Задания школьного тура олимпиады по русскому языку


Задания для 10-11 класса (Время выполнения - 180 минут)
1. Орфоэпические словари рекомендуют произносить наречие мастерски с ударением на последнем слоге. Однако в речи эта норма регулярно нарушается, распространённым является неправильное ударение на первом слоге.
Сравните постановку ударения в наречиях, образованных по данной модели: дружески, воровски, шутовски, юношески, товарищески, - и объясните, почему стала возможна эта орфоэпическая ошибка и почему исконным является ударение на последнем слоге.
2. Укажите, какие средства передачи грамматического значения множественного числа в письменной речи обнаруживаются в приведённом ниже документе.
Из приказа по институту
3.1. До конца текущего семестра зав. кафедрами должны списать ветхие книги 1990-х гг. по перечню. Образцы оформления списываемой литературы по №№:
1. Традиции свв. Кирилла и Мефодия. Материалы конференции. М., 1999.
2. Туницкий, Н.Л. Св. Климент, епископ словенский. Сергиев Посад, 1913.
3.2. Списанию также подлежат кино на старых СД, поименованные далее в пп. 4.2 и 4.3, кроме к/ф-ов, представляющих художественный интерес.
3. Прочитайте список глагольных форм:
Организую, организовавший, организовывающий, организуемый, организованный, организующий, организовав, организуй, организуя, организовывая.
Укажите инфинитивы, от которых образованы данные формы. Сгруппируйте приведённые формы в соответствии с названными инфинитивами. Какие грамматические особенности анализируемых инфинитивов влияют на возможность образованиях той или иной формы глагола?
4. Определите, какими частями речи являются выделенные слова.
1)Он тебе и копейки не даст.
2)А, попался! - воскликнул он.
3)Друг уехал, я ж остался.
4)Я уже год живу у родителей.
Каким частями речи они могут быть в других контекстах? Приведите примеры.
5.Прочитайте слова: турне, контур, турнир, агентура, туризм, турок, турникет, архитектура, антураж.Какие из приведённых слов этимологически родственны заимствованному в XVIIIвеке из французского языка слову тур - «круговое движение» (фр. tour - «движение с возвратом на место отправления»)? Объясните свой ответ.
6. Составьте сложноподчинённые предложения, в которых союзное слово что присоединяет разные типы придаточных частей.
7. В каком из приведённых ниже предложений возможна разная постановка знаков препинания? Объясните свой выбор.
А.Горные вершины покрытые снегом пламенели в лучах восходящего солнца.
Б. Я взглянул в окно на догорающем небе начали зажигаться звёзды.
В.Отец прочитал письмо молча отошёл к окну.
Г. Вверху над вершинами дубов собирались тёмные облака.

Каким термином называется совпадение лексического состава предложений,
имеющих различные синтаксические связи?
8. Составьте и запишите предложение таким образом, чтобы при его пунктуационном оформлении были использованы все знаки препинания.
9. Что обозначает каждое из приведённых ниже выражений? Что их объединяет? Какое из них является в этом ряду лишним? Объясните свой выбор.
Страна ацтеков, страна викингов, страна восходящего солнца, страна гейзеров, страна детства, страна кенгуру, страна кленового листа, страна пирамид, страна тюльпанов, страна фьордов.№ задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ВСЕГО
Баллы 6 8 8 8 6 8 5 10 10 69
набранные ОТВЕТЫ:
1.
дружеский – дружески, товарищеский – товарищески, юношеский –юношески: при образовании наречий при помощи суффикса -и- от прилагательных на –ский ударение неподвижно, ударным остаётся один и тот же слог, поэтому в наречии мастерски носители языка по аналогии сохраняют ударным первый слог, как и в прилагательноммастерский.
Однако если у производящего прилагательного ударение падает на окончание, то в наречии ударным будет суффикс-и-: воровской – воровски, шутовской – шутовски.
Существующая норма произношения мастерски обусловлена тем, что в русском языке было прилагательноемастерской, имеющее значение «искусный, хорошо сработанный, к мастерству относящийся», от которого и образовано анализируемое наречие с ударным суффиксом.
Оценка: по 3 балла за объяснение каждой группы слов.
Итого: 6 баллов максимум.
2. Средства обозначения мн. ч., представленные в тексте:
1) согласование прил./прич. с мн. ч. зав. формы должн-ы, с СД – стар-ых,: с кино – поименованн-ые, к/ф-ов – представляющ-их,
2) координация формы мн. ч. кино с глаголом: подлеж-ат3) окончание в слове, управляемом формой мн. ч. зав.: кафедр-ами, а не -ой
4) дополнение аббревиатуры окончанием: к/ф-ов
5) дополнение числительного, написанного цифрами, окончанием: 1990-х
6) полное удвоение однобуквенной аббревиатуры: пп. гг.
7) неполное удвоение аббревиатуры св.: свв.
8) удвоение символа: №№
Оценка:
по 1 баллу за нахождение и описание одного из способов.
Итого: до 8 баллов.
3.
Представлены формы двух инфинитивов.
Организовать: организую, организуй, организующий, организовавший, организуемый, организованный, организовав, организуя.
Организовывать: организовывающий, организовывая.
Организовать: глагол, формы которого могут выражать значение сов. И несов. в. (в прош. вр. только сов. в.), поэтому образует все формы причастий и деепричастия сов. и несов. в.
Организовывать: глагол несов. в., поэтому не образует форм простого буд. времени и причастий прош. вр.Оценка:
1) за верное определение инфинитивов – по 0,5 балла, всего 1 балл;
2) за верное распределение форм в соответствии с инфинитивом – по 0,5 балла за форму, всего 5 баллов;
3) за комментарий, раскрывающий особенности каждого инфинитива, – по 1 баллу, всего 2 балла.
Итого: 8 баллов максимум.
4. 1. И – частица, А – междометие, ЖЕ – противительный союз, У – предлог.
2. Могут быть и другими частями речи:
И – соединительный союз (Он молод и горяч), междометие (И, полно!);
А – противительный союз (Красив, а не умён), частица (Пойдем гулять, а?);Же – частица (Я же тебе говорил);
У – междометие (У, безобразники!).
Оценка:
за определение части речи – по 0,5 балла за слово; 2 балла;
за указание на то, какими частями речи могут быть в других контекстах, – по 0,5 балла за каждую часть речи (до 3 баллов). За примеры – по 0,5 балла (до 3 баллов)
Итого: 8 баллов максимум.
5. турне – путешествие по круговому маршруту; контур – внешние очертания, обведение вокруг чего-либо;турнир – первоначально «рыцарские игры – движения в круге», затем «военные состязания рыцарей», современное употребление слова – «соревнования по круговой системе»; туризм – путешествия, поездки, походы; турникет – специальное вращающееся устройство, устанавливаемое в проходах, для пропуска публики по очереди, по одному;антураж – окружение, окружающая среда,
обстановка.
Оценка: по 1 баллу за каждое верное объяснение.
Итого: 6 баллов.
6. Дом, что стоит на горе, принадлежит леснику: придаточная часть определительная.
Цени то, что даётся судьбой: придаточная часть местоименно- определительная.
Посоветуй, что мне почитать: придаточная часть изъяснительная.
У него ничего не получалось, что бы он ни предпринимал: придаточная часть обстоятельственная уступительная (уступки).
Оценка:
За каждое правильно составленное предложение – по 1 баллу. За определение вида каждой придаточной части – по 1 баллу.
Итого: 8 баллов максимум.
7.
1. Предложение В: Отец прочитал письмо молча отошёл к окну. Слово молча может быть отнесено к группе сказуемого прочитал, тогда запятая стоит перед сказуемым отошёл. А может быть отнесено к группе сказуемогоотошёл, тогда запятая стоит после слова письмо.
2. Это явление синтаксической омонимии.
Оценка:
за правильно выбранное предложение – 1 балл;
за аргументацию – до 3 баллов в зависимости от полноты ответа;
за указание на явление синтаксической омонимии – 1 балл.
Итого: 5 баллов максимум.
8. За верное использование каждого пунктуационного знака – 1балл;
повторяющиеся знаки в разных функциях не учитывать.
Вариант выполнения задания:
Россия - страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии; посмотри на карту: «океан» земель (шестая часть света!), держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток (есть ли ещё страна, что могла бы сравниться с её размахом?); она – сверхгосударство, стихия, которая ещё не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега; она вся ещё в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных возможностях.   (по Н.Рериху)
Итого: 10 баллов максимум.
9. Все сочетания являются перифразами (или описательными оборотами), т.е. описательными обозначениями предмета, явления, лица, предполагающими косвенное (непрямое) называние путём выделения какой-либо стороны, признака, атрибута и других частных особенностей именуемого предмета.В качестве опорного слова во всех сочетаниях выступает слово страна. Все перифразы, за исключением одного выражения, обозначают государства (страны), называя предметы, выступающие их эмблемой или визитной карточкой: страна ацтеков (Мексика), страна викингов (Швеция), страна восходящего солнца (Япония), страна гейзеров (Исландия), страна кенгуру (Австралия), страна кленового листа (Канада), страна пирамид (Египет),страна тюльпанов (Голландия), страна фьордов (Норвегия).
Выражение страна детства в этом ряду лишнее, оно может быть истолковано а) как перифраза названия Диснейленда – парка аттракционов, построенного в виде страны с городами, железной дорогой и др. (что только формально позволяет включать его в этот ряд), б) как индивидуально-авторская перифраза названия страны, в которой прошли детские годы конкретного человека, в) как метафора беззаботной детской жизни, наполненной играми и развлечениями. Страна детства, в отличие от других выражений, включает в качестве зависимого компонента абстрактное существительное. Слово страна в сочетании страна детства может быть рассмотрено как употреблённое в переносном значении.
Оценка:
1 балл за указание на то, что все сочетания являются описательными обозначениями названия страны, предмета, явления + 1 балл за использование термина перифраза; всего 2 балл;
по 0,5 балла за указание на значение каждой перифразы, всего 5 баллов;
1 балл за верное определение «лишнего» выражения и 1 балл за объяснение выбора (принимается любой из указанных вариантов ответа), +1 балл, если дано 2-3 (больше 1) значения перифразы страна детства.
Итого: 10 баллов максимум.