Интегрированный урок по предметам русский язык и природоведение «Правописание собственных имен существительных»

Тема урока. Собственные имена существительные. Заглавная буква в собственных
именах существительных.

Задачи урока: уточнить представления учащихся о собственных именах существи-
тельных, закрепить навыки правописания с большой буквы фамилий,
имен, отчеств людей, кличек животных, географических названий;

развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, формировать
умения строить предложения, составлять тексты по опорным словам и вопросам;

продолжить работу по формированию представлений об Украине;
познакомить с названиями крупных городов и больших рек Украины;

формировать у учащихся понятие «родной уголок – маленькая ро-
дина»; ознакомить с особыми и выдающимися местами родного горо-
да;

развивать речь, память, наблюдательность;

воспитывать любовь к родине, чувство патриотизма.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: фотографии родного города, символов Украины и Харькова, карточки, экран, аудиозаписи, компьютер




Структура урока

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся

ІІІ. Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач урока

ІV. Первичное восприятие и осознание нового материала

V. Закрепление и осмысление знаний

VІ. Рефлексия





Ход урока

І. Организационный момент

Парты в классе расставлены для групповой работы. Дети, заходя в класс, берут из шкатулки кружок с названием улицы и рассаживаются по группам в соответствии с
этими названиями. На столах стоят таблички с названием улицы(берутся те улицы на которых живут дети).

ІІ. Актуализация опорних знаний учащихся

Беседа:
- Что у вас написано на табличках? (Название улицы)
- А вам эти улицы знакомы? (На этих улицах мы живем)
Вот вы и стали жителями данных улиц.
- А в каком городе находятся эти улицы? (В Харькове).
- Почему данные слова написаны с большой буквы?(Это название улицы)
- А какие еще слова нужно писать с заглавной буквы? (Фамилии, имена, отчества,
географические названия, клички животных)

ІІІ. Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач урока

Разгадайте ребус
Р 1 а (Р-один-а)
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о Родине, о ее улицах, городах)
Правильно, сегодня мы поговорим о малой Родине – родном уголке, где ты живешь,
и о нашей великой Родине – Украине.
И вспомним как пишутся названия городов, рек, морей, улиц нашей необъятной Роди-
ны.

ІV. Первичное восприятие и осознание нового материала

«Микрофон» (интерактивная технология)
Представитель от каждой группы читает четверостишие.

У каждого листочка, 3. Есть ветки у листочка,
У каждого ручья Овражек у ручья
Есть главное на свете – У каждого на свете
Есть Родина своя. Есть Родина своя

Для ивушки плакучей 4. А там, где мы родились,
Нет реченьки милей, Где радостно живем,
Для беленькой березки Края свои родные
опушки нет родней Мы Родиной зовем.

Беседа

Что человек называет Родиной?
Как называется наша Родина?
Гражданином какой страны вы являетесь?
Какие символы нашего государства вам известны?
(На доску вывешиваем фотографии герба и флага Украины)
И еще символом является гимн. А кто помнит, как нужно слушать гимн нашего государства?
Давайте сейчас его послушаем (звучит гимн Украины)

Работа по карте Украины
Украина – государство в восточной Европе, оно граничит с Польшей,Слова –
кией,Венгрией, Румынией, Молдовой, Россией, Беларусью.
Украина – наша Родина, наш дом. Каждый человек любит свой дом, считает
его самым лучшим.
А что же в Украине самое – самое? Сейчас мы это узнаем из моего рассказа.
В ходе моего рассказа вы будете заполнять карточки, лежащие на столе.
(Учитель рассказывает, показывает на карте, ученики заполняют карточки)
(Приложение 1)

Проверка работы по карточкам
Назовите крупнейшие города Украины. (Киев, Харьков, Днепропетровск, Одесса)
Самая высокая гора Украины. (Говерла)
Самое большое море, омывающее Украину. (Черное море)
Самая большая река. (Днепр)
А с какой буквы вы написали эти названия? Почему?

Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее степами и полями, тру-
долюбивыми и талантливыми людьми, но у каждого из нас есть своя маленькая
родина – тот маленький и уютный уголок земли, где вы родились, где живут ваши родители, близкие и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то маленькая родина – небольшое село, для других – родной город с уютной улицей
и зеленым двориком. Словом, малая родина у каждого своя! А для нас малая родина – это наш любимый город Харьков.

И у нашей малой родины есть гимн, герб и флаг.
(На доску вывешиваем фотографии герба и флага Харькова)

А сейчас послушаем гимн города Харькова в исполнении Натальи Могилевской (звучит гимн Харькова)

V. Закрепление и осмысление знаний

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам отправиться в маленькое путешествие по нашему
городу. А вот какая группа и куда поедет мы сейчас узнаем.
( Представитель от каждой группы получает конверт с фотографией и заданием для каждого члена команды)

А чтобы было веселее проведем физкультминутку, и вспомним правила поведения во время путешествия.

Физкультминутка «Вежливо-невежливо» (если важливо – хлопаем в ладоши 2 раза,
неважливо – 1 раз)
Поздороваться при встрече
Толкнуть, но не извиниться
Перебивать во время разговора
Уметь выслушать
Громко разговаривать
Обозвать обидным словом товарища
Пропустить девочек вперед

Работа в группах

Первая группа – Площадь Свободы (см. Приложение 2)
Вторая группа – Харьковский зоопарк (см. Приложение 3)
Третья группа – Харьковский дельфинарий «НЕМО» (см. Приложение 4)
Четвертая группа – Харьковский планетарий (см. Приложение 5)

Выступление групп
(Во время выступления каждой группы учитель на экране показывает места, о ко-
торых рассказывает ученик)

*Защита первуй группы
Площадь Свободы – это главная площадь Харькова. Она является шестой по ве-
личине площадью Европы. Здесь проходять празники, концерты, народные гуляния.
На площади расположен Харьковский национальный университет имени Василия Назаровича Каразина.

*Защита второй группы
На каникулах я со своим другом Гришей пошли в зоопарк. Там было много разных животных. В огромной клетке резвились две обезьянки. Черненькую звали Чита, а рыженькую Чичи. Дальше мы увидели огромного медведя с маленьким медвежонком Федей, верблюда Кешу.
Нам очень понравилось в зоопарке.

*Защита третьей группы
Мы с учительницей Галиной Петровной ездили на экскурсию в дельфинарий.
Там смотрели представление с участием морских котиков Лилы и Юлы, дельфинов
Геркулеса, Миши, Виты и Геши. Еще увидели выступление морской львицы Пышки.
Хорошо, что в Харькове построили такой дельфинарий.

*Защита четвертой группы
Харьковский планетарий – это особый астрономический центр. Он носит имя
Юрия Алексеевича Гагарина.
В телескоп вечером можно наблюдать Луну, а днем – пятна на Солнце. В плане-
тарии работает музей космонавтики.
Планетарий является достоянием города Харькова. Ведь не в каждом городе есть
планетарий.

VІ. Рефлексия

- Чем мы сегодня занимались на уроке?
- Что повторили?
- Что нового узнали?
- Что нужно запомнить?
- О каких любимых местах Харькова вы услышали на нашем уроке?
- Спасибо за вашу работу на уроке. Предлагаю вам дома написать мини – сочинение
на тему «Мой любимый уголок Харькова».

































Приложение 1

Украина – наша необъятная Родина, которая насчитывает огромное количество

городов. Самыми крупными городами есть Киев, Харьков, Днепропетровск, Одесса .

Самая высокая гора – Говерла. Ее высота 2061м над уровнем моря.

Самое большое море, омывающее Украину, - Черное.

Самая большая река – Днепр. Ее длина 2201км, на территорию Украины приходится
981км.



Карточка


1.Крупнейшие города Украины:

2.Самая высокая гора:

Самое большое море:

Самая большая река:























Приложение 2

Карточка 1

Площадь Свободы

Найти и исправить допущенные ошибки, спиши

Площадь свободы – это главная площадь харькова. Она является шестой по ве-

личине площадью европы. Здесь проходять празники, концерты, народные гуляния.

На площади расположен харьковский национальный университет имени василия

назаровича каразина.












Приложение 3

Карточка 2

Харьковский зоопарк

Спиши, дополняя предложения собственными именами

На каникулах я со своим другом пошли в зоопарк. Там было много

разных животных. В огромной клетке резвились две обезьянки. Черненькую звали

, а рыженькую . Дальше мы увидели огромного медведя с маленьким

медвежонком , верблюда .

Нам очень понравилось в зоопарке.













Приложение 4

Карточка 3

Харьковский дельфинарий «НЕМО»

Составить текст из данных предложений и записать

Еще увидели выступление морской львицы Пышки.

Мы с учительницей Галиной Петровной ездили на экскурсию в дельфинарий.

Хорошо, что в Харькове построили такой дельфинарий.

Там смотрели представление с участием морских котиков Лилы и Юлы, дельфинов

Геркулеса, Миши, Виты и Геши.










Приложение 5

Карточка 4

Харьковский планетарий

Списать и объяснить правописание выделенных слов

Харьковский планетарий – это особый астрономический центр. Он носит имя

Юрия Алексеевича Гагарина.

В телескоп вечером можно наблюдать Луну, а днем – пятна на Солнце. В плане-

тарии работает музей космонавтики.

Планетарий является достоянием города Харькова. Ведь не в каждом городе есть

планетарий.

























15