Разработка Технологической карты темы «План и карта», 5 класс. Программа «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева.


Технологическая карта темы «План и карта», 5 класс. Программа «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева.
Цель изучения раздела «План и карта» - вовлечь учащихся в организационно-деятельностную ситуацию, способствующую развитию способностей учащихся отличать план местности от географической карты, ориентироваться по плану местности, географической карте и глобусу, определять географические координаты любого географического объекта, расстояний и направлений и умело применять полученные знания в дальнейшей жизни.
Планируемые результаты
Личностные: формирование представлений у обучающихся о картографии и создание условий для развития личности школьника, способной легко и просто ориентироваться в пространстве, на плане местности и географической карте, определять местоположение любого географического объекта, осознавать, какую информацию несёт план местности или географическая карта, аргументировать собственную позицию. Использовать знания для определения места своего жительства, любого географического объекта, ориентирования на местности.
Метапредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения знаний по основам картографии и использование географической карты как одного из «языков» международного общения, использование знаний об ориентировании в пространстве, о плане местности и географической карте в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов.
Предметные: формирование представлений об ориентировании, плане местности, географической карте, географических координатах; формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, структурировать материал, строить логические рассуждения, формулировать выводы, выполнять познавательные и практические задания.
Учащийся научиться:
- объяснять понятия и термины: «ориентирование», «азимут», «глобус», «масштаб и его виды», «параллели», «меридианы», «градусная сетка», «географические координаты».
- читать план местности и карту;
-производить простейшую съемку местности;
- работать с компасом, глобусом, картой;
- классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.
-измерять расстояния по плану и карте
- определять географические координаты
- решать практические задачи по плану.
- определять местоположения географических объектов, абсолютные высоты
Учащийся получит возможность:
- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
-ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
-строить простые планы местности;
Предполагаемый продукт деятельности (как материальное воплощение планируемых результатов в целом по теме)
Выполненные задания в тренажере; составление простейшего плана местности; составление простейшего плана местности по результатам полярной съемки; работа в контурной карте по обозначению географических объектов по координатам; работы в тетради-определение направлений и измерение расстояний на плане; определение координат; участие в проекте «Карта-памятник культуры.
Предполагаемая форма контроля
Тест по теме «Географическая карта – особый источник информации», самостоятельная работа по теме «Географические координаты»
Рекомендуемые ресурсы
Учебник параграфы №8-16, электронное приложение к учебнику(ЭП), набор учебных топографических карт, компасы ученические, нивелир линейка визирная, угломер школьный, штатив для комплекта топографических приборов, глобусы, различные географические карты, атласы, презентации к урокам.
Номер урока и его содержание (тема) Планируемые результаты Предполагаемые виды
деятельности (на уровне действий) Технология (формы и методы) организации учебной деятельности Форма результата и его диагностика и контроль
Личностные Метапредметные Предметные 11.Ориентирование на местности.
Проявлять познавательный интерес и готовность к самообразованию
Умение применять полученные знания в практической деятельности
Соблюдение правил работы с оборудованием Познавательные Знать определение «Азимут» и уметь определять его
Регулятивные
Умение работать с измерительными приборами
Научиться читать план местности с помощью условных знаков
Коммуникативные
Умение аргументировать свою точку зрения
Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы
Умение слушать товарища
Соблюдать правила поведения в кабинете Распознавать условные знаки планов местности;
Называть и объяснять способы ориентирования;
Называть алгоритмы работы с компасом;
Уметь определять азимут по компасу на местности и по плану
Сравнивать планы с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности;
Использовать оборудование для глазомерной съемки.
Составлять простейшие планы местности небольшого участка Виды деятельности: определение направлений по компасу, Солнцу, Полярной звезде, живым ориентирам;
Определение азимута по компасу и транспортиру
Определение особенностей плана местности Работа со шмуцтитулом
Работа с текстом учебника
Работа со схемами по определению направлений, азимута
Ориентирование на местности
Составление простейшего плана местности Тетрадь
«Мой тренажер», задания1,3,4
Составить простейший план школьного двора
12.Земная поверхность на плане и карте (1) Умение применять полученные знания в практической деятельности
Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. Познавательные: Знать определение понятия «масштаб», называть виды масштаба;
Строить логические рассуждения , включающие установление причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы
Регулятивные
Умение работать с измерительными приборами
Коммуникативные
Строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы Определять по топографической карте расстояние между географическими объектами и помощью линейного и именованного масштаб.
Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.
Уметь определять зависимость между масштабом и детальностью изображения на плане и карте Определяют с помощью условных знаков изображенные на плане объекты
Измеряют направления местности и на планеОпределяют направления на местности и плане
Определяют виды масштаба
Учатся читать топографическую карту Работа с текстом и рисунками учебника.
Работа с планом местности, аэрофотоснимком
Определение направлений и измерение расстояний на плане Тетрадь «Мой тренажер», задания7(стр17),16, (стр19)
Контроль-
Топографический диктант.
13.Земная поверхность на плане и карте (2) Познавательные
Знакомство с условными знаками, изображающими неровности земной поверхности
Регулятивные решение задач по определению абсолютной и относительной высоты
Знакомство с нивелиром
Уметь составлять план местности простейшим способом
Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа.
 Распознавать высоты (глубины) на физической карте с помощью шкалы высот и глубин.
Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины.
Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением ее глубины. Определяют относительную и абсолютную высоты по плану;
Определяют с помощью горизонталей направления повышения (понижения) местности
Выполняют практическую работу
«Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности»
Работа с текстом учебника
Работа со схемой «Абсолютная и относительная высота»
Определение (измерение) высоты точек местности на плане и местности с помощью нивелира Работа на контурной карте. Отметить на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением ее глубины.
14.Учимся с «Полярной звездой» Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей;
Адекватно оценивать свои возможности для достижения целей Отображать в речи содержание совершаемых действий
Работать по плану
Формировать действия целеполагания
Оценивать трудность решения задачи
Коммуникативные работа в группах Ученик научится: строить план пришкольного участка методом полярной съемки местности
Понимать значение понятий «полярная съемка» и «маршрутная съемка»
Знать различия между полярной и маршрутной съемками местности
Строить простейшие планы местности
Ориентироваться по плану местности Читают простейший план местности
Строят план пришкольного участка методом полярной съемки местности Работа с планом местности
Составление простейшего плана местности по результатам съемки местности Составление простейшего плана местности по результатам полярной и маршрутной съемки.
15.Географическая карта – особый источник информации. Использовать языковые средства для выражения своих мыслей
Вести диалог на основе взаимного уважения
Корректно отстаивать свою точку зрения
Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы. Познавательные
Давать определения понятиям
Обобщать понятия
Составлять модели (схемы) для решения задач
Осуществлять классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанной логической операции
Регулятивные
Овладение умением читать карты различных видов, находить черты их сходства и отличия.
Формирование действия целеполагания (в том числе преобразования практической задачи в познавательную)
Коммуникативные Формировать компетентности в общении.
Участвовать в коллективном обсуждении проблем, в дискуссии
Делать аргументированные умозаключения и выводы
Использовать информационные ресурсы для участия в проекте Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимки.
Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.
 Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые объекты
Читать карты различных видов на основе анализа легенды.
Определять зависимость подробности карт от ее масштаба.
Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территории.
Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений объектов
Анализировать атласы и различать его карты по охвату территории и тематике. Сравнивают планы местности и географические карты
Определяют направления по глобусу
Выделяют основные свойства карт
Классифицируют карты атласа по охвату территории, масштабу и содержанию. Работа с текстом учебника
Работа с глобусом
Составление схемы «Свойства географической карты»
Работа с физической и политической картами полушарий, физической картой России
Сопоставление изображений объектов на географической карте и космическом снимке
Участие в обсуждении роли карт в жизни человека Составление в тетради схемы «Свойства географической карты»
Тетрадь «Мой тренажер», задание №17 (по выбору)
Принять участие в проекте «Карта-памятник культуры
16.Градусная сетка Использовать языковые средства для выражения своих мыслей
Адекватно оценивать свои возможности для достижения цели определенной сложности Познавательные
Давать определение понятиям
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Составлять и использовать схемы(модели) для решения задач
Регулятивные
Формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты;
Осуществлять рефлексию своей деятельности:
Определение расстояний с помощью градусной сети
Коммуникативные
Строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения Знать определение понятий «параллель», «экватор», «меридиан», «градусная сетка»
Уметь показывать экватор, параллели, меридианы 0 градусов и 180 градусов, географические полюсы
Определять стороны горизонта
Объяснять назначение градусной сетки
Уметь работать с масштабом. Выявляют на глобусе и карте
(полушарий, России) элементы градусной сети;
Определяют и измеряют направления и расстояния по карте Работа с учебником: выборочное чтение, работа с рисунками, обеспечивающими формирование картографических умений.
Работа с глобусом, картой полушарий, физической картой России
Работа со схемой «Параллели и меридианы. Направления, показываемые ими». Тетрадь «Мой тренажер», задание 18,25.
Контроль- тест по теме
17.Географические координаты (1) Использовать языковые средства для выражения своих мыслей
Адекватно оценивать свои возможности для достижения цели определенной сложности
Осознание возможности применять полученные знания в практической деятельности, при условии соблюдения определенных правил Познавательные
Давать определение понятиям
Преобразовывать схемы (модели) для решения задачи
Регулятивные
Формирование действия целеполагания (в том числе преобразования практической задачи в познавательную)
Планировать пути достижения цели
Коммуникативные
Строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы Знать определения понятий «географические координаты», «географическая широта»
Определять по картам географическую широту объектов.
Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам.
Определяют географическую широту объекта по глобусу и карте Работа с учебником: выборочное чтение, работа с определениями, рисунком и картами, с рубрикой «Шаг за шагом»
Работа с глобусом, картой полушарий, физической картой России
Работа со схемой «Определение географической широты» Работа в тетради: письменно ответить на вопросы после параграфа №14
18.Географические координаты (2) Использовать языковые средства для выражения своих мыслей
Адекватно оценивать свои возможности для достижения цели определенной сложности
Осознание возможности применять полученные знания в практической деятельности, при условии соблюдения определенных правил Познавательные
Давать определение понятиям
Создавать и преобразовывать схемы (модели) для решения задачи
Знать определения понятий «географическая долгота»
Определять по картам географическую долготу объектов.
Уметь определять на карте и глобусе географические координаты объектов, по географическим координатам находить объекты на карте и глобусе
Уметь определять расстояния с помощью градусной сетки, используя длину дуг одного градуса меридиана и параллелей
Раскрыть практическое значение выделения часовых поясов
Уметь с помощью карты решать простейшие задачи на определение времени
Определяют географическую долготу объекта по глобусу и карте
Определяют географические координаты объектов по карте
Участвуют в беседе о смене часовых поясов Работа с учебником: работа с определениями, рисунком и картами, с рубрикой «Шаг за шагом»
Работа с глобусом, картой полушарий, физической картой России
Работа со схемой «Определение географической долготы»
Составление схемы «Географические координаты» В тетради выполнить задание №6 на стр53
(географический адрес моего населенного пункта) и задание №12.
Контроль:
Самостоятельная работа