Рабочая программа по литературному чтению к авторской программе Ефросининой Л.А.





Рабочая программа
по литературному чтению
1 «В» класса









Педагог: Янковская Ирина Васильевна









Москва, 2015


Содержание



Раздел 1
1.1.Пояснительная записка
1.1.1.Цели и задачи предмета
1.1.2.Общая характеристика образовательного процесса.
1.1.3.Общая характеристика учебного предмета.
1.1.4.Описание места учебного предмета в образовательном
процессе и в учебном плане.
1.1.5.Организация контроля и оценки образовательных результатов учащихся.
1.2.Планируемые общие результаты по окончанию изучения предмета
1.2.1 Личностные результаты
1.2.2 Предметные результаты
1.2.3. Метапредметные результаты
1.3.Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
1.3.1 Учебно-методическое обеспечение
1.3.2 Материально-техническое обеспечение
Раздел 2
2.1.Содержание учебного предмета по годам обучения:
2.1.1. Содержание предмета по темам (блокам)
2.1.2.Образовательные результаты по окончанию изучения темы (блока)
2.2. Образовательные результаты по окончанию учебного года
Приложение к программе
Календарно-тематическое планирование учебного материала






Раздел 1

1.1.Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по литературному чтению и авторской программы по литературному чтению и авторской программы «Начальная школа XXI век» (Л.А.Ефросинина) М.:Вентана- Граф, 2011. с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: учебник Л.Е. Ефросинина, - М.:Вентана- Граф, 2011. «Литературное чтение. Уроки слушания».1класс Л.А.Ефросинина, М.: Вентана-Граф, 2011, рабочая тетрадь «Литературное чтение» 1 класс Л.А Ефросинина М.: Вентана-Граф, 2011.- 80 с.: (Начальная школа XXI века).
Литературное чтение как самостоятельный предмет изучается со второго полугодия первого класса. В федеральном базисном плане образовательных учреждений РФ на изучение литературного чтения в 1 классе отводится 4 часа в неделю, 17 рабочих недель. Всего на курс «Литературное чтение» в 1 классе отводится 132 часа. В I полугодии предмет «Литературное чтение» входит в курс обучение грамоте и обеспечивается учебником «Букварь», ч 1. Во II полугодии- учебниками « Букварь», ч. 2 и «Литературное чтение»
В 1-ом классе по замыслу автора проводятся уроки литературного слушания и работы с детской книгой Они проходят в тот период обучения, когда дети ещё самостоятельно не читают, и поддерживают их интерес к чтению и книге.
С 1-го класса чтение выступает и как предмет обучения, и как средство получения нужной информации, обогащения читательского опыта, формирования стойкого интереса к книге и потребности в чтении, а главное - развитие личности младшего школьника.

1.1.1.Цели и задачи предмета

Рабочая программа по литературному слушанию реализует следующие цели обучения:
- формирование читательской деятельности:
-воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст);
-понимать читаемое (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения);
-производить текст (уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации;
-овладение элементарными литературными представлениями и знаниями;
-освоение культуры речи.

Задачи курса литературного чтения:
-Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
- Система работы над навыками чтения.
- Включение учащимися в эмоционально - творческую деятельность в процессе чтения.
- Формирование литературных представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
- Расширение круга чтения учащимися, создание «литературного пространства». Содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных возможностей каждого ребенка.
С 1-ого класса проводятся уроки литературного слушания и работы с детской книгой. Они проходят в тот период обучения, когда дети ещё самостоятельно не читают, и поддерживают их интерес к чтению и книге.
Используется тематический и жанрово - тематический принципы. Учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами произведений, узнают основные признаки сказки, стихотворения, рассказа.
Новизной данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.
Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.


1.1.2.Общая характеристика образовательного процесса.

В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики – художественной образности. Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: музыку, живопись, скульптуру, литературу. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства: музыкой, живописью, литературой. Общность всех видов искусства - в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Без использования термина «художественный образ» ведется постепенное формирование общего представления об этом понятии, как основном для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед нами пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому. Соответственно, текущая цель курса -осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества, развитие нравственно-эстетического опыта младшего школьника.

1.1.3.Общая характеристика учебного предмета.
Особенностью реализованной в учебниках системы литературного образования является:
1) выстроенная логика знакомства младших школьников с особенностями литературы как искусства;
2) ознакомление за время обучения в начальной школе с минимальным понятийным инструментарием, необходимым для анализа и оценки литературных произведений - на уровне представлений без обязательного запоминания;
3) развивающий характер вопросов и заданий, создающий условия для «открытий», которые делают сами школьники в процессе познания, и способствующий осознанности процесса учения.
Система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования: развитие личности школьника, его творческих способностей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею ценности и хрупкости мира, где мир понимается и как общий всему человечеству природный и культурный дом, и как отечество, и как пространство человеческих чувств.
Тексты, вопросы и задания к ним показывают школьнику, как трудно и как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир -мир природы, людей и искусства, мир чувств.

Межпредметные связи:
с уроками письма: составление и запись предложений о героях литературных произведений;
с уроками изо: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;
с уроками труда: изготовление книг - самоделок, групповые творческие работы.
В 1-ом классе используются словесные оценки: «читаешь хорошо»; «читаешь хорошо, но есть ошибки»; «читаешь пока медленно и с ошибками, поэтому надо больше читать». Темп чтения 25-30 слов.

Программа 1 класса предполагает плавный переход от «Букваря» к учебному предмету «Литературное чтение». В учебниках с 1 по 4 класс прослежена единая логика развития мысли и познания школьника. На уроках литературного чтения в 1 классе продолжается работа по развитию навыка чтения, начатая в азбучный период. Учащиеся приобщаются к работе с книгой, овладевают умением понимать содержание прочитанного и работать с текстом. Но основное внимание уделяется формированию интуитивного понимания специфики художественного образа на основе практического сравнения литературы художественной и научной. На материале произведений трех основных жанров (рассказ, сказка, стихотворение) учащиеся знакомятся с простейшими средствами выражения авторского отношения к изображаемому.
Итогом первого года обучения является формирование начальных навыков чтения, свободной и правильной речи. Дети получают общее представление о художественной и научной литературе, о различиях прозаической и стихотворной речи, о разнообразии жанров литературы и фольклора, знакомятся с понятиями «автор» и «название» произведения. Получают первоначальные навыки работы с художественным текстом. Называют персонажей, пересказывают сюжет литературного произведения, дают характеристику героям и событиям, учатся выявлять авторскую точку зрения. Выясняют смысл заголовка, находят сравнения, повторы, противопоставления, звукоподражание, рифмы.


1.1.4.Описание места учебного предмета в образовательном процессе и в учебном плане.
Изучение литературного чтения в 1 классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте», продолжительность которого зависит от уровня готовности класса, темпа обучения, профессиональной подготовки учителя и средств обучения, соответствующих программе. В этот период объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению, всего 9 часов в неделю. На обучение грамоте отводится 4 часа, на письмо 4 часа и 1 час на литературное слушание. После периода обучения грамоте идет раздельное изучение литературного чтения и русского языка, которые входят в образовательную область «Филология».


1.1.5.Организация контроля и оценки образовательных результатов учащихся.
После поступления в школу проводится  стартовая диагностика. В течение года проводится диагностика результатов личностного развития. Она проводится в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: - навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); - умение выразительно читать и пересказывать текст; - учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение. Кроме техники чтения, контролируется и собственно читательская деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и 4 особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т. п.). Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть и с листа. Текущий контроль осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением, целесообразно использовать и тестовые задания
1.2.Планируемые общие результаты по окончанию изучения предмета
1.2.1 Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
1.2.2 Предметные результаты
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно- популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
1.2.3. Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами: понимание и постановка учебной задачи; составление плана и последовательности действий; самоконтроль и самооценка, сравнение результата своей работы с образцом и выделение неточностей и ошибок; коррекция внесение исправлений, дополнений и изменений по результатам оценки своей деятельности; овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой. В курсе данной программы разработаны памятки (алгоритмы действий), которые усложняются от класса к классу с учетом требований программы и служат основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий.

1.3.Учебно-методическое обеспечение
1.3.1 Учебно-методическое обеспечение

Литература:

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2011.
Беседы с учителем. Первый класс четырёхлетней начальной школы.
Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., с уточн. М.: Вентана-Граф, 2011.
Ефросинина Л.А.: Литературное чтение:1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Ефросинина Л.А.: Литературное чтение:1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: Уроки слушания: 1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. М.: Вентана-Граф, 2011.

Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И.: Грамота:1 класс: Методический комментарий. - М.: Вентана-Граф, 2005.
Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: Уроки слушания: 1 класс: методическое пособие. – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2011.
Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие. – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2011.
Ефросинина Л.А.: Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч.- М.: Вентана-Граф, 2009.
1.3.2 Материально-техническое обеспечение

Оборудование:
Учебные столы.
Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления).
Дидактические материалы:
касса букв;
дидактические куклы;
комплект фишек;
предметные картинки;
полоски для обозначения слов, предложений.


Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса:

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны уметь:

слушать сказки, рассказы, стихотворения;
читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты;
пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне пересказывать по готовому плану;
знать наизусть 2-3 стихотворения, 1-2 отрывка из прозаического произведения;
самостоятельно читать небольшие по объему произведения (сказки, стихи, рассказы). Более высокий уровень самостоятельное чтение доступных детских книг (о детях, о животных, о природе);
работать с доступными книгами справочниками и словарями.

Читательские умения:
- различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку;
- определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;
- узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
- находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки;
- знать элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление;
- различать книги по темам детского чтения.


1.3.Учебно-методическое обеспечение
1.3.1 Учебно-методическое обеспечение

Литература:

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2011.

Беседы с учителем. Первый класс четырёхлетней начальной школы.

Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., с уточн. М.: Вентана-Граф, 2011.

Ефросинина Л.А.: Литературное чтение:1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011.

Ефросинина Л.А.: Литературное чтение:1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011.

Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: Уроки слушания: 1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. М.: Вентана-Граф, 2011.

Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И.: Грамота:1 класс: Методический комментарий. - М.: Вентана-Граф, 2005.

Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: Уроки слушания: 1 класс: методическое пособие. – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2011.

Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие. – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2011.

Ефросинина Л.А.: Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч.- М.: Вентана-Граф, 2009.


1.3.2 Материально-техническое обеспечение

Цифровые образовательные ресурсы:

Оборудование:

Учебные столы.
Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления).

Дидактические материалы:
касса букв;
дидактические куклы;
комплект фишек;
предметные картинки;
полоски для обозначения слов, предложений.





Раздел 2
2.1.Содержание учебного предмета 1 года обучения:
2.1.1. Содержание предмета по темам (блокам)
Круг чтения:
произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов,
стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов классиков XIX века- начала XX века, произведения детских поэтов и писателей второй половины ХХ в., раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы, научно-познавательная книги, юмористические произведения.

Примерная тематика:
произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, животным, природе; о дружбе, правде, добре и зле.

Мир сказок
Русские народные сказки, сказки А. Пушкина, С. Маршака, К. Чуковского, В. Бианки, В. Сутеева, Е. Чарушина. Сказки Ш. Перро, бр. Гримм, Х.К. Андерсена, Дж. Харриса.

Учимся уму-разуму
Стихи, рассказы, сказки Л. Пантелеева, Е. Ильиной, Е. Благининой, Е. Пермяка, В. Железникова, Н. Носова, В. Драгунского, А. Барто, Б. Житкова, В. Осеевой, Я. Акима, И.Бутмин, Е.Пермяк.

Мир Родной природы
Произведения устного народного творчества; стихи Н. Некрасова, С. Есенина, А. Блока, Е. Трутневой, А. Барто; рассказы и сказки М. Пришвина, Г. Скребицкого, М. Михайлова, В. Белова, Г.Цыферов, С.Чёрный, И.Соколов-Микитов, И.Шевчук, Л.Толстой, В.Бианки, Э.Машковская.

О наших друзьях-животных
Стихи, рассказы, сказки: М.Михайлов, В.Сутеев, А.Блок, Е.Чарушин, А.Барто, Н.Сладков, С.Михалков, И.Мазнин, Ю.Коваль, Дж.Родари.

О тебе, моя Родина
Пословицы о Родине, стихи и рассказы: С. Дрожжин, Е. Серова, С. Романовский, А.Плещеев.

Жанровое разнообразие: сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.

2.1.2 .Образовательные результаты по окончанию изучения темы (блока)
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
произведение, фольклор, чтение, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс,
тема, литературный герой, фамилия автора, заглавие, абзац.

Восприятие литературного произведения:
эмоциональная отзывчивость, понимание эмоционального настроения литературного произведения, нахождение сходств и различий в настроении героев. Обоснование суждений «нравится не нравится». Элементарная оценка эмоциональных состояний героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев,
умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).

Творческая деятельность:
проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинительстве небольших сказок и историй,
разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх,
сочинение историй с литературными героями,
рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.

Навык чтения:
плавное чтение слогами и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся,
выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания,
чтение наизусть небольших стихотворений, отрывков (2-3 предложения).

Работа с текстом:
практическое отличие текста от набора предложений,
выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя,
знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий,
озаглавливайте текста (подбор заголовков),
составление схематического или картинного плана под руководством учителя.


2.2. Образовательные результаты по окончанию учебного года
К концу 1 класса ученик научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; осознанно воспринимать содержание различных видов текста, выявлять их специфику, определять главную мысль героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному тексту; оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос; вести диалог в различных ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного; использовать простейшие приёмы анализов простейших видов текстов; передавать содержание в виде пересказа, коллективно обсуждать прочитанное; ориентироваться в книге по названию; осмысленному правильному чтению по слогам и целыми словами;
К концу 1 класса ученик получит возможность научиться: воспринимать художественную литературу как вид искусства; осмысливать эстетические нравственные ценности художественного текста и высказывать собственные суждения; определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою; доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждении; работать с детской периодикой.











Тематическое планирование по учебнику «Литературное чтение» Л. А Ефросинина

п/п
дата
Тема урока
Решаемые проблемы
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС





Понятия
Предметные результаты
ууд
Личностные результаты



Читаем сказки. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Познакомить со сказками великого русского писателя А.С.Пушкина. Выявить знания учащимися сказок этого автора.
Авторская сказка
Уметь:
Отвечать на вопросы
Подбирать слова к иллюстрации
Читать выразительно


Слушание сказки.
Самостоятельное чтение отрывка из сказки.
Словесное рисование картин. Знакомство с литературными (авторскими) сказками.
Упражнение в чтении описаний кораблика, корабельщиков и
т.д. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Выразительное чтение отрывка.
Знакомство с книгой «Сказки А.С.Пушкина
Прививать любовь к сказкам А. С. Пушкина
Формировать ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Слушание. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
 
Отрабатываем понятие сказка «авторская» и «народная»
Отрабатываем понятие сказка «авторская» и «народная»
Уметь:
Отвечать на вопросы по
по содержанию прослушанного произведения.
Рассказывать о своём восприятии и о своём отношении к прочитанному произведению
Работа по содержанию
Подбор пословиц
(На доске пословицы)




Продолжаем чтение сказок. «Пузырь, Соломинка и Лапоть» р.н.с.;
В.Сутеев «Кораблик»; В. Бианки «Лис и Мышонок»
Проверь себя
Познакомить со сказками. Научиться сравнивать сказки по их содержанию. Отрабатываем навык чтения. формирование умения находить нужную информацию в книге.
Отрабатываем понятие сказка «авторская» и «народная»
Уметь:
Характеризовать героев
Сравнивать разные по жанру произведения.

Чтение произведений. Работа по содержанию сказок.
Рассматривание иллюстраций
Выявить, чему сказка учит.
Работа над выразительностью чтения.
Разгадывание кроссворда
Инсценирование
сказки.
Выполнение заданий с использованием учебника и учебных пособий, Выполнение заданий по страничкам «Проверь себя» в учебнике и тетради под руководством учителя. Организация проверки.
Формировать интерес к народному творчеству и
интерес к театральной деятельности



Учимся уму-разуму. К.Ушинский «Играющие собаки», Л.Толстой «Косточка»
Познакомить с новыми произведениями..
«рассказ»
Уметь:
Отличать сказку и рассказ по признакам.
Находить в тексте слова к иллюстрациям
строить речевое высказывание,
давать характеристику героям
читать выразительно
Чтение произведений. Работа по содержанию.
Чему учит нас рассказ «Косточка»?

Воспитывать ответственность перед другими людьми



Читаем рассказы о детях. В. Осеева «Кто наказал его? И.Северянин «Её питомцы»
Е. Пермяк «Торопливый но-жик» В. Осеева «Потерянный день».
Познакомить с новыми произведениями
Отрабатывать навык чтения.
Формировать словарный запас

Уметь:
строить речевое высказывание,
давать характеристику героям
читать выразительно

Чтение произведений. Работа по содержанию: выборочное чтение
Работа с пословицей
Сочинение рассказа о каком-либо добром деле
Сделать иллюстрацию к рассказу « Ее питомцы»
«Торопливый ножик»
Объяснять
-Почему автор так назвал свой рассказ? Кого учил отец терпению и старанию?
Подбор пословиц
к этому рассказу?
-Какой день в рассказе назван потерянным?
Участвовать в групповой работе, связанной с общением.

Воспитывать чувство ответственности перед теми кого приручили.
Воспитываем терпение.
Обучать
элементам дискуссии и диалога.



Слушание. Читаем рассказы Е Пермяка «Пичугин мост»
Знакомство с творчеством замечательного детского писателя.

Уметь:
Отвечать на вопросы по
по содержанию прослушанного произведения.
Рассказывать о своём восприятии и о своём отношении к прочитанному произведению.
Работа по содержанию.
Познакомить со списком произведений этого автора




В.Осеева «Три товарища», «Печенье». А.Барто «Я-лишний»
Отрабатывать навык чтения и выразительность чтения. Учимся думать не только о себе, но и об окружающих.

Уметь:
Отвечать на вопросы по
по содержанию прослушанного произведения.
Рассказывать о своём восприятии и о своём отношении к прочитанному произведению
читать выразительно
Чтение произведений. Работа по содержанию: выборочное чтение
Работа с пословицей
Составить свой рассказ, если вы были когда-то лишними, почему это произошло?
Воспитывать чувство товарищества.



Читаем стихи о детях., Э. Успенский «Всё в порядке», Я. Аким «Мама»
Проверь себя
Отрабатывать навык чтения и выразительность чтения. Учимся сравнивать произведения.

Уметь:
строить речевое высказывание,
давать характеристику героям
читать выразительно
Объяснять значение слов.
Чтение произведений. Работа по содержанию.
-Сравните отношение ребят к своим мамам?
Разыграть стихотворение «Все в порядке»
Литературная викторина»
Проверь себя»стр.32
Воспитывать любовь к матери



Читаем рассказы о природе. Л. Толстой «Солнце и ветер», В.Бианки»Синичкин календарь».
Э.Мошковская
«Лед тронулся»
Отрабатывать навык чтения и выразительность чтения. Выявить какие признаки прихода весны описали авторы.
Обогащать словарный запас.

Находить в тексте слова к иллюстрациям
строить речевое высказывание,
давать характеристику героям
читать выразительно
Выразительное чтение произведений. Работа по содержанию.
Рассматривание иллюстраций.
Пересказ понравившейся части.
Формировать
понимание необходимости соблюдения правил безопасного поведения в природе




Читаем рассказы о весне. И. Соколов-Микитов «Русский лес», С. Маршак «Апрель», М. Пришвин «Капель».
Отрабатывать навык чтения и выразительность чтения. Учимся наблюдать за явлениями природы.
Народная песня
Уметь:
.Выбирать из текста предложение, соответствующее данной иллюстрации. Рассказывать о
своём восприятии и о своём отношении к прочитанному произведению,
читать выразительно
Чтение произведений. Работа по содержанию. Подбор отгадок
Словесное рисование картин природы
Составлять рассказ по заданной теме















Формировать чувство прекрасного на основе знакомства с природой.



Слушание. Стихи о природе Е Трутнева «Когда это бывает»
Умение видеть красоту природы, представлять картины описанные в стих

Уметь:
Отвечать на вопросы по
по содержанию прослушанного произведения.
Рассказывать о своём восприятии и о своём отношении к прочитанному произведению.
Работа по содержанию. Словесное рисование




Рассказы о наших друзьях-животных. И. Мазнин «Давайте дружить», Ю. Коваль «Бабочка», С.Михалков «Аисты и лягушки».
Отрабатывать навык чтения и выразительность чтения.

Уметь:
-работать с текстом;
-отвечать на вопросы;
читать выразительно

Чтение произведений. Работа по содержанию:
Рассуждать на тему «Кого можно называть другом?», приводить примеры, опираясь на личный опыт. Осваивать правила выполнения работы в паре.
Способствовать формированию регулятивных коммуникативных действий.
Прививать чувство такта.
ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей.




Рассказы о животных. Е. Чарушин «Томкины сны».И Жуков «Нападение на зоопарк»
Отрабатывать навык чтения и выразительность чтения. Знакомимся с повадками животных.
Скороговорка
комикс

Уметь:
читать скороговорку

работать с текстом;
-отвечать на вопросы;
читать выразительно
Выражать своё отношение к поступкам героев
Чтение рассказа. Работа по содержанию:
Придумать рассказ про то, что может сниться животному.
Нарисовать свою историю-комикс с героями-обезьянами

Воспитывать любовь к окружающему миру,



Продолжаем читать рассказы о животных. М. Пришвин «Ёжик», Ю. Могутин «Убежал», Б.Заходер «Ёжик»
М. Пришвин «Норка и Жулька». «Котик» русская народная песня
Отрабатывать навык чтения и выразительность чтения.
продолжить знакомство с особенностью народной песни.
Народная песня
Уметь:
называть произведение, фамилию автора.
Пересказывать текст, читать выразительно
Выражать своё отношение к поступкам героя рассказа.
Уметь:
.Выбирать из текста предложение, соответствующее данной иллюстрации. Рассказывать о
своём восприятии и о своём отношении к прочитанному произведению читать стихотворные произведения наизусть;
Чтение произведений. Работа по содержанию
Почему собаку называют другом человека? Приводить примеры когда собака помогала человеку?
Сравнивать описание портрета с иллюстрацией.
Формировать чувство прекрасного на основе знакомства с природой и животными.
. Прививать любовь к животным.



Слушание. В Чаплина «Мушка»
Э. Шим «Глухарь», Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья».
Работа над осознанностью восприятия.
Отрабатывать навык чтения и выразительность чтения. Обогащать словарный запас.

Уметь:
Отвечать на вопросы по
по содержанию прослушанного произведения.
Рассказывать о своём восприятии и о своём отношении к прочитанному произведению

Слушание литературного произведения.
Чтение произведений. Работа по содержанию. Сравнивать рисунки.
Выразительно читать рассказ по ролям.
Придумать рассказ о стриже и ласточке.
Прививать любовь к животным.
Формировать интерес к птицам.



Учимся уму-разуму. М. Пляцковский «Добрая лошадь»
Проверь себя .
Отрабатывать навык чтения и выразительность чтения. Выясняем, чему учит сказка.

Уметь:
Отвечать на вопросы по
по содержанию прослушанного произведения.
Рассказывать о своём восприятии и о своём отношении к прочитанному произведению
Уметь:
-анализировать и характеризовать героев произведения
Выразительное чтение по ролям Работа по содержанию
произведений.
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.



Читаем рассказы о детях. В. Осеева «Кто хозяин?» «На катке»
В. Галявкин «Про то, для кого Вовка учится», Е. Пермяк «Самое страшное
Отрабатывать навык чтения и выразительность чтения.
Озаглавливать текст по частям

Уметь:
Озаглавить текст по частям
Объяснять смысл пословицы
Выражать своё отношение к поступкам героя рассказа.

Чтение произведений. Работа по содержанию:
Озаглавливание текста по частям
Пересказ текста
Работа с пословицей.
Составить кроссворд по произведениям В.Осеевой.
Рассказ Е.Пермяка:- Почему автор так озаглавил свой рассказ? Может ли человек жить один, без друзей и родных? Как надо относиться к другим людям?
Учимся помогать другим. Воспитывать внимательность к другим.
. Учить тому, что о человеке судят по делам.



Слушание. Рассказы о детях
Е.Ильина «Чик-чик ножницами»
Формирование понятия о дружбе, поведении в школе, отношение к другим людям.

Уметь:
Отвечать на вопросы по
по содержанию прослушанного произведения.
Рассказывать о своём восприятии и о своём отношении к прочитанному произведению

Работа по содержанию.
Какие советы дадите детям?
беседа, моделирование обложки, чтение слов, предложений и отрывков рассказа в учебной хрестоматии. Самостоятельное выполнение заданий в тетради по литературному слушанию,
проверка под руководством учителя.
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим



Познакомить с произведениями
И.Бутман «Клоун»
Е.Пермяк «Бумажный змей»,
Познакомить с произведением В Берестова «Сережа и гвозди»
Проверь себя
Отрабатывать навык чтения и выразительность чтения.
Учить краткому пересказу.
Обогащать словарный запас.
Отрабатывать навык чтения и выразительность чтения.


Уметь:
Отвечать на вопросы по
по содержанию прослушанного произведения.
Рассказывать о своём восприятии и о своём отношении к прочитанному произведению
Уметь:
-анализировать и характеризовать героев произведения
Знать:
Книги о детях
Называть фамилию автора.
Уметь:
-анализировать и характеризовать героев произведения

Чтение произведений. Работа по содержанию.
Составлять план краткого пересказа
Литературная игра «Вспомни и назови». Работа со схемой:
Работа по страничке «Проверь себя» в учебнике под руководством учителя. Контрольная (комплексная) работа в тетради выполняется учащимися самостоятельно с использованием учебника и учебной хрестоматии.


Воспитываем в себе умение преодолевать трудности.
Воспитывать любовь к чтению
Обучать элементам дискуссии и диалога.



Читаем сказки. М. Пляцковский «Урок дружбы», В. Орлов «Как Малышу нашли мамы»
А. Усачев «Грамотная мышка», В.Сутеев «Цыплёнок и утёнок»
Отрабатывать навык чтения и выразительность чтения.


Уметь:
объяснять смысл пословицы
Выражать своё отношение к поступкам героя рассказа.
давать характеристику героям
читать выразительно
Уметь:
делить текст на части
объяснять смысл заголовка,
Выражать своё отношение к поступкам героя рассказа.
давать характеристику героям
читать выразительно
Чтение произведений. Работа по содержанию. Составление схематического плана,
чтение по частям
Работа с пословицей
Объяснение заголовка и главной мысли произведения. Самостоятельное выполнение заданий в тетради и проверка под руководством учителя.

Способствовать формированию регулятивных коммуникативных действий.
Прививать чувство такта.
ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей.























Воспитывать любовь к чтению
Обучать элементам дискуссии и диалога.



Cлушание. Сказки зарубежных пи- сателей. Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»,


Работа над осознанностью восприятия.

Уметь:
Отвечать на вопросы по
по содержанию прослушанного произведения.

Рассказывать о своём восприятии и о своём отношении к прочитанному произведению
Повторение сказок зарубежных писателей. Слушание сказки
беседа, работа с иллюстрацией.
Самостоятельное выполнение заданий в тетради.





И снова сказки. С. Прокофьев «Сказка о том, что надо дарить», Д, Биссет «Дракон Комодо»
Проверь себя.
Отрабатывать навык чтения и выразительность чтения. Учимся делать подарки.

Уметь:
работать с текстом;
-отвечать на вопросы;
читать выразительно
Выражать своё отношение к поступкам героев
Рассматривание детских книг зарубежных писателей.
Работа со сказкой первичное ознакомительное чтение и выполнение заданий в учеб- нике. Чтение по частям и составление плана Озаглавливание частей.
Беседа о дружбе всего живого на Земле.
Повторение изученного, вы- полнение заданий в учебнике Проверь себя .
Формировать
умение внимательно слушать воспитывать любовь к сказкам разных народов.



Читаем о животных. А.Барто Жук», Н. Сладков «На одном бревне»
Отрабатывать навык чтения и выразительность чтения.

Уметь:
работать с текстом;
-отвечать на вопросы;
читать выразительно
Выражать своё отношение к поступкам героев
Литературная игра «Вспомни и назови» включает отрывки из изученных произведений о животных.
Чтение сказки
Н.Сладкова «На одном бревне», выполнение заданий в учебнике, объяснение своего понимания заголовка, работа
с иллюстрацией и чтение эпизода. Выполнение заданий в тетради. Работа с пословицами.














Способствовать формированию регулятивных коммуникативных действий.
Прививать чувство такта.
ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей.




Познакомить со сказкой
В. Орлова «Большие уши»
Отрабатывать навык чтения и выразительность чтения.
Учить правильно называть произведение.

Уметь:
-анализировать и характеризовать героев произведения

читать выразительно по ролям
Работа по содержанию.
Рассматривать иллюстрацию, подбирать слова из текста
Читать по ролям





Подолжаем читать о животных. Е, Чарушин «Томка и корова», В. Берестов «Выводок».
Отрабатывать навык чтения и выразительность чтения. Продолжаем наблюдать о повадках животных.

Уметь:
работать с текстом;
-отвечать на вопросы;
читать выразительно
Выражать своё отношение к поступкам героев
Уметь:
называть произведение,фамилию автора.

Чтение произведений. Работа по содержанию Рассматривание книги Е.И.Чарушина «Большие и маленькие».
Игра «Назови детенышей». Например: овца ягненок, корова – ? коза – ?
и т.д. Работа со стихотворением В.Берестова «Выводок»: чтение названия (фамилия автора и заголовок) и объяснение заголовка, чтение стихотворения, выполнение за-даний в учебнике и тетради.
Работа с иллюстрацией в учебнике Заучивание стихотворения наизусть,
работа над выразительно-стью чтения.
Формировать чувство прекрасного на основе знакомства с природой и животными.



Слушание. Рассказы о животных. Г.А.Скребицкий
«Мать».
Проверь себя.
Работа над осознанностью восприятия.

Уметь:
Отвечать на вопросы по
по содержанию прослушанного произведения.
Рассказывать о своём восприятии и о своём отношении к прочитанному произведению

Самостоятельная работа: со-ставление списка авторов, которые писали произведения о животных (дети работают на листочках пользуются учебником и хрестоматией). Слушание рассказа
Г.Скребицкого «Мать», моде- лирование обложки, составление схематического плана,
работа с учебной хрестоматией и тетрадью.
прививать любовь к чтению.



Читаем о родной природе. И. Соколов-Микитов «Радуга», Е. Трутнева «Эхо», И. Шевчук «Ленивое эхо»
Отрабатывать навык чтения и выразительность чтения.

Уметь:
работать с текстом;
-отвечать на вопросы;
читать выразительно
сравнивать .
Чтение произведений. Работа по содержанию: - Что автор говорит о солнышке? О дожде? О грозе?
Работать над выразительнос-тью.
Заучивание загадок.
Прививать любовь к поэзии



Читаем о весне. И. Соколов-Микитов «Май», А. Плещеев «Травка зеленеет».
Отрабатывать навык чтения и выразительность чтения.

Уметь:
работать с текстом;
-отвечать на вопросы;
читать выразительно
сравнивать .
Чтение произведений. Работа по содержанию. Работать над выразительностью
Чтение по частям, Выполнение заданий в учебнике и тетради.
Формировать чувство прекрасного на основе знакомства с природой и животными.



Рассказы для де- тей. Я.Тайц «Всё здесь». Дополнительное чтение. Я.Тайц «По ягоды».
Веселые стихи. Загадка. К.И.Чуковский
«Радость».

Отрабатывать навык чтения и выразительность чтения.


Уметь:
.Выбирать из текста предложение, соответствующее данной иллюстрации. Рассказывать о
своём восприятии и о своём отношении к прочитанному произведению
читать выразительно по ролям
Уметь:
работать с текстом;
-отвечать на вопросы;
читать выразительно
читать наизусть
Работа с рассказом
Я.Тайца «Всё здесь»: чтение ознакомительное, беседа,
Чтение по ролям, выполнение
заданий в учебнике.
Творческая работа «Проба пера» Выполнение заданий в тетради. Самостоятельное чтение рассказа Я.Тайца «По ягоды», Выполнение заданий в учебнике и тетради.
Работа с загадкой: чтение текста, выполнение заданий,
Заучивание наизусть.
Слушание стихотворения
К.Чуковского «Радость»,
беседа, работа с иллюстрацией в тетради . Выполнение заданий в учебнике и тетради. Выразительное чтение по частям.
Воспитывать уважительное отношение к старшим.
Прививать любовь к поэзии



Стихотворения о Родине. М.Есеновский «Моя небольшая родина».

Отрабатывать навык чтения и выразительность чтения.

Уметь:
работать с текстом;
-отвечать на вопросы;
читать выразительно
Выражать своё отношение к поступкам героев

Уметь:
называть произведение,фамилию автора.

Знакомство со стихотворением до чтения: найти и прочитать фамилию автора и заголовок, объяснение за- головка.
Чтение текста стихотворения, выполнение за- даний в учебнике, в тетради. Творческая работа в тетради Самостоя-
тельная работа в тетради
Формирование идентичности, чувства гордости за свою Родину,семью, дом.

Уважительное отношение к культуре других народов.
Способствовать формированию регулятивных коммуникативных действий.
Прививать чувство такта



Слушание. Произведения о мире. Ю.Коринец «Вол шебное письмо»
Стихотворение о лете. Р.Валеева «Здравствуй, ле- то!». В.Лунин «Я видела чудо».


Отрабатывать навык чтения и выразительность чтения.
Отрабатывать навык чтения и выразительность чтения.

Уметь:
работать с текстом;
-отвечать на вопросы;
читать выразительно
Уметь:
работать с текстом;
-отвечать на вопросы;
читать выразительно

Слушание стихотворения
Ю.Коренца «Волшебное
письмо», выявление первичного восприятия, повторное
чтение детьми по частям,
выполнение заданий в учеб- нике. Творческая работа
«Проба пера» в тетради
Участвовать в групповой работе, связанной с общением Определять адекватный выбор языковых и неязыковых средств устного общения..
Чтение произведений. Работа по содержанию
Рассматривание иллюстрации, упражнение в выразительном чтении, выполнение заданий в учебнике и тетради.
Творческая работа «Проба пера».




Контрольный урок. Комплексная контрольная работа.

проверить: уровень начитанности, знание изученных произведений и литературоведческих понятий,


Уметь:
Самостоятельно работать с текстом.
Обобщение по изучаемому разделу, выполнение зада- ний в учебнике под руководством учителя. выполняется самостоятельно на листочках.

Формировать навык сотрудничества со сверстниками.















15