Программа внеурочной деятельности Мой друг — компьютер

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Северо-Енисейская средняя общеобразовательная школа №1
Им. Е.С.Белинского»


·
·
·
·
· Программа внеурочной деятельности

«Мой друг компьютер»


для учащихся начальной школы 2 класса. Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Основы компьютерной грамоты, начальный курс» Н.В. Макаровой




Рабочую программу составила:
Зайнуллина Е.В

·
·
·
·
·
·
·2015-2016г.








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы.
В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что современные тенденции требуют более раннего внедрения изучения компьютеров и компьютерных технологий в учебный процесс.
На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере, необходимы начальные, базовые знания. Без них любой пользователь персонального компьютера будет чувствовать себя неуверенно, пытаться выполнять действия наугад. Работа такого пользователя очень часто является непродуктивной и приводит к ошибкам.
Педагоги дополнительного образования могут помочь ребятам овладеть компьютером и научить применять эти знания на практике.
Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни.
Учащиеся младших классов выражают большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Поэтому значительное место на занятиях занимают игры. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать интересными и осмысленными любую учебную деятельность. Дети при восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения материала является демонстрация.
Характеристика программы
Программа внеурочной деятельности мастерская «Мой друг - компьютер» рассчитана на детей младшего школьного возраста, то есть для учащихся 2 класса.
Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и рассчитана на работу в учебном компьютерном классе, в котором должно быть 10-12 учебных мест и одно рабочее место – для преподавателя.
Занятия проводятся по группам, по 40 мин 1 раз в неделю. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз. Занятия проводятся в нетрадиционной форме с использованием разнообразных дидактических игр.
Срок освоения программы – 1 год.
Объем курса - 34 часа.
Ожидаемый результат:
1. По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы на компьютере и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.
2. Создание банка данных детских работ (статей, рисунков, презентаций) для использования в учебно-воспитательном процессе.
3. Совершенствование материально-технической базы.

Формы контроля.
Конкурсы рисунков, выставки, конференции, презентации и т.д. Теоретические знания оцениваются через участие во внеклассных мероприятиях - игра «Веселая информатика», конкурс «Юные информатики».
Цель программы:
формирование основ информационно-коммуникационной компетентности (овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности).
Задачи программы:
1. Формировать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией (формирование умений грамотно пользоваться источниками информации, правильно организовать информационный процесс).
2. Познакомить школьников с видами и основными свойствами информации, научить их приёмам организации информации и планирования деятельности.
3. Дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях.
4. Научить учащихся работать с программами Writer, Paint.
5. Научить учащихся работе на компьютере с использованием интегрированной графической среды ПервоЛого.
6. Научить учащихся находить информацию в Интернете.
7. Приобщить к проектно-творческой деятельности.
8. Формировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам.

В программе курса “Компьютерный мир” выделяется 4 основных раздела:
1. Введение. Правила техники безопасности в кабинете информатики.
Знакомство с учащимися. Знакомство с правилами поведения и техникой безопасности в кабинете информатики. Вводная беседа о возможностях компьютера.
2. Мы в мире информации.
Понятие об информации. Информация в нашей жизни. Информация окружающего мира. Формы представления информации. Способы обработки информации. Что можно делать с информацией? Получение, преобразование, передача, хранение информации. Кодирование и декодирование информации.
3. Устройство компьютера.
Основные устройства компьютера. Функции основных устройств компьютера. Назначение и взаимосвязь устройств компьютера. Компьютер как вычислительное устройство. Знакомство с клавиатурным тренажером.
4. Компьютер – мой помощник.
Прикладные программы компьютера. Обработка графической информации на компьютере. Графические редакторы. Обработка текстовой информации на компьютере. Текстовые редакторы. Запись и считывание информации с диска.

При освоении личностных действий ведётся формирование:
(критического отношения к информации и избирательности её восприятия;
(уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;
(основ правовой культуры в области использования информации.
При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается:
(оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;
(использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки
и коррекции выполненного действия;
(создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.
При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую
роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:
(поиск информации;
(фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;
(структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм,
картосхем, линий времени.









Содержание курса
Введение
Правила техники безопасности при работе с компьютером и в кабинете информатики.
Знакомство с компьютером
Знакомство с компьютером. Роль компьютера в жизни человека. Диагностика ИК-компетентности учащихся. Основные устройства компьютера, их взаимодействие Функции и управление компьютерной мышью. Клавиши клавиатуры, значение клавиатуры и ее функции. Элементы операционной системы. Графический редактор Tux Paint.
Виды информации и действия с ней.
Понятие информации, виды информации. Получение, хранение, передача и обработка информации. Кодирование информации. Игра «открытие видов информации».
Учимся рисовать
Графический редактор Paint. Панель опций, панель инструментов, палитра, область выделения. Разработка и редактирование изображения. Сохранение рисунка на жестком диске. Копирование, печать рисунков. Проведение игры «Сказочное существо».
Создаем текст
Программа Writer, окно программы, элементы окна, программы, документа.
Ввод текста, непечатаемые знаки, отмена, возврат и повтор действий, параметры шрифта, цвет текста, применение эффектов, текст- объявление. Создание текста поздравительной открытки. Выделение, копирование, перемещение, удаление текста, редактирование текста. Автофигуры, вставка и редактирование рисунков, надписи Word Art. Проведение игры «Путешествие в страну Зазеркалье»

Основная литература
Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. – СПб., 1996.
Гигиенические требования к использованию ПК в начальной школе// Начальная школа, 2002. - № 5. – с. 19 - 21.
Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников// Начальная школа, 2005. - № 11. – с. 120-126.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393)
Молокова А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы// Начальная школа, 2005. - № 1. – с. 119-123.
9.Федеральный компонент государственного стандарта  общего образования. Начальное общее образование./ Министерство образования Российской Федерации. – Москва, 2004
10.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт начального общего образования по технологии// Начальная школа, 2004. - № 9,10.
Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч.2: Офисная технология и информационные системы. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. - с.336.
Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989
Сопрунов С.Ф., Ушаков А.С., Яковлева Е.И. ПервоЛого 3.0: справочное пособие. М.: Институт новых технологий, 2006
Истомина Т.Л. Обучение информатике в среде Лого. Комплект из двух рабочих тетрадей.
Яковлева Е.И. ЛогоМозаика. М.: Институт новых технологий, 2000
Методическая газета для учителей информатики “Информатика”, Издательский дом “Первое сентября”, № 6, № 8 2006 года, № 23 2007 года.

Дополнительная и справочная литература
1. Максимова Л. Г. Социально-культурологический подход в преподавании
пропедевтического курса информатики// Информатика и образование. – М. 2008. № 12 С. 25-27.
3. Малых Т.А. Наши дети во всемирной паутине Интернета // Начальная школа
плюс До и После. – М. 2007, № 7. С. 8-11.
4. Малых Т.А. Информационная безопасность молодого поколения //
Профессиональное образование. Столица. – М.2007. № 6. С.30.
5. Малых Т.А. Ребенок у компьютера: за или против// Воспитание школьников. -
М.2008. № 1.С.56-58
Литература для обучающихся
«Информатика. Основы компьютерной грамоты. Начальный курс» под ред. Н.В. Макаровой, Питер, 2004 г.
Мой друг компьютер. Детская энциклопедия А.В. Зарецкий





































2кл календарно тематическое планирование 1ч в неделю 34ч всего

Тема урока № п/п
Тема занятия
Содержание занятия
Дата

1
Введение в предмет. Правила техники безопасности, правила поведения в компьютерном классе. Возможности персонального компьютера.
Техника безопасности и организация рабочего рабочего места. Правила работы за компьютером.


2
Компьютер и его основные устройства.
Знакомство с основными устройствами компьютера. Включение и выключение компьютера.


3
Мышь. Управление мышью.
Освоение приемов работы с мышью. Работа в графическом редакторе Paint. Раскрашивание готовых рисунков.


4
Пиктограмма.
Освоение действий с объектами рабочего стола. Запуск и завершение программ. Работа в графическом редакторе Paint.
Работа с инструментом Штамп.







5
Компьютерное окно.
Освоение действий с окном: перемещение, изменение размера, свертывание, завершение работы.


6
Клавиатура.
Знакомство с основными кнопками клавиатуры. Начальные навыки работы с клавиатурой.


7-8
Информация вокруг нас. Как мы получаем информацию.
Понятие об информации. Информация в нашей жизни. Информация окружающего мира. Формы представления





информации. Работа в графическом редакторе Paint.
Работа с инструментом Формы.


9
Графический редактор Paint. Первое знакомство.
Знакомство с интерфейсом графического редактора. Открытие программы.


10
Инструментарий программы Paint. Меню и палитра цветов.
Создание компьютерного рисунка с помощью кисти.


11
Настройка инструментов.
Изображение геометрических фигур на рисунке. Использование команды ОТМЕНИТЬ


12-13
Сохранение рисунка в файле, открытие
Построение сложного рисунка из



14.
Работа с фрагментами.
Знакомство с инструментом Выделение.


15.
Сборка рисунка из деталей.
Разборка и сборка фигур. Рисование пирамиды.


16-17.
Творческий проект «Зимняя сказка»
Выполнение практической работы.


18.
Построение с помощью клавиши Shift.
Рисование кубика с помощью клавиши Shift.


19-20.
Конструирование. Меню готовых форм.
Конструирование и создание композиций из отдельных типовых инструментов.



21.
Пиксель. Изменение масштаба рисунка.
Знакомство с новыми понятиями пиксель, масштаб.


22.
Текстовый редактор Writer. Структура окна программы.
Знакомство с текстовым редактором. Создание, открытие и сохранение документа.







23-24.
Шрифты. Цвет шрифта. Размер.
Набор текста разным шрифтом.


25.
Редактирование текста.
Форматирование текста


26.
Копируем текст.
Вырезание, копирование и вставка текста


27.
Набор и форматирование
Работа с фрагментами текста.



текста.



28-29
Таблицы. Списки.
Создание таблиц


30
Инструменты рисования.
Использование инструментов рисования


31
Картинки и художественный текст.
Вставка рисунка в текстовый документ.


32
Практическая работа «Мои любимые произведения».


33
Итоговое занятие.