Задания школьного тура олимпиады по русскому языку


ШКОЛЬНЫЙ ТУР ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Задания для 7-8 классов. (Время выполнения - 90 минут)
1. Известно, что русское ударение имеет несколько функций. Прочитайте пары слов, в которых выделенные буквы указывают на ударный звук.
1)мУзыка - музЫка, 2)твОрог - творОг, 3)шЁлковый - шелкОвый, 4) зАмок - замОк, 5)кОмпас - компАс, 6)вОлос - волОс, 7)бАгрить - багрИть, 8)пиццЕрия - пиццерИя, 9)оптОвый - Оптовый, 10)хОдите - ходИте.Распределите пары слов по группам в соответствии с функцией ударения в каждой паре:
№ Функция ударения Номера
пар
слов
1 Ударение различает слова (смыслоразличительная функция). 2 Ударение различает некоторые грамматические формы одного слова. 3 Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова. 4 Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова. 5 Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты слова. 6 Ударение не выполняет различительной функции (слова- дублеты, когда разница в месте ударения не значима). Представлены варианты нормы 7 В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь) 2. Подберите русские эквиваленты (соответствия) к следующим фразеологизмам и пословицам:
а)как псу муха (польск.) -
б)принять пузыри за фонари (франц.) -
в)как заяц в ананасе (польск.), как курица в перце (польск.) -
г)записать за ушами (чешск.) -
д)спеши медленно, не торопясь (лат.) -
е)когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.)
3. Какое значение имело слово анекдот во времена А.С. Пушкина:
… до дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.
4. В каких словах количество морфем соответствует количеству звуков: снять, три, въезд, сжал, увёз? Объясните своё решение, указав морфологические свойства, морфемы и звуки в выбранных вами словах.
5. Заполните пустые графы таблицы: постройте словосочетания с предлогом ИЗ, сформулируйте смысловые вопросы и определите смысловые отношения между компонентами словосочетания словами в словосочетаниях.
Главное слово Предлог Зависимое слово Вопрос Смысловые отношения
приехал ИЗ города ИЗ обстоятельственные
причины
ИЗ из чего? Корзина ИЗ определительные
6. Найдите в ряду слов (имён существительных) одно лишнее и объясните свой выбор, выявив сходства и различия данных слов с точки зрения морфологии, состава слова и словообразования: рукоделие, стеклоделие, виноделие, сыроделие.
7. Прочитайте предложения:
1) Мы пойдём напрямик, а вы идите кружным путём. Проблему беженцев следует решать путём переговоров. Все надо делать путём, а у тебя вечно какие-то фокусы.
Каким членом предложения и какой частью речи является выделенное слово в каждом предложении?
8. Какими буквами может быть выражено окончание существительных в форме множественного числа именительного падежа? Подтвердите ваш ответ примерами (не менее трех примеров на одну букву).
9. В поэме Д.Г.Байрона «Шильонский узник» в переводе В.А. Жуковского есть такая фраза: Два брата, падшие во пре, отдав на жертву честь и кровь, спасли души своей любовь...
1) Каково значение слова «пря» в этом предложении?
2) В современном русском языке есть существительные, которые образованы от того же корня и имеют близкое значение. Запишите как можно больше (но не более 5 таких существительных.№ задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ВСЕГО
Баллы 10 7 1 10 10 13 7 10 14 82
набранные ОТВЕТЫ:
1.
№ Функция ударения Номера пар слов
1 Ударение различает слова (смыслоразличительная функция). 4, 7
2 Ударение различает некоторые грамматические формы одного слова. 6,10
3 Ударение различает общеупотребительный и
профессиональный варианты произношения слова. 5
4 Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова 1
5 Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты слова. 3
6 Ударение не выполняет различительной функции (слова-дублеты, когда разница в месте ударения не значима). Представлены варианты нормы 2
7 В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь) 8, 9
Оценка:
По 1 баллу за каждую верно вписанную в графу пару.
Итого: 10 баллов максимум.
2. а) как псу муха (польск.) – как слону дробина; как слону булочка;
б) принять пузыри за фонари (франц.) – принять за чистую монету;
в) как заяц в ананасе (польск.), как курица в перце (польск.) – как свинья в апельсинах;
г) записать за ушами (чешск.) – зарубить на носу, намотать на ус
д) спеши медленно, не торопясь (лат.) – тише едешь – дальше будешь, поспешишь – людей насмешишь, что скоро, то не споро; воробьи торопились, да маленькими уродились;е) когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.) – когда рак на горе свистнет/после дождичка в четверг; на морковкино заговенье, на турецкую пасху.
Оценка:
по 1 баллу за каждый верно приведённый эквивалент (он может быть иным, нежели в ответе, но соответствовать по значению данному);
1 балл (добавочный), если к одному данному выражению верно приведено более одного эквивалента.
Итого: 7 баллов максимум.
3. история
Оценка:
1 балл
Итого: 1 балл.
4. Три. Глагол в повелительном наклонении 2-го лица ед. числа. Корень тр-, суффикс -и-, нулевое окончание.  Три звука [тр’и].
Увёз. Глагол в форме изъявительного наклонения прошедшего времени мужского рода ед. числа. Приставка у-, корень -вёз-, нулевой суффикс, нулевое окончание. Четыре звука [ув’ос].
Оценка:
1. За каждое правильно выбранное слово – по 1 баллу.
2. За правильный морфемный разбор слова три – 1 балл, слова увёз – 2 балла.
3. За правильное объяснение количества звуков (транскрипцию) каждого слова – по 1 баллу.
4. За описание морфологических свойств данных слов (для объяснения морфемного разбора) – слова увёз – 1 балл, слова три – 2 балла.
Итого: 10 баллов.
5.
Главное слово Предлог Зависимое
слово Вопрос Смысловые
отношения
приехал ИЗ города откуда? обстоятельственные места
поступить,
оклеветать ИЗ страха/зависти;
мести почему?
отчего? по
какой
причине? обстоятельственные причины
собрать,
сплести ИЗ деталей, ветвей из чего? объектные
Корзина ИЗ прутьев/бересты,
лозы какая? определительные
Оценка:
по 1 баллу за каждую правильно заполненную графу таблицы. Главные и зависимые слова могут отличаться от приведённых в ответе, но должны соответствовать вопросу и значению в словосочетании этой строчки.
Итого: 10 баллов максимум
6. 1) за верное определение лишнего слова рукоделие – 1 балл;
2) за указание, что все четыре слова относятся к среднему роду (с окончанием –е-), ко 2 склонению – 0,5+0,5, всего 1 балл;
3) за указание, что все четыре слова в этом ряду имеют одинаковый морфемный состав (может быть указан: корень – соединительная гласная – корень – суффикс –окончание) – 0,5 баллов; образованы путём сложения – 0,5 баллов; с соединительной гласной – 0,5 баллов; и одновременным присоединением суффикса -и- – 0,5 баллов (суффикс –и- может быть не назван, а только указано на присоединение суффикса); от словосочетаний типа «глагол + существительное» – 1 балл;
4) за указание, что в словах стеклоделие, виноделие, сыроделие исходное существительное обозначает продукт (результат) деятельности (напр. виноделие — делать вино) – 2 балла, стоит в винительном падеже, являясь прямым дополнением – 2 (1+1) балла, а в слове рукоделие — существительное обозначает способ («орудие») деятельности (делать при помощи рук, делать руками) – 2 балла, стоит в творительном падеже, являясь косвенным дополнением – 2 (1+1) балла.Итого: 13 баллов максимум.
7. В первом предложении - обстоятельство образа действия в составе словосочетания (кружным путём). Часть речи – существительное.
Во втором предложении является производным предлогом, служебная частьречи. Вместе с существительным входит в состав обстоятельства образа действия. Отдельно от существительного не является членом предложения.
В третьем предложении - обстоятельство образа действия, часть речи – наречие.
Оценка:
за правильно указанную часть речи в каждом предложении – по 1 баллу;
за правильно указанную синтаксическую функцию в каждом из предложений – по 1 баллу;
за указание на производность предлога – 0,5 балла, за указание, что вместе с существительным является обстоятельством, – 0,5 балла;
Итого: 7 баллов максимум.
8. И (примеры: звуки, школьники, люди и т. д.)
Ы (примеры: буквы, мужчины, сёстры и т. д.)
А (примеры: озёра, леса, рога и т. д.)
Я (примеры: учителя, братья, деревья и т. д.)
Е (примеры: граждане, бояре, англичане и т. д.)
Оценка:
По 0,5 балла за И, Ы; по 1 баллу за А, Я; 2 балла за Е; по 0,5 баллов за примеры на И,Ы; по 1 баллу за примеры на А,Я; 2 балла за примеры на Е..
Итого: 10 баллов.
9. Устаревшее слово пря означает «борьба, ссора, пререкание».
Возможные слова 1) Распря, прения, препирательство, препирание и др. 2) Этимологически
родственное также спор.
В корне пр/пир/пор происходит чередование гласных и нуля звука.
Оценка:
2 балла за определение значения слова, по 2 балла за каждое слово из 1 группы; 3 балла за слово спор;             1 балл за возможное указание на этимологическое родство или чередование в корне.
Итого: 14 баллов максимум.