Формирование регулятивных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования

Формирование регулятивных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования
Универсальные учебные действия – это система различных учебных действий учащегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повышения качества своего образования.
Поэтому вопрос об эффективном их формировании поднимается сегодня с особой остротой и требует внимательного изучения. Особую важность имеют регулятивные универсальные учебные действия, которые включают такие неотъемлемые учебные умения как :
1)целеполагание, рассматриваемое как постановка учебной задачи,
2)планирование, которое понимается как определение последовательности промежуточных целей и результатов,
3) прогнозирование промежуточных и конечных результатов,
4) способность к контролю за своими действиями,
5)коррекция и дополнение в своей работе,
6) оценивание качества и уровня усвоения нового материала,
7) проявление волевых усилий исаморегуляции для достижения целей. Одним из условий формирования регулятивных УУД выступает организация совместной деятельности всех участников образовательного процесса.
Рассмотрим функции универсальных учебных действий:
1. Обеспечение возможностей ребенка самостоятельно осуществлять деятельность учения (ставить цели, искать методы и средства их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности).
2. Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.
3. Обеспечение успешного усвоения знаний, учений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области[2].
В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:
1. Личностные УУД, включающие профессиональное, жизненное и личностное самоопределение, действие смысла образования, действие нравственно-этического оценивания.
2. Познавательные УУД, включающие следующие действия: общеучебные, логические, постановки и решения проблем.
3. Коммуникативные УУД, включающие планирование учебного сотрудничества, постановку вопросов, разрешение конфликтов, управления поведения партнера, умение выражать свои мысли.
4. Регулятивные УУД, включающие действия саморегуляции и обеспечивающие организацию учебной деятельности.
К регулятивным УУД относятся:   целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;   контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;   коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;   оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение». Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление.
Значит, прежде всего, на начальном этапе уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Учитель на уроках должен научить учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, ученики должны предположить, каких результатов они могут достигнуть. Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи).








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115