Урок по русскому языку «Имя прилагательное. Обобщающий урок».

конспект открытого урока
Предмет: Русский язык.
Тема: «Имя прилагательное. Обобщающий урок».
Класс: 4 «А»
Учитель: Пикалова Е.А.
Дата проведения: 22.02.12
Тема. "Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи".
Цели: 1) познавательная – обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном;
2) практическая – закрепление умения отграничивать прилагательное от других частей речи, закрепление навыка правописания родовых окончаний имен прилагательных, безударных падежных окончаний имен прилагательных, развивать умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; умения логически рассуждать на грамматическую тему;
3) воспитывающая – воспитывать чувство красоты, гармонии, любви к родной природе; воспитание интереса к русскому языку.
Оборудование. Учебник "Русский язык" 4 класс (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина); картина с изображением зимнего леса, раздаточный материал, дифференцированное задание.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Поэтическая пятиминутка
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Ф.Тютчева о зиме.
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, – Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой Солнце зимнее ли мечет На него свой луч косой – В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.
- Какое время года описывает автор в своем стихотворении?
-  Докажите это словами из стихотворения. ("Чародейкою зимою", "под снежной бахромою", "сном волшебным очарован", "цепью пуховою", "зимнее солнце", "ослепительной красой")
- С помощью каких слов передает автор красоту зимней природы? (Снежная, ослепительная, пуховая)
-  Какие это части речи? (Это имена прилагательные.)
III. Постановка темы и целей урока
- Мы заканчиваем изучение большой и интересной темы «Имя прилагательное».Сегодня у нас обобщающий урок. Сформулируйте ЦЕЛИ нашего урока.
(Будем повторять все, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых окончаниях имен прилагательных, обобщим все наши знания.)
Одновременно с этим мы поговорим о зимушке-зиме, о зимней природе и даже отправимся в лес. А о красоте природы нам помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные.
IV. Чистописание
- Запишем сегодняшнее число
-  Поможем зимушке нарисовать узоры на стеклах наших домов. Выглядеть они будут вот так.
Открывается образец записи на доске.
На доске: ая яя ий ый ой ое ее ые ие
По образцу на доске учащиеся пишут в тетрадях элементы и слияния букв.
-  Что напоминает вам снежные узоры? (Окончания имен прилагательных.)
-  Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы (4).

-  Объясните свои действия. (Первые три группы – это окончания прилагательных женского рода, мужского рода, среднего, и четвертая группа – это окончания прилагательных множественного числа.)
V. Актуализация изученного
– Ваша задача – вставить в "окошки" пропущенные окончания прилагательных и напротив прилагательных, стоящих в Н.Ф. поставить галочку.


глубок снег

светл небо

сильн метель

холодн утро

высок сосна

лесн полян

ранн заморозки

красив лес

лют холод

Два ученика работают у доски. (Глубокий снег- морфологический разбор, метель- фонетический разбор.)
VI. Словарная работа
ко", "инй", "пррода", "сребрный".
– Составьте словосочетания, используя словарные слова, чтобы прилагательное серебряный сочеталось с каждым существительным. - Определите и графически покажите связь главного и зависимого слова, определите род и число имен прилагательных.
Эта работа выполняется самостоятельно каждым учащимся в тетради, первые пять человек дают учителю тетради на проверку.
-  Серебряное облако. (ср. р., ед. ч.) – Серебряный иней. (м.р., ед.ч.) – Серебряная природа. (ж. р., ед. ч.)
Сигнальные карты
? Как определить род и число у имени прилагательного?
-  Когда зимой мы видим серебряные облака? (Это бывает, когда зимой светит солнце, освещая редкие облака, которые плывут по голубому небу.)
-  А как вы представляете себе серебряный иней? ( Зимнее морозное утро, яркое солнце, иней, лежащий на ветках елей и берез, переливается всеми цветами радуги.)
-  А теперь нарисуйте словесную картинку серебряной природы.
Два ученика работают у доски.
VII. Физкультминутка
VIII. Работа по редактированию текста
-  А теперь отправимся в зимний лес.
На доске – картина с изображением зимнего леса, а у каждого учащегося карточка с текстом.
Над п...лянкой круж...лся сн...жок. Со...нце св...тило светом. А вокруг др...мали елочки. Снег осыпался с лап, а бездельник ветер см...тал его с верхушки.

– Прочитайте текст. Проставьте буквы на месте пропусков. Какой это текст: описание или повествование?
-  Чего не хватает в тексте-описании?
-  Давайте отредактируем текст.
Работа по группам.
Выслушиваются тексты, составленные детьми.
– А теперь придумайте название тексту.( Зимний лес; Утро в лесу; Лесная поляна)
- Теперь вам предстоит самостоятельная работа в тетради с использованием дифференцированного задания трех уровней сложности. Уровень сложности вы можете выбрать сами.
На обратной стороне листа с текстом:
1-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; дописать, используя картинку, 2–3 своих предложения; в первом предложении выделить грамматическую основу и надписать части речи.
2-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; в первом предложении выделить грамматическую основу и надписать части речи.
3-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные, в первом предложении выделить грамматическую основу.

IХ Физкультминутка
Дети выполняют задание.
Х. Обобщение знаний об имени прилагательном
 - А сейчас я хочу предложить вам стать на время учителем. Какие вопросы вы зададите классу, чтоб понять, как ученики усвоил программный материал?
Примерные вопросы: - Что обозначают имена прилагательные?- Какими членами предложения являются имена прилагательные? - Как связаны между собой в речи имена существительные и имена прилагательные? - Какую смысловую нагрузку несут имена прилагательные в тексте?  - Как вы думаете, почему в учебниках сначала изучается имя существительное, а потом имя прилагательное, а не наоборот?
ХI. Подведение итогов урока.
- Вот и подошло к концу наше путешествие по зимнему лесу.
- Какие задания вам больше всего понравились? - Что мы должны запомнить?

Рефлексия
- Кому было на уроке всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, раскрасьте ёлочку красным цветом.
- Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, раскрасьте ёлочку зелёным цветом.
- Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справлялись, раскрасьте ёлочку синим цветом.
- Покажите свои ёлочки. Молодцы!


ХII. Домашнее задание.
1-й уровень Написать сочинение – миниатюру по теме: "Русский лес зимой".
2-й уровень Составить 6- 10 предложений о зимнем лесе.
















Рисунок 1 Заголовок 315