Единый орфографический режим в начальной школе


Единый орфографический режим в начальной школе
На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому предлагаются рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том числе в вышеуказанном документе) и те позиции, которые, необходимо привнести в общую схему оформления работ. Все ненужное, надуманное, громоздкое, лишнее из данной схемы убрали. При составлении данных рекомендаций учитывали:
а) отсутствие нормативной базы по данному вопросу;
б) рекомендации методистов;
в) исследования и рекомендации нейропсихофизиологов;
г) положительный опыт практической реализации «Единого орфографического режима»;
д) положительный опыт, накопленный за последние десятилетия.
Система требований к оформлению письменных работ учащихся, безусловно, должна быть. Но единство этих требований не должно быть чрезмерно громоздким и мешать работе учащегося и учителя. Разночтение в оформлении письменных работ учащихся на сегодняшний день заключается в следующем:
а) отсутствие на местах всяких требований;
б) отсутствие системы требований;
в) наличие надуманных, не совсем обоснованных требований;
г) практическая реализация «Единых требований...», официально утративших силу;
д) наличие разумных требований вне системы.
 Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как:
а) являются частью воспитания внутренней культуры учащихся;
б) воспитывают уважение учащихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы;
в) формируют навык самоконтроля, так как у учащихся, благодаря более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более внимательно проверять и перепроверять свою работу;
г) организуют учащихся для более внимательного выполнения работы.
Количество и назначение ученических тетрадей.
Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося:
Тетради  для текущих работ
Тетради   для контрольных работ.
В период обучения грамоте первоклассники выполняют обучающие работы в тетрадях на печатной основе («Тетрадь по письму»), но по усмотрению учителя часть упражнений или вся работа может выполняться в обычных  тетрадях.
При проверке письменных работ «...никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
Допускается наличие тетрадей по литературному чтению, в которых выполняются творческие виды работ (сочинения, рисунки, планы к произведениям, определения литературных понятий и пр.) В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой должна прослеживаться изо дня в день
№ п/п Учебный предмет Количество тетрадей Период обучения Комментарий
      текущих контрольных      
1 Русский язык Тетрадь по письму Нет Период обучения грамоте Помимо тетрадей по письму, допускается наличие  1 – 2 тетрадей
3 1 1–4   
2 Литературное чтение Тетради на печатной основе Нет 1–4   Допускается наличие        тетрадей
3 Математика Тетради на печатной основе 1 - 4 2 1 1–4   
4 Окружающий мир Тетради на печатной основе Нет 1–4 5 ОРКСЭ Тетрадь на печатной основе Нет 4   
6 Иностранный язык В соответствии c программными требованиями Нет 2–4 Допускается   использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК  
8 ИЗО Тетрадь на печатной основе Нет 1–4   
9 Технология Нет Нет 1–4   
10 Музыка В соответствии c программными требованиями 1–4   
11 Физ. культура Нет Нет 1–4   
В начальной школе надлежит проверять ежедневно каждую работу учащихся. Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно в тетрадях, как для текущих, так и для контрольных работ.      Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета. Помимо стационарной ручки, в классной и домашней работах для выполнения других операций в тетрадях учащиеся используют  простой карандаш. Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляются к следующему уроку. В обязательном порядке тетради для контрольных работ показывают родителям (лицам, их заменяющим) с выдачей на дом. Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно и в обязательном порядке.
Порядок ведения и оформления тетрадей.
Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
      Пользоваться  ручкой с пастой синего (фиолетового) цвета. Все подчеркивания выполняются простым карандашом по линейке.
 
Оформление надписей на обложке тетрадей.
Тетради учащихся для 1-го класса подписывает либо сам учитель, либо родители. Совершенно необязательно, чтобы тетради для учащихся 1-го класса (да и других) были подписаны одним почерком. Самое главное – грамотное оформление надписей на тетрадях. Тетради учащихся для 3– 4-х классов подписывают сами учащиеся. Надписи на обложках необходимо оформлять по образцу единой форме, которая традиционно включает в себя минимальный объем основной информации.
 
Учащимся рекомендуется подписывать тетрадь по следующему образцу:
Тетрадь                                                Тетрадьдля работ                                               для работ
по русскому языку                                   по математике
ученика (цы) 2 класса А                           ученика (цы) 2 класса А
МБОУ «Киреевская СОШ №6»                          МБОУ «Киреевская СОШ №6»
Петровой                                               ПетровойЕлены.                                               Елены.
Предлог «по» пишется  на одной строке с названием предмета.
Нумерация класса пишется арабскими цифрами. Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя.
Оформление письменных работ по русскому языку.
 После классной и домашней работы следует отступать две строчки
( пишем на третьей).
     При оформлении красной строки  делается отступ вправо не менее 2 см (два пальца). Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы.
В ходе работы строчки не пропускаются.
Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.
   Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см.
Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.
   Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки.
   С 4 класса допускается в записи даты писать числительные прописью: первое декабря.
  Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру и оформляется как предложение.
           Например:  Классная работа.
                               Домашняя работа.
Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, указываются в начале строки арабскими цифрами.
             Образец: 23.
     В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с маленькой буквы. Знаки  препинания (запятые) не ставятся.
     Например:    ветер
                          восток
                          песок
При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую.
    Например:
        Ветер, восток, песок.
При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:
гласный-гл.,
 глухой-глух., звонкий-зв., согласный-согл., твердый-тв.,
существительное-сущ.
прилагательное-прил.
глагол-гл.
предлог-пр.
мужской род-м.р.
женский род-ж.р.
средний род-ср.р.
прошедшее время-прош.вр.
настоящее время-наст.вр.
будущее время - буд.вр.
единственное число-ед.ч.
множественное число-мн.ч.
Название падежей указывается заглавной буквой
(Им.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.)Следует определить, что обозначения над словами выполнять простым карандашом. Все подчеркивания делаются только по линейке.
При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования предложенных образцов. Обращать внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после определенных сокращений терминов.
      Напомним, что в математике при сокращении наименований единиц измерений точки не ставятся.
                          Например:  мм,  м, см, ч, мин, км, кг, г и др.Учащиеся 1-2 (I полугодие) классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется со 2 класса (II полугодие).
        У учителей начальных классов много различных приемов организации «минуток чистописания». Методика их проведения требует соблюдение содержания, объема и периодичности проведения:
      1 - 2 класс – 2 строки, ежедневно.
       3 - 4 класс- 3 строки, 2-3 раза в неделю
Упражнения по чистописанию в начальной школе выполняются в рабочей тетради. Учитель красным цветом показывает образец написания элементов букв, целых букв, слогов и т. д. Целесообразно в 3-4-х классах строить эту работу, ориентируясь на индивидуальный подход, так как у каждого учащегося свои проблемы в написании букв и их элементов.
Учитель прописывает образцы в тетрадях, указывая типичные ошибки и пути их исправления. Важно обращать внимание детей на положение тетради, посадку, правильно ли они держат ручку.
Оформление грамматических разборов согласно требованиям УМК ПНШ.
        Фонетический:
Липа – [л'ипа]
л [ л ’] – согл., зв., мягк.,
и [ и ] - гласн., уд.
п [ п ] – согл., глух., тв.
а [ а ] – глас., безуд.
4 б., 4 зв., 2 слога.
Синтаксический:
п.    прил.   сущ.         гл.            сущ.
На лесной полянке появились подснежники. (Повест., невоскл., распр.)
Порядок разбора предложения
1. Какое предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное?
2. Какое предложение по интонации: восклицательное или невосклицательное?
3. Распространённое или нераспространённое.
4. Найти главные члены предложения и подлежащее и сказуемое.
5. Поставить вопросы от подлежащего и сказуемого и определить второстепенные члены предложения: дополнение, обстоятельство, определение.
Морфологический:
Существительное
1. На поляне ( на чём? где?) - сущ.
2. Н.ф. – поляна( И.п., ед.ч.)
3. Собственное или нарицательное .
4. Одушевлённое или неодушевлённое.
5. Ж.р., 1 скл.
6. В форме: П.п., ед.ч.
7. Обстоятельство.
Прилагательное
1. Горной ( на какой?) – прилаг.
2. Н.ф. – горный( И.п., м.р., ед.ч.).
3. В форме: ж.р., П.п., ед.ч.
4. Определение.
Глагол
1. Выучил ( что сделал?) – глаг.
2. Н.ф. – выучить( что делать? что сделать?), 2 спр.
3. Стоит в форме: прош. вр., ед.ч., м.р.
4. Сказуемое.
Мальчик учит правило.
1. Учит ( что делает?) – глаг.
2. Н.ф. – учить( что делать? что сделать?), 2 спр.
3. Стоит в форме: наст. вр., ед.ч., 3 –го лица.
4. Сказуемое.
Оформление письменных работ по математике.
 
Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа)
Между видами упражнений в классной и домашней работе отступаются две клетки вниз.
Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются три  клетки вправо (пишем на четвертой).
Дату нужно записывать посередине.
 В любой работе отступается одна целая клетка слева от края тетради.
В тетрадях отмечаются номер заданий. Слово «Задача»  пишется.
Оформление задач также требует соблюдения принятых норм. Краткая запись условия задач оформляется в соответствии их вида. «Главные» слова пишутся с большой буквы, допускается их неполная запись (по начальным буквам).
Например:                  
 
Маленькие- 7 м.         ?                        М. -7 м.          ?
         Большие  -   3м.                                  Б.  -3 м.
 
Существует несколько форм записи решения задач:
      а) по действиям, выражением, уравнением
      Ответ пишется полный: Ответ: всего купили 10 мячей.
     б) по действиям с письменными пояснениями, по действиям с записью вопроса
       Ответ пишется кратко:Ответ:10 мячей.
Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением.
   Допускается запись условия задачи в виде рисунка, графического изображения  и таблицы. Названия граф (колонок) пишется с большой буквы.
 
  При оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от учащихся соблюдения следующих норм:
-         записать выражение полностью;
-         указать цифрами над знаками порядок действий;
-         расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений), отступив вниз одну клетку;
-         записать окончательное значение выражения.
Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения нужно подписывать ручкой. Обозначения буквами выполняются печатным и письменным шрифтом, прописными и заглавными буквами латинского алфавита.
ПОЛОЖЕНИЕ о дневниках учащихся
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
1.1. Дневник - основной школьный документ учащегося, подтверждающий принадлежность последнего к данному образовательному учреждению.
1.2. Дневник является официальным школьным документом. Существуют определенные требования к его ведению. Обязательное наличие дневников требуется с 1-го класса.
1.3. Основное назначение дневника - информирование родителей и учащихся о:
• составе школьной администрации;
• педагогах, преподающих в классе;
• расписании звонков и уроков;
• расписании занятий кружков, секций;
• заданиях на дом;
• текущей и итоговой успеваемости учащихся;
• пропущенных учебных занятиях и опозданиях;
• замечаниях и благодарностях.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА
2.1. Ведение дневника должно быть чётким, аккуратным, своевременным, грамотным. Заполняется дневник самим учеником
2.2. Первые страницы дневника (Ф.И.О. ученика, список преподавателей, расписание на I четверть, кружки, дополнительные занятия и консультации) заполняются в течение первых двух недель, т.е. до 15.09.
2.3. Ученик ежедневно записывает домашнее задание в графы того дня, на который оно задано, в период школьных каникул - план внеклассных и внешкольных мероприятий.
2.4. Учащиеся предъявляют дневник по первому требованию учителей и классного руководителя.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ ПОРАБОТЕ С ДНЕВНИКАМИ
3.1. Учитель-предметник, оценив ответ учащегося, выставляет оценку в классный журнал и одновременно вписывает её в дневник учащегося, заверяя её своей подписью.
4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО РАБОТЕ
С ДНЕВНИКАМИ:
4.1. Классный руководитель обязан регулярно, 1 раз в неделю, проверять дневники.
4.2. Классный руководитель следит за наличием в дневниках всех оценок, полученных учащимися в течение недели. В случае необходимости вписывает отсутствующие оценки, подтверждая их своей подписью.
4.3. В конце дневника выставляются итоговые сведения об успеваемости.
4.4. Классный руководитель должен строго следить за обратной связью со стороны родителей.
4.5. По окончанию четверти классный руководитель с учащимися выставляет общее количество пропущенных уроков и опозданий за четверть в сводную ведомость дневника, подтверждая их своей подписью.
4.6. На первой неделе после каникул классный руководитель должен проверить наличие подписи родителей под четвертными оценками.
4.7. Записи в дневнике ведутся ручкой синего цвета.
5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ
5.1. Родители еженедельно просматривают и подписывают дневник.
5.2. 1 раз в четверть родители подписывают сводную ведомость в конце дневника.
6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛЫ
6.1. Администрация школы осуществляет систематический контроль за ведением дневника по следующим критериям:
• информированность родителей и учащихся о педагогах класса;
• запись расписания уроков и домашних заданий;
• учёт пропусков учебных занятий;
• текущий учёт знаний учащихся;
• итоговый учёт знаний;
• качество и частота проверки дневников классными руководителями;
• наличие подписи родителей в дневниках учащихся;
• культура ведения дневников.
6.2. Контроль за ведением дневников осуществляется администрацией школы не реже 2-х раз в год.