Статья на тему ВОСПИТАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Воспитание межнациональной толерантности в процессе адаптации детей-мигрантов младшего школьного возраста
Пичугина Ю.И.
Учитель начальных классов МБОУ школа № 10 , г.Саров Аннотация. В статье раскрывается проблема межнационального общения в процессе адаптации детей-мигрантов к условиям обучения в начальных школах России. Особое внимание уделяется вопросам воспитания толерантного отношения к детям мигрантов, созданию благоприятных педагогических условий для поддержания здорового психологического климата внутри детского школьного коллектива.
Abstract. The article deals with the problem of international communication in the adaptation of migrant children to the conditions of learning in primary schools in Russia . Particular attention is paid to the education of a tolerant attitude towards the children of migrants , creating favorable conditions for teachers to maintain a healthy psychological climate in the children's school community.
Ключевые слова: адаптация, толерантность, младший школьный возраст, учебно-воспитательный процесс начальной школы, дети мигрантов.
Keywords: adaptation , tolerance, primary school age, the educational process of primary school children of migrants .
В современном мире возникает проблема воспитания толерантности у подрастающего поколения. Причиной этого служит преобладание над духовными и моральными ценностями – материальных. Страдает этика общения, теряется терпимость к людям, появляется враждебное отношение к чужим ценностям и культурам. Это приводит к конфликтам на национальной почве, что угрожает новому поколению.
Многие учёные не оставляют без внимания данную проблему. Говоря в своих трудах о толерантном мире, где нет насилия и жестокости. Толерантность необходимо воспитывать в современном обществе, путём формирования культуры межличностного общения.
В настоящее время на территории России увеличился приток мигрантов. Федеральная миграционная служба РФ зафиксировала рост почти на 25% количества въездов и выездов за начало 2015г. – конец 2014г .Особенно в связи с острой политической ситуацией на Украине .Согласно данным УФМС в РФ работает до 200 тысяч украинцев. А 24 тысячи детей пошли в российские школы (это около 20% всех учащихся страны) [3] . Перед педагогическим коллективом встаёт множество вопросов: Как помочь адаптироваться учащимся не только к социуму, но и к учебному процессу? Как воспитывать в одноклассниках толерантное отношение к новичку? Как сохранить в ребёнке ценное отношение к своей культуре и обогатить её ценностями, созданными другими культурами?
Толерантность современные учёные трактуют, как процесс адаптационных возможностей организма, раскрывающий возможности взаимодействия с другими, не нарушая внутреннего баланса. В процессе приобщения к чужой культуре дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Одной из причин является языковой барьер. Выражения, которые употребляют сверстники могут быть оскорбительными в другой культуре. Также дети могут не иметь навыков знакомства и умения общаться со сверстниками. Могут отличаться нормы общения, ценности и культура нации. При этом у детей возникаю трудности с освоением программы. Учащиеся не всегда понимают объяснения учителя и не могут зачастую выразить свою точку зрения. Снижается самооценка, насмешки одноклассников усугубляют положение новичка. Возникает нежелание раскрываться в детском коллективе.
Адаптация детей мигрантов - это сложный процесс, в прохождении которого ребёнок постигает новую культурную среду. При вхождение в другую культуру ребёнок испытывает шок. Это проявляется не желанием посещать школу, депрессивными проявлениями, раздражимостью , агрессией к окружающим, отсутствием желания саморазвиваться.
Для детей мигрантов в процессе интеграции важно сохранение национальной идентичности. При это ребенок оказывается в пограничном состоянии между двумя или более культурными составляющими, являясь своеобразным связующим звеном различных культур.
Не маловажным является воспитание толерантного отношения со стороны сверстников. Термин «толерантное отношение к другим культурам » подразумевает, в частности:
- понимание и принятие других культур;
- терпимость к внутреннему миру человека, воспитанного на других ценностях, в других культурах;
- уважение традиций, особенностей исправления культовых обрядов, отличному мировоззрению, мировосприятию.
Чтобы успешно осуществлять процесс адаптации и беспрепятственно преодолевать барьеры при вливании в новый культурный мир, учитель должен создать необходимые условия для этого. Здесь немаловажным является привлечение в школьную жизнь родителей детей –мигрантов. Учитель должен проводить консультации, которые позволяют разъяснять родителям учащихся о важности положительного микроклимата в семье, о возможных трудностях при переходе в новую школу, о моральной поддержке, которую они могут оказывать ребёнку. Также работа учителя не может обойтись без создания и проведение различных мероприятий по ознакомлению окружающих с культурой и традициями различных наций. Педагог должен создать благоприятные условия для нахождения ребёнка в детском коллективе. Помогать находить ему пути взаимодействия с одноклассниками, проводить занятия по расширению и углублению знания о русском языке. Помогать ученику в самореализации в новом коллективе. Таким образом, для того, чтобы адаптация детей мигрантов прошла успешно, нужно системно решать задачи по социокультурной адаптации детей.
Педагоги-практики констатируют, что при работе с детьми мигрантов необходима система психолого-педагогического сопровождения в период адаптации ребёнка. Кроме процесса обучения в классе, практикуется индивидуальная работа с детьми. Также ведётся масштабная внеклассная работа. Дети привлекаются к участию в литературных вечерах, викторинах, конкурсах по изобразительному искусству. Учащиеся с удовольствием пробуют свои силы в международной игре по русскому языку «Русский медвежонок». Читают стихи на литературных вечерах русских поэтов .Также выражают желание участвовать в ежегодной спортивной эстафете «Мама, папа, я – спортивная семья». Очень любимы у детей классные часы, на которых происходит знакомство с другой культурой, традициями, национальными праздниками и кухней. Родители детей-мигрантов с удовольствием помогают в подготовке к данным мероприятиям, приносят фотографии своих предков, делятся обычаями их семей. Таким образом, ребёнок не только вливается в детский коллектив, но имеет хорошую языковую практику. Одноклассники перестают воспринимать его как «чужака».
В процессе адаптации ребёнка не стоит забывать и про состав детского коллектива класса. Не все дети способны одинаково ровно общаться с ровесниками другой национальности. В детском коллективе можно услышать такие выражения, как «чурка», «даг», «чернокожий», «фашист». Дети мотивирую своё негативное восприятие сверстников уже давно влившимся с словарный обиход выражением «Россия – для русских». Роль педагога объяснить учащемуся, что любить Родину и быть патриотом – это хорошо, но надо учиться уважительно относиться к другим нациям и культурам. При воспитании толерантного отношения к другим нациям многие школы практикуют различные целевые программы, разрабатывают проекты. Например «Социокультурная адаптация детей мигрантов» (автор Гуляева А.Н.) [1 , c. 158]« Программа социально-культурной адаптации детей» (автор Блинова В.А.) [ 2 ]. Цель этих программ состоит в формировании основ у учащихся адекватного, уважительного отношения при контакте с детьми разных национальностей, культур. Реализация этих программ способствует улучшению взаимодействия в воспитании чувства толерантности между семьёй и школой , формированию у детей таких качеств, как: отзывчивость, способность помогать, справедливость, гуманность.
Итак, проблема толерантного отношения к другим нациям в настоящее время обострена и не может оставляться без внимания. Каждый ребёнок вне зависимости от веры, культуры и принадлежности к какой-либо нации имеет право на получение образования, развитие личности и на духовный и культурный рост.
Литература :
1. Блинова , А.В. Программа социального адаптирования : программа социально-культурной адаптации детей МБОУ ООШ № 138 [ Электрон. ресурс ] / Блинова , А.В. – 2013 . – Режим доступа http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/01/27/programma-sotsialnogo-adaptirovaniya
2. Гуляева , А.Н. Социокультурная адаптация детей мигрантов [ Электрон. ресурс ] / Гуляева , А.Н. // Психологическая наука и образование .-2010 .- № 5 . – С. 158 – 166 . – Режим доступа www.psyedu.ru3. Золоторёва , О.Ю. Вести Сарова : еженедельный журнал / Золоторёва , О.Ю. – 2015- № 3.- С. 18.