Пояснительные записки к программам Взгляд ребенка и Семицветик

Пояснительная записка
программы
Творческая мастерская
«Семицветик»

Творчество для любого человека – это вдохновение, замысел, логика, сопоставление, чувство. Развитие этих качеств с детского возраста станет тем фундаментом, который обеспечит успешность жизни ребёнка в будущем. Организация творческой деятельности детей – это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня.

Главный смысловой стержень моей образовательной программы - связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка.
«Научись видеть прекрасное во всём, что тебя окружает» - вот наш девиз.

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных искусств: изобразительных – живопись, графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства – традиционных народных промыслов.
Ведь современный уровень развития производства, техники немыслим без художественного проектирования, которое требует умений рисовать, чертить, моделировать из бумаги, картона, лепить из глины и пластилина. Точно также необходимо знание теоретических основ рисунка, цветоведения, композиции, декоративно-прикладного искусства, черчения, лепки, моделирования.

Соответственно особенностям работы в разных возрастах выделяются 3 возрастных группы:
младшая (6-9 лет) – «Я вхожу в мир искусства»,
средняя (10-12 лет) – «По законам красоты»,
старшая (13-15 лет) – «На пути к творчеству».

Содержание программы строится с учётом преемственности в изучении разделов.
Последовательность развития программы позволяет подниматься ребёнку по ступеням познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Художественно – творческая деятельность детей организуется так, чтобы каждый ребёнок смог пройти «путь творца»: от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми.

Основные принципы программы.

- Принцип «от жизни через искусство к жизни».
- Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.
- Принцип единства восприятия и созидания.
- Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта.
- Развитие художественно-образного мышления

Основные принципы программы предусматривают широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме, обеспечивают художественное поступательное развитие ребёнка.
Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Эмоционально – ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, постигается через собственное переживание – проживание художественного образа.
Развитие художественно-образного мышления строится на единстве двух его основ: наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни и фантазии.

Программа предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
На протяжении всего курса обучения мои воспитанники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства. Беседуя с мастерами, со старожилами дети знакомятся с народными традициями, ремёслами, приобщаются к истории района, края. Каждый осваивает наследие предыдущих поколений своей страны, города, края, осознаёт свои национальные корни.
Программа оригинальна тем, что учебный материал преподаётся не только в теоретическом и практическом, но и историческом аспекте, а также затрагивает проблемы гуманного отношения ребят к окружающему миру.

Изобразительная деятельность, работа с разными материалами, бумагой формирует доброту и культуру, гражданственность и патриотизм, способствуют физическому развитию: воспитывают у детей способность к длительным физическим усилиям, тренирует и закаляет нервно-мышечный аппарат ребёнка.

Занятия в коллективе единомышленников воспитывают уважение к труду и человеку труда, самостоятельность и ответственность за собственные действия и поступки. Повышается самооценка за счёт возможности самоутвердиться путём достижения определённых результатов в соревновательной деятельности.
Занятия гармонично сочетают в себе различные виды деятельности: двигательную, психотехнические тренинги, конструирование, решение различных задач.

Программа является вариативной, комплексной, разноуровневой, при возникновении необходимости допускаются корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
Приоритетом в воспитательной работе является духовно-нравственное развитие ребёнка.
В практике работы по программе большое значение имеет организация массовой работы: презентация, творческие встречи с родителями, отчёты, выставки, огоньки, праздники.
Воспитанники включаются в новые социальные роли: организатор, ведущий, исполнитель, артист; раскрываются с разных сторон, у них развиваются коммуникативные свойства, возникает большой интерес к занятиям. В некоторых семьях увлечение детей творчеством стало делом семьи.

Основная форма подведения итогов – выставки: рекламные, тематические, итоговые, конкурсные, персональные

Воспитанники моего объединения на протяжении многих лет становятся лауреатами, дипломантами, призёрами городских, районных и краевых конкурсов.
И всё же победы на конкурсах – только показатель творческого уровня, а не самоцель.
Важно то, что каждый ребёнок, занимающийся по данной программе, нашёл дело по душе и развивает свои творческие, организационные и рефлексивные способности. Работа по программе приносит детям радость поиска и находок, чувство уверенности в своих силах, расширяет их интерес, кругозор, практические умения.
Программа способствует профессиональному самоопределению, является стартовым звеном для продолжения обучения в профессионально-технических колледжах, техникумах по специальности учитель изобразительной деятельности и труда, художник-оформитель, дизайнер.

Моя образовательная программа творческой мастерской «Семицветик» станет тем фундаментом, который обеспечит успешность жизни ребёнка в будущем.

Технологии и методы любые хороши
Если в них частица есть души
А радость открытия в лицах детей
Они мне дороже, всего мне милей.
Тепло и сердце я детям отдаю.
Иначе я не мыслю жизнь свою

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программы «Взгляд ребенка»
В условиях современного общества проблема обучения и занятости детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья стоит довольно остро.
Многие дети-инвалиды не могут учиться в общеобразовательной школе. Они обучаются на дому и могут общаться только с родственниками. Важно дарить детям-инвалидам новую жизнь- жизнь в кругу своих сверстников, чтобы дети не чувствовали себя ущемлёнными, делать их счастливыми. Необходимо помочь ребёнку-инвалиду в адаптации к коллективам детей и взрослых через общение с педагогами и детьми-сверстниками, развивать у данной категории детей чувство уверенности в своих силах.
Дополнительное образование детей инвалидов и детей с ОВЗ (инклюзивное образование) должно быть направленно, не только на определенные знания, но и на его творческие возможности умения, навыки, самодеятельность и фантазию.
Насыщенный досуг, приводит к обогащению и развитию духовного мира таких необычных детей, а созидательная творческая деятельность вместе с другими сверстниками, в свою очередь способствует сплочению, создавая возможности для приобщения детей к культуре

Цель программы- развитие положительного эмоционального и социально-адаптивного поведения детей-инвалидов и детей с ОВЗ, формированиепозитивных качеств, развитие познавательной активности, путем вовлечения их в творческую деятельность.

Задачи:
1. Формирование адекватных форм поведения.
2. Снятие состояния эмоционального дискомфорта.
3. Коррекция познавательной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия)
4. Развитие крупной и мелкой моторики, сенсорики, чувства цвета и ритма.
5. Развитие форм конструктивного взаимодействия и общения.
Развитие зрительно-моторных координаций.

Воспитательные задачи направлены на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении, а также воспитания у него положительных личностных качеств.

Новизна данной программы– использование новых форм и видов занятий, современных образовательных технологий и методических материалов. В зависимости от конкретных условий, материалов, требований жизни и интересов обучающихся, педагог может вносить новые технологии обработки материалов.

Актуальность.
Детство – уникальная пора в жизни каждого человека, когда формируется его здоровье, происходит развитие личности.
В то же время это годы, когда имеющиеся социальные и эмоциональные проблемы могут привести к тяжелым последствиям в молодости и взрослой жизни.
Работать с детьми в наше время непросто, а с детьми-инвалидами – тем более. Ведь это дети со сложными заболеваниями и одновременно, как правило, очень одаренные, проблема в том, как ввести их в социум.
По Закону «Об образовании» и по Конвенции у нас любой ребенок имеет право на массовое образование. Только для этого ему нужно создать специальные условия.
Вопрос проведения занятий дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальным и жизненно необходимым. Необходимость продиктована тем, что многие дети инвалиды не имеют возможность посещать учреждения дополнительного образования. Но многие талантливы и хотят заниматься в различных кружках. Дополнительное образование предоставляет им такую возможность, оно социализирует детей в окружающее общество, вырабатывает у них раскрепощенность в общении и развивает их творчество, формирует разнообразные умения у детей, что является важным фактором социальной поддержки, возможностью продолжить образование по своим интересам и наклонностям.
Система дополнительного образования способствует тому, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья не чувствует себя изолированным в обществе и жизни.

Педагогическая целесообразность.

Творчество-это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов действительности.
На занятиях объединения «Взгляд ребенка»ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это возможность приобретения практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты, гармонии. Прелесть детских изделий – в их неповторимости.
Программа дает возможность стимулировать развитие ребёнка путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребёнка. Недостаточная сформированность пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей, особенно в первом классе.
Учеными установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками. Поэтому развитию моторики рук уделяется большое внимание. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов.
Психологи и педагоги, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд.
На занятиях предметно-практической деятельности развиваются тонко-координированные движения: точность, ловкость, скорость. Поэтому занятия в кружке художественно- творческого моделирования дают возможность для развития зрительно-пространственного восприятия воспитанников, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.













.









13PAGE 15


13PAGE 14615




15