Инфантилизм«позиция ребенка» Напряжение Нейтрально Положительно 1. приход в школу 1 1 - 1 11 2. нахождение дома - 1 - 3 10 3. состояние на уроке 1 1 1 - 11 4. ответ у доски - 2 2 1 9 5. ситуация проверки знаний 2 1 - 2 9 6. игра на перемене - 1 - 1 12 7. проблемы и страхи в отношениях с учителем 1 - 2 - 11 Результаты определения благоприятного эмоционального отношения в семьях первоклассников Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан) Выявляется уровень школьной тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт. Школьные ситуации, вызывающие тревогу у первоклассников № Школьная ситуация Количество первоклассников 1. Общение со взрослыми 14 2. Взаимоотношения с детьми 4 3. Ситуация урока 10 4. Отношение к учебной деятельности 2 5. Завышенные требования родителей 3 6. Оценивание своих знаний и себя 1 7. Ответ у доски 7 8. Дорога в школу 9 Результаты изучения школьной тревожности у первоклассников Рисуночная методика «Рисунок человека» Позволяет определить уровень умственного развития, выявить детей с отставанием от возрастной нормы, что может являться следствием нарушения интеллектуального развития ребенка. Результаты изучения умственного развития у первоклассников Выводы результаты психологического исследования адаптации первоклассников показали, что все 14 человек проходят ее в норме. эмоциональное состояние детей в школе в норме. В целом первоклассники посещают школу с удовольствием. Особых поводов для беспокойства нет. могут возникнуть у некоторых первоклассников (5 человек) трудности в учебной деятельности из-за низкого уровня мотивации, нежелания выполнять определенные задания учителя, потому что для них необходимо, чтобы учитель обратился к ним лично, сказал, что надо делать. возможно, наличие некоторых проблем в усвоении школьных правил и норм поведения (3 человека). Рекомендации информацию о результатах психологического исследования адаптации первоклассников принять к сведению;довести результаты психологического исследования до родителей, оказав им педагогическую и психологическую помощь в работе с ребенком. Младший школьный возраст Общая характеристика Особенности психического развития качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;рефлексия, анализ, внутренний план действий;развитие нового познавательного отношения к действительности;ориентация на группу сверстников. Рекомендации активно помогать ребенку в полноценном проживании данного возрастного периода;создать оптимальные условия для раскрытия и реализации потенциальных возможностей школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Что значит «уметь учиться» Овладение компонентами учебной деятельности:Мотивы учения;Учебные задачи;Учебные действия;Контроль;Оценка. Мотивы связанные с содержанием учения;связанные с процессом учения. социальные: долг, ответственность, самоопределение, самосовершенствование;узколичные: благополучие, престижность;отрицательные: Умение выделять учебную задачу Чему мы сегодня научились на уроке?Чему ты сегодня научился в школе?Чему я буду учиться? Чему я научился? Учебные действия заучивание учебного материала;понимание, выделение основной мысли, прослеживание последовательности и логики изложения. Контроль сравнение результата с заданным образцом, выделив в нем опорные точки Оценка оценка -процесс оценивания; отметка -результат процесса оценивания. Работа по развитию познавательных процессов Развитие внимания: развитие концентрации внимания, увеличение объема внимания и кратковременной памяти, тренировка распределения внимания, развитие навыка переключения внимания.Развитие памяти: овладение приемами запоминания Работа по развитию моторики Развитие двигательной сферы – важное условие общего психического развития. Моторика тонкая крупная Развитие тонкой моторики Срисовывание графических образцов;Обведение по контуру геометрических фигур с расширением радиуса обводки;Вырезание по контуру фигур из бумаги;Раскрашиванием и штриховка;Различные виды изобразительной деятельности;Конструирование и работа с мозаикой;Освоение ремесел. Развитие крупной моторики Игры с мячом;Игры с резинкой;Игры типа «Зеркало»;Игры типа «Тир»;Спортивные игры и физические упражнения;Занятия танцами, аэробика.