Урок ОРКСЭ модуль Основы православной культуры по теме Культура и религия (4 класс)


Урок ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры», 4 класс
«Культура и религия»
Цели урока: формирование первоначальных представлений о культуре и религии, о православной религии как истоке русской культуры; освоение основных терминов и понятий урока.
Задачи урока:
- познакомить детей с понятиями «культура», «религия», «православие»;
- рассмотреть взаимосвязь понятий «культура» и «религия»;
- создать условия для нравственного развития личности.
Ожидаемые результаты:
- учащиеся узнают, как человек создаёт культуру, о чём говорит религия; что истоки русской культуры — в православной религии;
- учащиеся задумаются над необходимостью соблюдения нравственных норм жизни (важно заботиться о других, любить друг друга, не лениться, не лгать).
Основные термины и понятия: культура, светская культура, религия, православие.
Ход урока
1.Организационный момент
2. Актуализация необходимых знаний
- Какое имя носит наша страна?
- Как ещё уважительно мы называем Россию?
- О каком богатстве нашей Родины мы вели разговор на 1 уроке? (о культурных традициях)
- Кто хочет рассказать о культурных традициях своей семьи?
3. Организация познавательной деятельности
1) Постановка целей урока
- Прочитайте тему урока.
- Как вам кажется, о чём пойдёт речь на уроке?
- Какие слова в названии темы урока вам знакомы, а какие не знакомы?
- Попробуйте сформулировать задачу урока. На какие вопросы мы должны сегодня ответить? ( Что такое культура? Что такое религия?)
2) Знакомство с понятием «культура»
- Как вы думаете, что такое культура?
- Подберите слово на каждую букву слова «культура»
К- красота
У- улыбка
Л- личность, любовь, любознательность
Ь
Т- талант, традиции, трудолюбие
У- уважение
Р- радость
А- аккуратность
- Что же такое «культура»? Прочитайте в учебнике (первый абзац).
- Из какого языка пришло слово «культура»?
- Что оно означает?
- Из каких источников мы ещё можем узнать, что такое культура?
- В словаре С.И.Ожегова написано:
Культура – это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.
Культура – это разведение, выращивание какого-нибудь растения или животного.
Культура – это разводимое растение, а также клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях.
Культура – высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.
- Какое из этих значений подходит к теме урока?
- Как вы поняли слова в учебнике: «Сегодня слово «культура» понимается более широко — это вообще всё, что создал человек. То, что человек меняет в мире своим трудом, и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например, становится более заботливым и менее ленивым)»?
- Как соотносятся понятия «труд» и «культура»?
- Вспомните сказочных героев, которых можно назвать ленивыми. Почему? А трудолюбивыми? Почему?
- Можно ли вашу учёбу считать трудом и вкладом в развитие культуры? Почему?
- Можно ли сказать: «Культура умственного труда»? Относится ли это к вашей учёбе? Почему?
- Какие культурные ценности вы могли бы назвать?
- Прочитайте 3, 4, 5 абзацы. Что вас удивило?
- Культура - это то, что создал человек своим трудом, что меняет своим трудом. Трудясь, человек меняет не только свой мир, но и себя. Например, становится более заботливым, менее ленивым. Главное в культуре – это причина, по которой человек решает поступать так, а не иначе.
- Культура передается через опыт одних людей другим. Культуру создают люди, а культура тем самым влияет на образ жизни, мыслей, чувств, способ общения друг с другом. Свою культуру человек не выбирает, он рождается с ней, дышит ею, в ней растет. Есть области культуры общие для всех людей, а есть различия в народных культурах.
- Как вы поняли, почему в мире культуры можно найти ответы на вопросы, которые важны для каждого человека?
- Помогает ли вам в жизни опыт других людей (например, опыт героев художественной литературы, художественных и документальных фильмов; опыт ваших родителей; опыт ваших друзей и т. д.)?
- Чему вы учитесь у них? Приведите примеры.
- Почему автор учебника пишет: «Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растёт»? Как вы это понимаете?
- Согласны ли вы с этим утверждением или нет? Почему?
- Какую культуру увидел арабский путешественник, прибыв в Россию?
- Что ему показалось странным в русской культуре?
- Что для вас оказалось новым в этом описании?
3) Знакомство с понятием «религия»
- Арабский путешественник так сказал о русском народе: «Несомненно, все эти люди святые!» Как вы думаете, почему?
Работа в парах:
- Напишите, какие слова вам приходят на ум, когда вы слышите слово «религия».
- Какие слова подобрали? (Церковь, священник, крест, праздники, Пасха, Рождество и т.д.)
- Слово «религия» произошло, как и слово «культура» от латинского слова.
- Прочитаем, что о религии рассказывают нам авторы учебника стр. 7 предпоследний абзац.
- Как вы поняли, что такое религия?
4) Что означает понятие «культурный человек»?
- Какие черты присущи культурному человеку?
- Каким словом в русском языке выражается благодарность?
- Послушайте небольшой рассказ об этом слове.
Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:
- Работай! За тебя люди молятся! - Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:
- А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?
- Говорят «спасибо», что же ещё?
- Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.
Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.
- Что нового узнали об этом слове?
- Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва.
- Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?
- Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?
- Истоки русской культуры – в православной религии. Например, слово «спасибо» - это сокращенное пожелание: «Спаси, Бог!» Каждый раз, когда человек говорит это слово, он невольно обращается к Богу. И это тоже наша русская культура.
3. Подведение итогов
- Вспомним тему урока.
- На какие вопросы искали ответ?
- Что такое культура? Что такое религия?
4. Рефлексия.
Верны ли утверждения? Обведите правильный ответ.
1. Под словом «культура» воспринимается все созданное человеком и содействующее его благу. да
нет
2. Любой предмет, созданный человеком, является частью культуры. да
нет
3. Культура влияет на мысли и чувства людей, на способы их самовыражения, общения и труда. да
нет
4. Культура у всех людей одинаковая. да
нет
5. Есть области культуры, общие для всех людей, для всей страны и даже для всего мира. да
нет
6. Всякая культура имеет духовную основу и связана с религией. да
нет
5. Домашнее задание: ответить на вопросы учебника