ПРЕДМЕТНО –РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА


ПРЕДМЕТНО –РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА
Описание опыта работы
Беликовой Ю.О.
воспитателя МДОУ№119
«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний»
Л.А. ВенгерОбоснование актуальности опыта
В связи с модернизацией образования важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей среде, обеспечивающей воспитание каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Это не может не повлиять на развитие предметно-развивающей среды как части образовательного пространства и компонента образовательного процесса.
Поэтому особое внимание уделяется построению развивающей предметно-пространственной среды, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослых и детей и комплексно-тематический принцип планирования образовательной работы в ДОУ.
Освещение основной идеи опыта, его инновационная и практическая значимость  
В процессе математического развития и усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством (как физическим, так и социальным); у него формируются представления об относительности, транзитивности, дискретности и непрерывности величины и т.п.; познается смысл окружающей действительности; формируется целостная «картина мира».
Для того чтобы происходило такое формирование, предполагающее накопление логико-математического опыта (математической осведомленности) у детей, необходимо организовывать образовательную деятельность так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно. Этому как раз и способствует целенаправленно организованная развивающая предметно-пространственной среда в дошкольном образовательном учреждении.
Основная идея опыта заключается в том, чтобы обеспечить логико-математическое развитие детей старших групп, отвечающее современным требованиям с помощью грамотно построенной и оснащенной предметно-развивающей среды.
Инновационная и практическая значимость заключается в моделировании современной развивающей среды, которая способствует развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Технологичность опыта
Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта
48196510541000
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО –ПРОСТРАНСТВЕННАЯ
СРЕДА ДОЛЖНА БЫТЬ

Под развивающей предметно-пространственной средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и во времени, насыщенную разнообразными предметами и игровым материалом. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Концептуальную модель предметно-развивающей среды можно представить следующим образом:

Исходя из представленной модели, проектируя в группе предметно-развивающую среду, связанную с математическим развитием дошкольников, мы уделили внимание таким компонентам как пространство, время, предметное окружение. Так как, эти компоненты способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками. При этом мы понимали, что личность формируется в деятельности и эффективность влияния предметно-развивающей среды на математическое развитие ребенка обусловлена его активностью в этой среде, которая должна выступать субъектом развития ребенка. Математическое содержание игровой деятельности при взаимодействии с предметно-развивающей средой способствует формированию у детей способности свободно ориентироваться в пространстве и времени, развитию самооценки, самоконтроля, самостоятельности, формированию навыков самоорганизации, самопознания, самовыражения.
В группе был создан развивающий логико-математический центр.
При его организации мы придерживались принципа предоставления ребенку права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей. В нем разместили игровые материалы, способствующие познавательному и математическому развитию детей: рамки вкладыши, кубики Никитина, цветные палочки Кюизенера, «Танграм», «Геометрическое лото», счетные палочки, плашки.
Имеются наборы карточек на сопоставление цифр и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, лото буквы-цифры. Представлены различные виды мозаик, пазлы.
Большим спросом пользуются игры, сделанные своими руками: «Собери картинку», «Учимся считать», «Собери бусы»», «Что лишнее», «Найди такой же формы», «Что сначала, что потом», «Чудесный мешочек», сенсорные книжки, сенсорные коврики, и др.Здесь же организовали «полочку Знаек». Туда поместили подборки ребусов, печатные тетради с заданиями, художественную литературу с математическими сказками, загадками.
Так же есть полочка для экспериментирования. Особое внимание дети уделяют условным меркам, измерительным приборам (весам, часам).
Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников мы используем фланелеграф, магнитные доски, счетные палочки, бросовый материал.
Эффективно усваивать материал, связанный с изучением цифр, помогает занимательный материал, расположенный на стене. Это яркие картинки с изображением цифр, геометрических форм, цепочки из цветных крышечек.
Игровой материал, книги и рабочие тетради в расположены на полочках, в шкафах так, что бы они были доступны детям и периодически обновляются. Для развития сенсорного и интеллектуального развития мы разместили в центре конструктор лего. Легоконструирование объединяет элементы игры с экспериментированием, совершенствуется восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы – анализ, классификация.
Нами создана видеотека мультфильмов с математическим содержанием. Существует очень много прекрасно продуманных серий мультфильмов, с которыми дети осваивают математику в дошкольном возрасте («Лунтик. Математика для малышей», «Учимся складывать числа», «38 попугаев», «Удивительная стройка. Учимся считать»). Наши дети любят их и часто просят включить для просмотра.
В условиях обогащенной предметно-развивающей среды дошкольники самостоятельно выбирают деятельность, используя материал, который привлек их внимание. К созданию и обогащению предметно-развивающей среды, связанной с развитием математических представлений у старших дошкольников я привлекала и родителей. Некоторые пособия были изготовлены ими вместе с детьми.
Материалы и оборудование математического центра мы используем при организации:
образовательной деятельности (индивидуальные и подгрупповые занятия);
самостоятельной деятельности детей;
совместной деятельности;
математических развлечений, КВН;
отгадывании загадок, занимательных вопросов, шуточных задач, головоломок;
чтении математических сказок и др.
постоянно изменяется и дополняется.
Результативность профессиональной деятельности
Данный опыт работы разрабатывается и внедряется в Макеевском дошкольном образовательном учреждении №119 ясли-сад общеразвивающего типа в группе «Белочка».
В результате:
повысился интерес детей к развивающим играм и познавательной деятельности;
выросла познавательная активность и самостоятельность воспитанников;
дети чаще используют собственный опыт при решении задач – применяют освоенные компетенции познавательной деятельности;
дети научились включать речь в процесс решения мыслительных задач, что позволяет планировать свои действия, учитывая заданную систему условий.
Перспективность опыта
Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды и активное сотрудничество с родителями