Исследовательская работа по литературе Кузьма Минин-человек высокой чести и долга


Муниципальное бюджетное учреждение «Школа № 69» .
603035, Г. НИЖНИЙ НОВГОРОД  УЛ. ЧЕРНЯХОВСКОГО, Д. 8А, 
ТЕЛ. (831)276-33-05, 276-32-52
Детские Рождественские Чтения.
Тема: «Кузьма Минин - человек высокой веры, чести и долга»
Работу выполнила:
Ученица 9 «А» класса
Ерзутова Анастасия Алексеевна

Руководитель: Багдасарова
Татьяна Владимировна


Нижний Новгород 2017 г.
Содержание
Введение ……………………………………………………..………....… с. 3
Цели и задачи исследования ………………....………………………...... с. 4
Глава 1. Исторический портрет Кузьмы Минина
1.1 Родина и происхождение Кузьмы Минина…………….………..…. с. 5
1.2 Ранние годы Кузьмы Минина …………………………….….……...с. 6
Глава 2. Роль Кузьмы  Минина  в освобождении России от поляков2.1 Призыв земского старосты Кузьмы Минина …………….………….с. 7
2.2 Второе ополчение…………………………………...............................с. 11
Глава 3. Конец жизни Кузьмы Минина
3.1 Смерть и загадка, связанная с останками Кузьмы Минина…………с. 13
3.2 Семейство Мининых после смерти Кузьмы Минина………………..с. 14
3.3 Скульптурные композиции и боевые реликвии ………….………….с. 17
3.4 Символизм памятника Минину и Пожарскому……………......……..с. 19
3.5 Отображение подвига К.Минина и Д.Пожарского в литературе…с. 19
3.6 Кузьма  Минин и  Дмитрий Пожарский на картинах и в работах скульпторов………………………………………………………………с. 22
3.7 Минин на киноэкране…………………………………………………..с. 25
Заключение……………………………………………………………..…..с. 26
Литература и источники ………………………………………....……....с. 28
Приложение……………………………………………….…….......……....с. 29
Социологический опрос …………………………………………………..с. 38
Введение
В самые трудные и судьбоносные моменты истории единение народа помогало отстоять свободу и независимость нашего Отечества. Так было и в суровые годы Великой Отечественной войны, и в 1812 году, и в начале XVII столетия. Никогда Россия не была так близка к гибели, как в эпоху Смутного времени. Полный распад государства, борьба сословий между собой, захват власти иностранными интервентами, угроза полного уничтожения, угроза территориальной целостности и независимости страны.
Кузьма Минин вышел на историческую авансцену в один из самых трагических периодов русской истории, когда вражеские нашествия, междоусобицы, эпидемии, неурожаи разорили русскую землю и превратили её в лёгкую добычу для врагов. В течение двух лет Москва была занята иноземными завоевателями.
В Западной Европе считали, что Россия никогда не обретёт былого могущества. Однако возникшее в глубине страны народное движение спасло русскую государственность.
Инициатива освобождения Отечества от интервентов в эпоху Смуты, как известно, исходила из Нижнего Новгорода. Патриотический призыв нижегородцев был услышан россиянами и это привело к победе и освобождению России от внешних врагов.
У истоков этого освободительного движения стоял выдающийся патриот и гражданин Кузьма Минин. Но спустя четыре столетия после судьбоносных событий мы всё ещё очень мало знаем о своем прославленном земляке. Вокруг его имени до сих пор не утихают споры, о чем свидетельствуют страницы научных и периодических изданий. Отдавая дань уважения героическому прошлому наших земляков, мы учитываем огромный вклад Минина в освобождение страны и важное место его имени и подвига в сознании прошлых и нынешнего поколений России.
Примеры ратных и гражданских подвигов, совершенных Кузьмой Мининым и другими выдающимися героями Отечества, являются важным средством воспитания, способствуют усвоению нравственных норм и правил, образцов поведения будущих созидателей и защитников нашей Родины.
Что мы знаем об этом человеке, жившим так давно? Откуда он родом, почему Кузьму Минина называют спасителем России? Каков его жизненный путь? В чем состоит его подвиг? Почему именно ему и Дмитрию Пожарскому установлен памятник на Красной площади в Москве?
Попытка найти ответы на эти факты, их изучение, результаты побудили провести данное исследование.
Основная цель моего исследования:
Привлечь внимание нижегородских учащихся к выдающейся исторической личности и легендарному земляку Кузьме Минину, содействовать формированию духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, уважения к деяниям предков, гордости за подвиги нижегородцев.

Целью определила следующие задачи:
Узнать о личности Кузьмы Минина, а также охарактеризовать его происхождение.
Обозначить его роль в Смутное время.
Дать характеристику его великим заслугам, военному мастерству и полководческому искусству.
Раскрыть историческое значение гражданского и нравственного подвига Кузьмы Минина.
Гипотеза исследования: в рассказе о личности Минина и его роде, найдутся доказываемые в работе описания событий, которые и выдвинули Кузьму Минина на передний план в истории государства как незаурядную личность, лидера Второго народного ополчения в годы Смуты, крепкого и непоколебимого служителя родной Отчизне.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
В результате проделанной работы выявлены, систематизированы и обобщены данные о жизненном пути одного из спасителей Отечества Кузьмы Минина.
Актуальность. Сейчас, в наше неспокойное время, в случае опасности, грозящей нашей стране, русскому народу снова потребуется то духовное единство, которое поможет ему выстоять и одержать победу. Пример гражданского подвига Кузьмы Минина имеет огромное значение и для сегодняшнего поколения, и для наших потомков. Сегодня о подвиге земского старосты Кузьмы Минина известно практически каждому человеку, но историки продолжают изучать мотивы и действия этой исторической личности. Не все тайны и загадки того времени разгаданы, и ученые уверены, что история Минина таит в себе интересные детали. Однако как бы там ни было, роль этого национального героя в истории России трудно переоценить, и его великая победа будет путеводителем для нас и наших потомков. Поэтому данное исследование затрагивает актуальные сегодня проблемы: национального единства, гражданского долга, нравственного самоопределения личности.
Объектом моего исследования будет изучение жизни Кузьмы Минина,
его великих заслуг, военное мастерство и полководческое искусство.
Практическая значимость. Данная работа может быть использована на уроках литературы и истории, факультативных занятиях, а также для проведения внеклассных мероприятий.
Материалом для исследования послужили: критические статьи, исторические справки, учебники. .
Глава 1. Происхождение Кузьмы Минина
Родина и происхождение Кузьмы Минина.
Год его рождения точно установить невозможно. Предки Минина обитали в небольшом волжском городе Балахне недалеко от Нижнего Новгорода, где с XVI века промышляли торговлей и добычей соли.
Документы о жизни и предпринимательской деятельности Мининых в Балахне ввели в научный оборот историки И.А.Кирьянов (1965) и В.А.Кучкин (1973). Фамильное прозвище (Минин) происходит от имени отца Кузьмы - Мины Анкундинова, являвшегося в начале 80-х годов XVI века совладельцем соляной трубы Каменки. Значит, деда звали Анкундин, а отцовское имя стало и отчеством (Минич), и фамилией (Минин), хотя правильнее было бы говорить: Кузьма Минич Анкундинов. Но даже насчёт отчества героя нет полной уверенности, в старые времена его нередко величали Захаровичем, широко распространённой была и версия о двойной фамилии – Минин-Сухорук или Минин Сухорукий. В 19 веке его обычно именовали «Кузьмой Захаровичем», сейчас более распространено мнение, что «Минин» - это не прозвище, а отчество.
Разные версии существуют и о роде занятий Минина. Есть предположение, опирающееся на местное предание (не позднее первой половины XIX века), что Кузьма Минин был сыном солеварщика Мины Анкудинова из Балахны. Потомки Кузьмы в XVII веке владели в Балахне значительным состоянием - лавками, городскими дворами, соляными варницами.
В отличие от старших братьев, Кузьма покинул родной город и переселился в Нижний Новгород, где со временем приобрел мясную лавку. Кузьма Минин не получил доли в соляных промыслах, и ему пришлось искать свой путь в жизни. В юности он не раз сопровождал отца в его поездках в Нижний Новгород, где близко познакомился с торговым делом. После раздела имущества с братьями Кузьма получил свою долю наследства и перебрался в уездный центр. Здесь он купил себе двор, завел лавку и занялся мясной торговлей.
Кузьме Минину пришлось приложить много усилий, прежде чем он обзавелся прочными связями в нижегородском округе. Приходилось объезжать деревни, закупать скот, перегонять его в город, там забивать. В летнюю пору мясо портилось мгновенно, и его надо было успеть продать. Мясоторговцы не могли просуществовать без определенного круга заказчиков, принадлежавших к зажиточным кругам посада. Лавок в мясном ряду Нижнего Новгорода было достаточно, и Минин старался поддерживать добрые отношения со своими заказчиками, чтобы удержать их. Состоятельным покупателям доставались лучшие куски, которые шли по самым высоким ценам. Кости и сухожилия шли бедноте за бесценок.
Самые ранние письменные известия о нем относятся к сентябрю 1611 года. К этому времени Кузьма уже был женат на Татьяне Семеновой и имел взрослого сына Нефеда (о других детях прямых свидетельств не сохранилось).
В наше время, основываясь на исторических фактах, Кузьма Минин являлся коренным жителем Балахны.

Ранние годы Кузьмы Минина.
Отец Кузьмы Минина был состоятельным человеком. Кузьма с детских лет принимал участие в работе и помогал родителю, как заведено было во всех русских семьях, независимо от материального или сословного положения. Маленький Кузьма с детства был приучен к труду. Кузьме Минину было около двенадцати лет, когда с отцом и матерью Доминикой они переехали в Нижний Новгород. В последствии отец Минина принял постриг под иноческим именем Михаил. Мина Анкудинов вносил вклады по строительство нижегородского Печерского монастыря после его разрушения в 1597 году. Ко времени, когда Кузьма уже имел собственное дело, он поселился на посаде Благовещенской слободы. В мясном ряду на нижегородском торге стояла лавка Космы Минина, владел он и (животинной бойницей), под стенами Кремля. Широкое поле деятельности Мининых косвенно подтверждается челобитной сына Минина Нефёда, жаловавшегося в 1616году на то, что нижегородцы и иных городов всякие люди на дядьях его и на людях и на крестьянах поклепов ищут напрасно. Очевидно, Минины вели дела не только с балахнинцами, но и иных городов всякими людьми.
Глава 2. Роль Кузьмы  Минина  в освобождении России от поляков.
2.1 Призыв земского старосты Кузьмы Минина.
В начале XVII века Россия оказалась на краю гибели. Голод. Народные бунты. Распри в верхах. Одиннадцать месяцев Москва была во власти Лжедмитрия и его наёмного воинства. Захватив в мае 1606 года царскую власть, князь Шуйский Василий Иванович тщетно пытался утихомирить страну. Появился Лжедмитрий второй. Народная война, одним из вожаков которой стал Иван Болотников, охватила весь юг страны вплоть до Волги на востоке…
В 1609 году Минин участвовал добровольцем в походе нижегородского воеводы Алябьева на Балахну против войск атамана тушинцев, шедших на Нижний Новгород, чтобы захватить его.
В это памятное время в Нижнем и произошли подлинно великие события, имевшие значение для утверждения силы и славы Русского государства.
Много раз в Нижнем собирались вместе посадские, торговые и Военно-служилые люди и толковали о московских делах. Кузьма Минин, очевидно, отличался хозяйственной хваткой, предприимчивостью, рассудительностью и справедливостью, чем заслужил уважение посадского торгово-ремесленного люда, избравшего его 1 сентября 1611 года земским старостой.
В феврале 1609 года пермяки писали нижегородцам об их желании соединиться с поморскими и иными городами и идти «на богоотступников, на Государевых изменников, на воров, и на Литовских людей стояти единомышленно». Таково было робкое начало объединительного похода. К тому времени Кузьма Минин не раз сражался с поляками и на малой Родине, и в Москве. В Нижнем Новгороде не было более усердного радетеля об армии, как не было и более рьяного противника поляков.
Хотя до Нижнего Новгорода интервенты не добрались, тяготы Смуты нижегородцы ощущали. До них доходили грамоты патриарха Гермогена, а позже Троице-Сергиева монастыря с призывами постоять за родную землю. На созванном для обсуждения грамоты городском совете присутствовало духовенство и старшие в городе люди. В числе участников был и избранный земским старостой Кузьма Минин.
В один из осенних дней 1611 года рыночная площадь Нижнего Новгорода была переполнена народом. Собравшимся людям читали полученную из Москвы грамоту. В ней говорилось о разорении и бедствиях Русской земли, о насилиях иноземных захватчиков. Москва просила о помощи, призывала к борьбе. Люди стояли молча, в глубоком волнении. На помост поднялся высокий, широкоплечий человек с открытым лицом. Это был Кузьма Захарьевич Минин. «Если захотим помочь Московскому государству,- говорил Минин,- не пожалеем ничего, дворы свои продадим, жён и детей заложим, чтобы спасти отечество!».
Выдающийся ум избранника посадской людской массы подсказывал выход из создавшегося положения: ведь не один он болеет душой за Отчизну. Нужно объединиться «всем скопом», «всем миром», да войско и казну собрать, хорошего военачальника найти. Но вопрос в том – послушают ли? Ведь уже был случай: и деньги собрали, и под Москву ходили, да ничего не вышло…
Решив перейти от мыслей к действию, посадский староста начал разговаривать в земской избе с приходящими по делам посетителями на волнующую его тему. Излагая свои сокровенные думы, он убеждал каждого, что можно добиться успеха, если подняться не единицам, а всему народному множеству. Большинство собеседников при этом, по словам летописца, «в умиление приходить начаша», и лишь единичные люди «ругающееся отходяща».
В январе 1611 года нижегородцы от слов перешли к делу. Кузьма Минин был настоящим патриотом. В летописи говорится: «… был в Нижнем Новгороде некий муж добродетельный и очень рассудительный, по имени Козьма Минин, посадскими людьми выбранный земским старостой Нижнего посада. Этот Козьма, созвав всех нижегородцев, обратился к ним с разумными словами, говоря: «О братья и друзья, весь нижегородский народ! Что будем делать ныне, видя Московское государство в великом разорении? Откуда помощи себе ждать и защиты городу нашему… Совет даю вам…призовём в Нижний Новгород храбрых и могущественных воинов Московского государства. Лучше…нам имущество своё им отдать, но поругания от иноверцев избежать, и в вере православной жить, и на единоверцев работать и им оброки давать, нежели нашествия иноверцев и разорения ждать, и себя, и жён, и детей своих великой беде, и в плену, и в поругании видеть, и имущества своего насилием лишиться. Теперь же, братия, разделим на три части имущество своё: две части христолюбивому воинству отдадим, для своей же надобности одну оставим».

На следующий после собрания день содержимое грамоты было оглашено горожанам. Протопоп Савва убеждал народ стать за веру, но гораздо убедительнее оказалась речь Минина.
Кузьма Минин говорил собравшимся у земской избы горожанам так: «Мужие , братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде всё государство ныне находится, и какой страх впредь, что легко можем вечное рабство поляков , шведов или жидов впасть , через которое не токмо имения, но и живота многие уже лишились и впредь наипаче все обстоятельства к тому . А причина ому не иная, как от великой зависти и безумия, в начале между главными государственными управлениями, произошедшая злоба и ненависть , которые , забыв страх Божий , верность к Отечеству и свою честь, и славу предков своих, един другого гоня, неприятелей Отечества в помощь призвали, чужестранных государей», – говорил он, ободряя приунывших Кузьма Минин говорил о поруганных святынях, об угрозе порабощения. Призывал действовать сообща, всем миром. Не заискивал перед аудиторией. Демонстрировал искренние порывы и жесткие требования к каждому. Говорил об ответственности. Простая, безыскусственная речь земского старосты нашла отклик в сердцах слушателей по той простой причине, что соответствовала общему заветному желанию помочь Отечеству и земле русской.
И летопись говорит: люба оказалась новгородцам речь Минина .
Речи Минина изменили ход истории, придали Второму ополчению нужную тональность, а точнее – сделали его непобедимым.
Вскоре благочестивому Кузьме Минину явился преподобный Сергий Радонежский, призвавший его на борьбу со смутой. Когда первый раз явился чудотворец, испугался Кузьма. Но, «помышляя, что не бе (ему) воинское строение в обычай», не придал знаку большого значения. Успокоился, наказ святого «в небрежение положив». И во второй раз явился преподобный Сергий: «рек» то же, но строже, так, что заболел Кузьма. И после мучительных раздумий дал слово - волю святого выполнить.
Тут же начался сбор пожертвований на ополчение. Минин сам отдал все, что мог, - вплоть до драгоценностей жены и серебряных окладов с икон, как повествует предание. По другому источнику, Кузьма внес в общую казну 100 из имевшихся у него 300 рублей. Люди несли деньги, драгоценности, одежду, оружие. Бедняки отдавали последние гроши, срывали с груди кресты. Известен из летописей рассказ о богатой вдове, которая из имеющихся у неё 12 тысяч рублей 10 отдала на ополчение. Все, кто мог, приносили деньги, драгоценности, меха, приводили коней.
Потом по предложению Минина был установлен обязательный сбор – пятая деньга «от всех пожитков и промыслов».
К неплательщикам применялись весьма жесткие меры. Не желавшие вносить положенную долю, лишались всех гражданских прав и переходили в разряд холопов, а все их добро полностью подлежало конфискации в пользу ополчения. Таковы суровые законы военного времени, и Кузьма Минин не вправе был проявлять слабость.
Со временем сбор денег стал проводиться не только в Нижнем Новгороде, но и в уезде, а затем и в других местах по мере их вовлечения в сферу действий Второго ополчения. Казначеем и распорядителем всех средств стал он сам, « выборный человек от всей земли».
Нужно было найти также военного руководителя будущей народной рати. Выбор пал на героя мартовских боёв в Москве князя Д.Пожарского, ещё не излечившегося от полученных ран.
Начался набор ратных людей в ополчение. Одними из первых в ополчение пришли служилые люди из западных районов страны, занятых неприятелем
Вскоре в Нижний Новгород потянулись дворяне и служилые люди - сначала из захваченной поляками Смоленщины (смольяне, дорогобужане, вязмичи), а затем и из других русских городов (коломничи, резанцы), в том числе многие люди и казаки и стрельцы, кои сидели на Москве при царе Василии. Люди записывались в отряды народного ополчения (отряды добровольцев). Оплата ратным людям, закупки вооружения, продовольствия, одежды и прочих припасов требовали значительных средств. Человек волевой и энергичный, он сумел собрать на цели ополчения весьма значительные средства.
Помимо чисто военных забот, немало времени у Минина и Пожарского занимали дела государственного управления: сбор информации о положении на местах и платежеспособности населения, назначение воевод, рассмотрение жалоб и челобитий. И в Ярославле, и чуть позже в Москве у них нередко возникали проблемы, связанные с местническими спорами. Аристократия и служилое провинциальное дворянство были недовольны тем, что столь важное дело возглавляют какой-то торговец и выходец из обедневшего княжеского рода. Князь Дмитрий Трубецкой не желал даже видеть имени Минина на грамоте, которой ему жаловалась Волжская земля. Дмитрию Пожарскому приходилось довольствоваться десятым, а Минину - пятнадцатым местом (в силу низкого социального положения новгородского торговца) в перечне лиц, подписывавших обращения и прочие документы Совета всея земли. Однако, идя на подобные формальные уступки, они продолжали держать в своих руках фактическое управление всеми делами.
По словам летописи, К. Минин «жаждущие сердца ратных утолял и наготу их прикрывал и во всём их покоил, и сими делами собрал немалое воинство». К нижегородцам скоро примкнули и другие города, поднятые известной окружной грамотой, в составлении которой, несомненно, участвовал Минин. Во многие города отправились из Нижнего Новгорода гонцы с грамотами, призывавшими помогать «очищению Московского государства». Из разных мест спешили в Нижний дружины и отдельные добровольцы – служилые и посадские люди, крестьяне, стрельцы, казаки. Здесь их формировали в отряды и обучали. Вместе с русскими в ополчение шли представители народов Поволжья и даже далёкой Сибири. Движение, начатое в Нижнем Новгороде, вскоре охватило всю страну.
Благодаря старанию и заботам Минина войско было хорошо обмундировано, обеспечено в достатке провиантом оружием и боеприпасами.
Численность народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского к лету 1612 г. возросла до 10 тысяч человек.
Минин был расчётлив, как и подобает торговому человеку. Умел считать деньги, умел добывать их, не считаясь с регалиями знатных бояр, именитых купцов. Рачительность Минина превратила ополчение из патриотических мечтаний в реальную силу, губительную для неприятеля.
2.2 Второе ополчение.
Первоначально в ноябре - декабре 1611 года руководители ополчения намеревались идти на Москву кратчайшим путем через Суздаль, но, получив информацию об усилении польского гарнизона и признании стоявшими под Москвой казаками Лжедмитрия III (псковского Сидорки), Минин и Пожарский отложили выступление, продолжая собирать силы.
Зимой 1611 - 1612 годов под их началом оформилось своеобразное правительство - Совет всея земли, от имени которого рассылались грамоты с распоряжениями в другие города и уезды.
В марте 1612 года ополчение выступило из Нижнего Новгорода. Минин и Пожарский повели свою рать не прямо к Москве, а вверх по Волге – на Ярославль. В Ярославле ополчение задержалось на четыре месяца. За это время оно пополнилось новыми силами, очистило от вражеских шаек обширный и богатый край – Северное Поволжье. Тогда под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более десяти тысяч служилых поместных людей, около трёх тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество крестьян.
С чудотворной иконой Казанской Божией Матери Нижегородское ополчение двинулось в путь.

В Ярославль грамотами Минина и Пожарского были вызваны выборные из городов. Они создали временное общерусское правительство – «Совет всея земли». Были учреждены приказы, которые взяли в свои руки различные отрасли государственного управления. Во многие города были назначены новые воеводы, которые выполняли распоряжения «Совета всея земли», собирали налоги и пошлины. В освобождённых районах начала постепенно восстанавливаться нормальная жизнь.
Подойдя к Москве, ополчение расположилось лагерем отдельно от казаков Трубецкого и Заруцкого. Пожарский и Минин имели все основания быть неуверенными в казацкой устойчивости, но ради лучшего успеха будущих военных действий нужно было привлечь казаков на свою сторону. Для этой цели Минин неоднократно посещал казацкий лагерь. Сохранились любопытные сведения, как отнеслись в Москве бояре и поляки к появлению вместе с ополчением в качестве чуть не первого лица простого посадского «мясника». Трубецкой, знатный боярин, кичившийся постоянно древности рода, воскликнул: «Мужик нашу честь хочет взять на себя, а наша служба и радение ни во что будет!» Поляки в Кремле, получившие предложение сдаться, в своём заносчивом ответе писали: «Пусть хлоп пашет свою землю, поп знает церковь, а Куземки пусть занимаются торговлей – государству лучше тогда будет». Русские изменники, посылавшие из Кремля в Польшу донесения, иначе не называли Минина, как «Куземка». Такое пренебрежительное отношение к Минину показывает ярко, какое сильное впечатление произвело выступление на политическую арену талантливого выходца из народа.
24 августа 1612 года состоялось решительное сражение с поляками. Минин взял три сотни воинов и смело ударил конные и пешие сотни литовского гетмана Ходкевича. Воины Ходкевича, застигнутые врасплох, кинулись врассыпную, давя друг друга. Спустя некоторое время сдалась последняя группа поляков, сидевшая в Кремле.
26 октября 1612 года Москва и вся народная Русь праздновали полное освобождение от интервентов.
С осени 1612 года и до выборов нового царя в феврале 1613 года во главе народного ополчения и земского правительства стоял триумвират (Союз трех государственных деятелей для осуществления верховной власти) в составе Минина, Пожарского и Трубецкого. В одной из грамот той поры указывалось: «А ныне, по милости Божии, меж себя мы, Дмитрий Трубецкий и Дмитрий Пожарский, по челобитью и по приговору всех чинов людей, стали во единочестве и укрепились, что нам да выборному человеку Кузьме Минину Московского государства до ступать и Российскому государству во всем добра хотеть...» По-прежнему на плечах Минина лежали все финансово-хозяйственные заботы.
С избранием на земском соборе в феврале 1613 года царем Михаила Федоровича Романова деятельность правительства Трубецкого-Пожарского-Минина прекратилась. Героев освободительной борьбы стали быстро оттеснять от трона завистники и недоброжелатели. Правда, царь Михаил Федорович отметил их заслуги: в июле 1613 года Дмитрий Пожарский стал боярином, а Кузьма Минин - думным дворянином (третий по значению чин в Боярской Думе). Царь «велел ему всегда бытии в Москве при нём, государе, безотступно и заседать в палате, думати о всяких делах, о чём государь расскажет и что царству Московскому надлежать будет». Ему пожаловали оклад 200 рублей в год и двор в Нижегородском Кремле у Спасо-Преображенского собора. Но должность казначея и руководителя Казенного приказа досталась Н.В. Траханиотову. Теперь Кузьма постоянно проживал в Москве, выполняя различные правительственные поручения, а его сын Нефед и братья оставались в Нижнем Новгороде.
После 1613 года Минин продолжал заниматься сбором пятины - двадцатипроцентного налога с гостей Гостиной и Суконной сотен и с черных сотен и слобод.
Годом позже во время переговоров русской делегации с поляками на пограничье двух государств один из польских представителей, Ян Гридич, укорял русских послов: ...Да и теперь у вас... Кузьма Минин, мясник из Нижнего Новгорода, казначей и большой правитель, всеми вами владеет, и другие такие же многие по приказам у дел сидят.
20 января 1615 года царь Михаил Федорович пожаловали ему думного своего дворянина Кузьму Минича за его, Кузьмину, многую службу вотчиной в селе Богородском Нижегородского уезда с девятью деревнями, перешедшими затем по наследству к его жене и сыну. В мае того же года постаревший Кузьма обратился к царю с челобитной, прося освободить сына, братьев и своих крестьян от подсудности нижегородским властям. Его просьба была удовлетворена.
Глава 3. Конец жизни Кузьмы Минина
3.1 Смерть и загадка, связанная с останками героя.
Незадолго до смерти Кузьме Минину пришлось в 1615 году вместе с князем Ромодановским совершить поездку в Казань для проведения сыска по делу восставших черемисов (марийцев). После дознания он приказал подвергнуть пытке дворянина Саву Аристова, чьи злоупотребления и вызвали восстание. Следствие было проведено на совесть, выявлены причины недовольства и приняты меры по успокоению смутьянов. Бунт был подавлен. Возвращаясь из Казани, Кузьма Минин заболел и, немного не доехав до Нижнего Новгорода, скончался. Это произошло 21 мая 1616 года. Тело его погребли на погосте приходской Похвалинской церкви - храме-памятнике ополчению начала XVII в.
В 1672 году первый Нижегородский Митрополит Филарет повелел перенести его прах в Спаса-Преображенский собор Кремля в Нижнем Новгороде. В тридцатых годах XIX века изрядно обветшавший к тому времени храм был снесён, и в 1838 году в стороне от него построили новый. В его подземелье был перенесён прах Минина и ещё нескольких удельных князей. Через сто лет, проводя политику воинственного атеизма, большевики сравняли с землёй этот храм, и останки нижегородского ополченца попали в местный музей, а затем были перенесены в Михайло-Архангельский собор Нижнего Новгорода. Его и принято официально считать местом погребения Кузьмы Минина. Однако у исследователей есть на этот счёт некоторые сомнения. Существует предположение, что в Михайло-Архангельском соборе хранится прах совершенно иного человека, а останки прославленного героя до сих пор остаются в земле на том месте, где был разрушенный храм. Там теперь построено здание Нижегородской администрации и Городской думы, так что провести раскопки и подтвердить или опровергнуть сию гипотезу уже невозможно.
В 1962 году прах Минина был перенесён и захоронен в реставрированном Архангельском соборе, куда открыт доступ.

Гробница Минина.
До середины XIX века центральное место на гробнице занимала бронзовая доска со стихами:
Избавитель Москвы, отечества любитель...
Стихи завершались таким призывом:
«России похвала и вечна слава честь.
Се Минович Козьма здесь телом почивает, —
Всяк истинный кто Росс, да прах его лобзает!"
3.2 Семейство Мининых после смерти Кузьмы Минина.
5 июля 1616 года подьячий Поместного приказа Елизарко Михайлов переписал грамоту царя Михаила Федоровича, пожаловавшего думного нашего дворянина Кузьмину жену Минина, вдову Татьяну, с сыном Нефедьем, мужа ее вотчиною в Нижегородском уезде селом Богородицким с деревнями.
А 31 октября 1616 года царем была удовлетворена жалоба Нефеда Минина на притеснения нижегородских властей. В тексте грамоты упоминаются: «Пожаловали есмя думного нашего дворянина Кузьмину жену Минина, вдову Татьяну, с сыном с Нефедьем, мужа ее вотчиною в Нижегородском уезде селом Богородицким с деревнями, на тысячу на шестьсот на десять четьи, кузьмине жене Минина, вдове Татьяне, с сыном с Нефедьем и велели ей тою вотчиною владети по нашей жаловалной вотчинной грамоте, какова наша жаловалная вотчинная грамота на ту вотчину дана мужу ее Кузьме, и крестьянам ее слушать велели во всем. А прочет сю нашу грамоту и списав с нее противень слово в слово, оставили б есте у себя, а подлинную нашу грамоту, справа, отдали б есте Кузьмине жене Минина, вдове Татьяне, с сыном с Нефедьем, и они ее держат у себя для иных наших воевод и приказных людей».
Один из братьев покойного Кузьмы, Сергей Минин, принял грамоту 19 января 1617 года в Нижнем Новгороде, о чем свидетельствует запись на ее обороте. Нефед Минин вскоре переехал в Москву, где в чине стряпчего пребывал при царском дворе. Во время двух бракосочетаний царя Михаила Федоровича (в 1624 г - с М.В. Долгорукой, а в 1626 году - с Е.Л. Стрешневой) он участвовал в свадебных церемониях в качестве фонарщика, что являлось немалой честью. Не раз ему приходилось встречаться с соратником отца, князем Д.М. Пожарским. Стряпчий Нефед Кузьмин, сын Минин присутствовал на приемах иностранных послов, выполнял придворные поручения. В одном из документов 1625 года упоминается некая Матрена Белошейка, сосланная из Москвы в Ярославль за воровство по делу Нефедья Минина. Последний, будучи женатым, вероятно, вступил в связь с этой женщиной, отличавшейся легкостью поведения.
Умер он бездетным между 1 сентября 1632 года и апрелем 1633 года, до смерти владея отцовской выслуженной вотчиной в Нижегородском уезде и подмосковным поместьем, купленным в качестве вотчины. После его кончины село Богородицкое и двор в Нижнем Новгороде были отданы князьям Ивану Борисовичу и Якову Куденетовичу Черкасским. Нефеда Минина Анне и матери Татьяне выделили небольшое поместье, из-за которого им пришлось несколько лет вести тяжбу с другим претендентом - стольником Д.И. Плещеевым.
Оставшись без мужа и сына, Татьяна Семеновна Минина приняла монашеский постриг с именем Таисии и передала причту Спасского собора на пропитание для поминания своих родителей торговую лавку в Нижнем Новгороде в большом в шапошном ряду. Скончалась она около 1640 года. После Татьянины Кузьмины жены Минина.
Вдова же Нефеда Минина Анна вышла замуж за помещика Андрея Ивановича Зиновьева, и в последний раз ее имя упоминается в документе 1644 - 1645 годов о продаже подмосковной вотчины, доставшейся в наследство от первого мужа. На полученные деньги она, по-видимому, и заказала поминания рода Мефодия Козмина сына Минина в Успенском
Род Кузьмы Минина пресекся со смертью его сына Нефеда, но могли остаться потомки его братьев - Ивана и Федора, проживавших в Балахне, и Сергея, переехавших в Нижний Новгород. Существует предание о наличии у Кузьмы сестры Дарьи. Позднее, в XIX веке, находились люди, пытавшиеся установить через Дарью свое родство со знаменитым нижегородцем.
3.3 Скульптурные композиции и боевые реликвии Кузьмы Минина.
Подвиг гражданина Минина и князя Пожарского золотыми буквами вписан в историю России. Их имена всегда ассоциировались с истинным патриотизмом и самоотверженностью. Не случайно в сложные для страны периоды память о героическом ополчении поднимала россиян на новые подвиги.Подвиг К. Минина и Д. Пожарского всегда привлекал пристальное внимание писателей, музыкантов, художников, скульпторов.Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому-один из наиболее известных памятников Москвы. Находится на Красной площади, рядом с собором Василия Блаженного. Автор памятника Минину и Пожарскому Мартос Иван Петрович. 
Памятник Кузьмы Минина и Князя Пожарского стал первым скульптурным монументом, установленным в Москве. На пьедестале памятника надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия», а также установлены бронзовые рельефные плиты с изображениями событий, связанных с историей второго народного ополчения. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.
В 1828 памятник-обелиск Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому был поставлен в Нижегородском кремле напротив Архангельского собора и Успенской церкви по проекту архитектора А.И. Мельникова. С южной стороны второго пьедестала на бронзовой доске барельефное бюстовое изображение Минина. Он с открытой головой, в рубашке с косым воротом. Два гения держат над ним золоченый венок из дубовых листьев, а выше, на самом обелиске, на темной бронзовой доске - надпись золотыми буквами: «Гражданину Минину благодарное потомство 1826 г.». С противоположной стороны бюст Пожарского. Князь изображен в шлеме и латах, а выше надпись: «Князю Пожарскому благодарное потомство 1826 г.» Имена двух национальных героев России - посадского старосты Нижнего Новгорода Кузьмы Минина и воеводы князя Дмитрия Пожарского - навечно остались связанными воедино в памяти народа. Их боевые реликвии - сабли хранятся в Оружейной палате московского Кремля.
В 2005 году в Нижнем Новгороде была воздвигнута полная копия московского памятника Минину и Пожарскому. Памятник, переданный Нижнему Новгороду в дар правительством Москвы, располагается под стенами Кремля, около храма Рождества Иоанна Предтечи. С паперти этого храма нижегородец Кузьма Минин в 1611 году обращался к жителям Нижнего Новгорода со своим воззванием «Братья, спасем землю Русскую! Поднимемся все как один! Освободим Русь Святую от захватчиков злых.
Интересный факт что - Ивану Петровичу Мартосу при создании скульптур Минина и Пожарского позировали его собственные сыновья.
На протяжении столетий боевые реликвии руководителей Второго ополчения, в том числе сабли Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, ныне экспонирующиеся в Государственной Оружейной палате Московского Кремля, - бережно сохранялись. Сабля Минина отличается простотой, отсутствием богатого декора. У рукояти - резное клеймо с арабской надписью (Изделие Ахмеда, мастера из Каира). Голландец Элиас Геркман, посетивший Москву при царе Михаиле Федоровиче, писал: Если бы это случилось в какой-либо другой стране или в наших Нидерландах, то я убежден, что Кузьма Минин слышал бы, как поют эти стихи поэта Еврипида: Гражданин может стяжать высшую похвалу и честь тем, что, не щадя ни имущества, ни крови ради своего Отечества, был готов умереть за него.
В Нижнем Новгороде именем Минина названа главная площадь города.

3.4 Символизм памятника Минину и Пожарскому.
Памятник Минину и Пожарскому принадлежит к тем произведениям, которые при осмотре их с разных точек зрения постепенно раскрывают свой идейный смысл. Ещё издали четко вырисовывается силуэт памятника, и первое на что мы обращаем внимание,  это высоко поднятая рука Минина, его призывной жест. Когда мы подходим ближе, перед нами встает во весь рост мужественная фигура Минина, который призывает Пожарского подняться с ложа и возглавить ополчение. Устремленным вперед взволнованным взглядом и движением руки, берущей меч, Пожарский как бы откликается на призыв. Если обойти памятник с другой стороны, то можно видеть, что Пожарский опираясь рукой на щит, как бы приподнимается на встречу Минина. С задней стороны отчетливо видны скрещенные на мече руки Минина и Пожарского символизирующие крепкое единство обоих героев. Таким образом, превосходное композиционное решение всей группы делает её выразительной с любой точки зрения.
3.5 Отображение подвига К.Минина и Д.Пожарского в литературе
В XVIII веке Дмитрия  Пожарского и Кузьму Минина знали и почитали, но писали о них немного.  Екатерина II в 1764 году дала М. В. Ломоносову поручение «выбрать из российской истории знатные приключения для написания картин». Ломоносов, будучи большим знатоком, прошлого родной страны, назвал следующие темы, достойные художественного воплощения: «Победа Александра Невского над немцами ливонскими на Чудском озере», «Начало сражения с Мамаем», «Низвержение татарского ига», «Козма Минин», два эпизода, связанные с князем Д. М. Пожарским, и один — с патриархом Гермогеном, отвергающим предложения польских интервентов поддержать их после захвата Москвы.
В 1798 г. М.М. Херасков опубликовал драму "Освобожденная Москва". Среди главных ее героев Пожарский и Минин. Здесь речь идет о борьбе русского народа во главе с Мининым и Пожарским за освобождение страны от польско-шляхетской интервенции. Автор особо подчеркивает выдающуюся роль Кузьмы Минина в эти грозные дни испытаний:
В 1798 году драма была напечатана в Московской университетской типографии.  
В 1799 г. Н.С. Ильинский публикует "Описание жизни и бессмертного подвига славного мужа Нижегородского купца Козьмы Минина, выбранное из исторических преданий", и в том же году выходит из печати анонимное произведение (И. Виноградова) "Житие Франца Яковлевича Лефорта, российского генерала и Описание жизни нижегородского купца Козьмы Минина".
Еще в конце 18 века Г. Р. Державин начал работать над поэмой из эпохи Смутного времени. Его привлекли образы Д. Пожарского, К. Минина и других деятелей той эпохи. Пожарского, Державин считал «в числе наивеличайших героев». А в 1806 году Державин закончил трагедию «Пожарский, или Освобождение Москвы». Это произведение появилось всего за шесть лет до эпопеи 1812 года, когда историческая роль Москвы в судьбах Отечества вновь заняла первенствующее место.
     В 1856 году А. Н. Островский начинает работу над исторической пьесой о К.Минине. Тогда еще совсем мало знали об этом национальном герое, и великий драматург сам не один год собирал материал из разных источников. К 1861году А.Н. Островский завершил пьесу "Козьма Захарьич Минин-Сухорук" - "драматическую хронику в пяти действиях, с эпилогом, в стихах. Пьеса посвящена истории созыва нижегородского ополчения. С ней Островский открывает цикл своих исторических драм 60-х годов, включающих также «Дмитрия Самозванца и Василия Шуйского»  и «Тушино».  В письмах автор не скрывает, что он находился под впечатлением пушкинского "Бориса Годунова". Островского тогда интересовала тема "власть и народ". Он раздумывает о национальном характере и как народ, сам, без указаний высших, может организоваться для защиты Отечества. В Кузьме Минине драматург нашел героя, простого посадского, способного в тяжелую минуту поднять народ на подвиг. Пьеса встретила возражения цензуры. Переделывая ее,  А.Н.Островский удалил некоторые места из монологов Минина, где он говорит о страданиях народа и обличает предателей бояр, и ввел в пятое действие эпизоды сражения ополчения Минина и Пожарского с поляками под Москвой и сцену возвращения ратников в Нижний Новгород.
Впервые пьеса была опубликована в журнале «Современник», 1862
В октябре 1866 г. вторая редакция пьесы была разрешена к представлению. В декабре 1866 г. пьеса была поставлена в Александрийском театре в Петербурге и в январе 1867 г. - в Большом театре в Москве. В обеих постановках, пьеса не имела успеха. При жизни Островского (с 1875 по 1886 гг.) пьеса ставилась всего 4 раза. Зато с 1886 по 1917 гг. ее ставили 105 раз. В Советском Союзе пьесу ставили 2 раза. ( в 1940 и 1944 гг.)В середине 1930-х гг. И. Сталин решил вернуться к идее преемственности российской государственности и русского патриотизма. По  его указанию  стали переписывать учебники истории, наполняя их патриотическим содержанием. В свете новых идей Минин и Пожарский вновь стали героями, спасителями отечества. Начиная с конца 1930-х годов, научным и художественным работам о Минине и Пожарском был дан зеленый свет, однако десятилетиями результаты были скромными. Историкам трудно было сказать новое, после трудов Платонова и Любомирова. В 1954 г. была издана популярная биография "Дмитрий Пожарский" П.И. Березова, дополненная по желанию читателей и вышедшая в 1957 г. под названием "Минин и Пожарский". В 1974 г. выходит из печати научно-художественная монография "Минин и Пожарский: Хроника Смутного времени" Р.Г. Скрынникова. Автор, уже тогда считавшийся крупным специалистом по истории России конца XVI - начала XVII, рисует широкую картину событий Смутного времени, где раскрывает биографии Пожарского и Минина. В дальнейшем, Скрынников существенно дополнил книгу и переиздал в 1981 г.
Из советских художественных произведений о Минине и Пожарском самым значительным стал роман В.И. Шамшурина "Каленая соль". Роман повествует о событиях Смутного времени, подготовивших почву для создания нижегородского ополчения. Главными его героями являются Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. "Каленая соль" послужила началом трилогии о нижегородском ополчении, но следующие два романа трилогии - "Набат над Волгой"  и "Алтарь отечества", вышли из печати уже в постсоветской России.
   О Минине и Пожарском пишут и в исторических исследованиях. К их числу относятся книга В.В. Каргалова "Русские воеводы XVI-XVII вв.", где есть глава о Пожарском, и исследования В.Н. Козлякова «Смута в России: 18 век» о событиях Смутного времени, в том числе, об освобождении Москвы.
3.6 Кузьма  Минин и  Дмитрий Пожарский на картинах и в работах скульпторов.
      Подвиги К. Минина и Д.Пожарского  вдохновили художников на написание многих картин. Художники смогли передать на них чувства, настроения и переживания, которые испытывали русские люди. Чтобы картины обрели подлинность исторического документа, художникам нужно
было работать с архивными документами и летописями. В них содержалось такое обилие подробностей, что люди, жившие в отдаленную эпоху обретали осязаемую реальность. Это очень помогало в создании картин.  Важно было почувствовать атмосферу  давно минувших дней и событий того века. Это удалось в картинах: «Кузьма Минин» Гравюра начала 19 века(1),  М.И.Скотти «Минин и Пожарский» 1850года(2), Песков М.И. «Воззвание к нижегородцам гражданина Минина в 1611 году» 1861 года(3), П. Д. Бучкин  эскиз к картине "Воззвание Козьмы Минина"(4), А.Д. Кившенко  «Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году»(5). Но наиболее знаменитой стала картина К. Маковского «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям», которая  считается крупнейшим патриотическим полотном России.(6)
На картине изображается раннее сентябрьское утро 1611 года. По всему Нижнему загудели колокола. На их тревожный зов собрался нижегородский люд на самом оживленном месте города - Торговой площади Нижнего посада, что под стенами древнего кремля. Здесь, стоя на  трибуне-бочке, покрытой досками, выборный человек, староста Нижнего посада Кузьма Минин яростно взывает к разномастной толпе, находя отклик в сердцах горожан всех возрастов, сословий и состояний. Состояние патриотического возбуждения выражено неоднозначно. Благодаря фантазии художника, на полотне появилось огромное количеством характеров, лиц самого разнообразного выражения, передались оттенки настроений и переживаний собравшихся на площади людей.
           В 1891 году произошло событие, которое  потрясло К. Маковского: Репин впервые показал публике свое историческое полотно, над которым он работал тринадцать лет, - Запорожцы пишут письмо турецкому султану(7). Прежние исторические картины Репина, где выражена драма крупной исторической личности, были духовно далеки и чужды, характеру Маковского, замечавшему лишь праздничную, феерическую сторону жизни. В Запорожцах, историческом групповом портрете, он увидел так пленявшую его стихию жизнелюбия. В поисках аналогичного сюжета он обращается к украинскому историку Д. И. Яворницкому, помогавшему Репину в сборе материала для Запорожцев. Узнав о просьбе Маковского, Репин высказался, что для Маковского красочность в живописи это главное, он не сможет передать чувства людей: ни стонов страдальца, ни жгучих болей души, ни воплей отчаяния. В этот момент душевного смятения, нравственного кризиса, переоценки своего места в искусстве К. Маковский вновь возвращается к издавна волновавшей его теме - народному движению начала 18 века и его вождю К. Минину.
         Летом 1891 года Маковский приезжает в Нижний Новгород. Жизненные впечатления, полученные в старинном русском городе, окончательно утвердили в нем решение писать картину о Нижегородском ополчении и его вожде Кузьме Минине. Здесь, на месте событий, Маковский втягивается в атмосферу воспоминаний о делах давно минувших дней. Он начинает работать с архивными документами, которые сохранили для потомков много достоверного материала о начале 18 века. В них содержалось такое обилие подробностей, деталей, черт быта, особенностей речевого склада, что люди, жившие в отдаленную эпоху, их дела, помыслы обретали осязаемую реальность. Это не могло, конечно, не сказаться на документальной убедительности будущей картины.
           Память о прошлом города таилась не только в документах и преданьях старины глубокой, но и в немых свидетелях исторических событий: в стенах и башнях грозного и величественного кремля, в извилистых улочках и крутых съездах. Можно было ожидать, что переплетение могучих рек, луговое раздолье, бескрайние заволжские просторы нижегородской земли повлияют на разбуженное творческое воображение художника, и оно пробьет толщу веков. Так и произошло. Больше того, город преподнес Маковскому поистине бесценный подарок - вид Ивановского съезда, то есть наглядную, почти в готовом виде пространственную композицию картины. Художественная интуиция помогла Маковскому выбрать именно этот уголок Нижнего для изображения в картине. У историков тогда не было единого мнения о том, где происходило выступление Минина перед народом: на кремлевской площади перед Спасо-Преображенским собором, у Дмитриевской башни или на Нижнем посаде. Историки документально доказали, что нижегородцы собирались около съезжей избы, недалеко от церкви Николы на торгу. Маковский оказался прав, а его картина обрела подлинность исторического документа.
  Законченное произведение было показано зрителю в 1896 году на открывшейся в Нижнем Новгороде выставке. В настоящее время картина хранится в Художественном музее Нижнего Новгорода
       Образ Кузьмы Минина и князя Пожарского не обошли своим вниманием скульпторы нашей страны. Один  из самых известных памятников Москвы- памятник  Минину и Пожарскому, который находится на Красной площади, рядом с собором Василия Блаженного(8). Первоначально памятник Минину и Пожарскому находился в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые (ныне присвоенное гражданином Куснировичем здание бывшего ГУМа), но в 1931 году его посчитали помехой для демонстраций и парадов боевой техники и переместили к собору Василия Блаженного. Автор памятника- Мартос Иван Петрович. Это первый памятник  в Москве, поставленный не в честь государя, а в честь народных героев. В ноябре 1808 скульптор Иван Мартос победил в конкурсе на лучший проект памятника. Тогда был издан императорский указ о начале сбора средств. 1 января 1809 года была объявлена всенародная подписка, и по всей России разосланы гравюры с изображением утвержденного проекта, «дабы оный был известен всем Россиянам». Рисунок значительно отличается от первого проекта и по своей композиции почти совпадает с окончательным решением памятника. К 1811 собранная сумма оказалась достаточной для начала работы. К этому же времени было решено установить памятник в Москве, а в Нижнем Новгороде поставить обелиск. Мартос работал над памятником с 1804 по 1817 г. Это лучшее творение И. П. Мартоса, сумевшего воплотить в нем высокие идеалы гражданской доблести и патриотизма. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного понимания в трудный для Отечества час. Отлитый памятник отправился 21 мая 1817 года из Санкт-Петербурга, где он был изготовлен, в Москву водным путём со специальным визитом в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника.
         Безраздельно господствует в композиции фигура Кузьмы Минина. Навсегда запоминается его призывный жест. Рука, вскинутая вверх, не только призывает Пожарского, она как бы обращена ко всему народу, поднимает его на борьбу. Пожарский, ещё не оправившийся от ран, сидит на ложе. В одной руке Пожарский держит щит с изображением Спаса, а другая положена на меч, протянутый Мининым.  
Над барельефом надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818 г.».
Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны он неизмеримо возрос. Граждане России видели в этой скульптуре символ победы
Много разговоров велось о том, что подобный памятник должен находиться и в Нижнем Новгороде-родине второго ополчения(9). Его открытие состоялось в 2005 г. в рамках празднования в Нижнем Новгороде Дня народного единства. Памятник установлен на пьедестале у церкви Иоанна Предтечи.
По заключению историков и экспертов, именно с крыльца этой церкви Козьма Минин призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. На открытии присутствовал  Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Но памятник в Москве и в Нижнем Новгороде, несколько отличались. Копия оригинального памятника, была уменьшена на 5 сантиметров. Так же немного отличаются надписи на памятниках.
Памятник в Москве
         
Памятник в Нижнем Новгороде

Но самым древним в Нижнем Новгороде памятником Минину и Пожарскому считается обелиск(10), который  был поставлен в 1828 г. напротив Архангельского собора и Успенской церкви, на старой площади, между Главным стрелковым корпусом, присутственными местами. Монумент этот спроектировали архитекторы А.И. Мельников и И.П. Мартос.
Изготовил памятник Зураб Церетели- советский и российский живописец, скульптор, дизайнер, педагог, профессор
По проекту обелиск должен быть выше, чем он есть; но при перевозке его повредили, и он лишился некоторой своей части, следы его повреждений заметны на верху. Он представляет собой высокий остроконечный гранитный обелиск, поставленный на двойном гранитном пьедестале. Нижний пьедестал сложен из больших гранитных не полированных плит светлого цвета. Сам обелиск состоит из полированного гранита, несколько светлее второго пьедестала и темнее первого. С южной стороны второго пьедестала сделано на бронзовой доске барельефное бюстовое изображение Минина(11); знаменитый нижегородец представлен с открытой головой, в рубашке с косым воротом; два гения держат над ним золоченый венок из дубовых листьев, а выше, на самом обелиске, на темной бронзовой же доске - надпись золотыми литерами: «Гражданину Минину благодарное потомство 1826 г».  С противоположной стороны такой же бюст Пожарского(12); князь изображен в шлеме и латах, а выше надпись: «Князю Пожарскому благодарное потомство 1826 г».
3.6 Минин на киноэкране
Знаменитый фильм Всеволода Пудовкина «Минин и Пожарский» вышел незадолго до войны, в 1939 году. Замечательная вышла картина, настоящий народный эпос по сценарию Виктора Шкловского. Артист Александр Ханов просто блистал. Он угадал главную черту, нерв Минина – его ораторское мастерство. Получился народный трибун.
Кинематографическая слава воскрешает память о героях далекого прошлого. Фильм и в наше время нет-нет, да и повторят по телевидению. К сожалению, при реставрации в 1960-е годы его сильно сократили. Но главное – у нас есть кинообраз Минина. А значит, легенда продолжается.
Заключение.
На протяжении столетий русский народ вел кровопролитную борьбу за право на самостоятельное историческое развитие. Смута была одним из самых трагических периодов в этой вековой борьбе. Крушение и распад государства стали свершившимся фактом. Правители оказались заодно с врагами, разорившими русскую землю огнем и мечом. Бедствия страны были неописуемы. Но они не сломили дух народа. Борьбу с иностранными завоевателями возглавили Минин и Пожарский. В невероятно трудных условиях народ-исполин выстоял. Победа была куплена дорогой ценой. Но лишь она обеспечила возрождение русской государственности.
Кузьма Минин - это человек, которому было суждено поменять ход мировой истории. В те смутные времена создалась ситуация, когда Россия могла перестать существовать, распасться, превратиться в польскую провинцию. И тогда наш национальный герой совершил настоящий подвиг подвижничества. «Этот человек лучше, чем вся московская элита, понял, что страну надо спасать. И спас ее. Враг был сильнее, но дух народный и вера православная помогли нам выстоять», - сказал Вячеслав Никонов.
Кузьма Минин навсегда останется в народной памяти как пример искреннего служения Отечеству и беззаветной любви к родной земле.
Время не заглушило славу освободительной войны 1612 года. Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, воздвигнутый на Красной площади в Москве, красноречиво выразил отношение потомков к памяти двух великих патриотов. Изваянный Мартосом и построенный на собранные народом деньги, бронзовый монумент увековечил память тысяч безвестных героев, погибших в борьбе с врагами в начале XVII века. Память эта священна. Она стала частью русского национального сознания. Смутное время было тяжелым потрясением жизни Московского государства. Первым, непосредственным и наиболее тяжелым его следствием было страшное разорение и запустение страны. В социальном составе общества Смута произвела дальнейшее ослабление силы и влияния старого родовитого боярства, которое в бурях Смутного времени частью погибло или было разорено, а частью морально деградировало и дискредитировало себя своими интригами и своим союзом с врагами государства.
В отношении политическом смутное время - когда Земля, собравшись с силами, сама восстановила разрушенное государство, - показало воочию, что государство Московское не было созданием и вотчиною своего хозяина - государя, но было общим делом и общим созданием всех городов и всяких чинов людей всего великого Российского Царствия.
Минуло Смутное время. Но не порвалась живая связь времен. И каждый раз, когда Отчизне угрожала смертельная опасность, новые тысячи борцов вспоминали имена Минина и Пожарского. Так было во время наполеоновского нашествия. Так было в пору суровых испытаний Великой Отечественной войны. Имена великих предков вдохновляли советских людей на ратные подвиги.
400 лет назад умер (а возможно, погиб) Кузьма Минин - Это имя в России известно каждому и даже беглый взгляд на его деятельность показывает, что в Минине наша страна обрела истинного гражданина-инициативного, бесстрашного, не отделяющего личной судьбы от судьбы народа и государства. Главной мотивацией гражданского подвига Минина была православная вера. В смутное время Православие оказалось в опасности – и наш герой все силы положил на преодоление смуты.
4 ноября мы отмечаем День народного единства. А имена Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского издавна являются символами беззаветного героического патриотизма, готовности идти на жертвы во имя России. Их имена навеки останутся в сердцах людей.
Сегодня наше государство переживает непростой период. Много проблем предстоит решить. Решение их возможно только тогда, когда государство и общество – единый организм, сплав патриотов-единомышленников. Ведь настоящий патриот не тот, кто видит только заслуги Родины и государства, но и ошибки ее. Но не для того, чтобы лишний раз напомнить об этом, а для того, чтобы исправлять и не допускать их. Патриотизм проявляется в действии. И сегодня патриоты истинные, деятельные как никогда нужны. Чем больше будет таких людей, тем надежнее и увереннее наша страна будет продвигаться вперед. Мы гордимся тем, что живём на Нижегородской земле, которая стала родиной второго ополчения, его сердцем. Наша земля дала стране такого истинного патриота, человека, беззаветно любящего свою страну, как Кузьма Минин.
Подвиг Кузьмы Минина- нижегородца навеки останется в исторической памяти как образец патриотизма, воинской доблести и гражданской ответственности за судьбы России.
Литература и источники.
1.Город Горький. Путеводитель. – Волго-Вятское кн. изд-во, 1964 г.
2.Дегтярев А.Я. Трудный век Российского царства: научно-популярное издание. Л.: Дет. лит., 2008.
3.Забелин И.Е. Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время Русская симфония, 2005г., с 145-168
4. История нижегородского края в словаре Брокгауза и Ефрона. – Н.Новгород, 2003 г.
5. Карпенко В.Ф. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. – Н.Новгород: Университетская книга, 2004.
6.Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников / Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. [Электронный ресурс]. URL: http://www.r-komitet.ru/school/program/action2009/razdel/cdn
7.Костомаров Н.Н. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1990. Кн.1. С.715-726
8.Кузьма Минин – биография [Электронный ресурс]. URL: http://to-name.ru/biography/kuzma-minin.htm
9.Нижегородский край в документах, цифрах, рассказах, мнениях /хрестоматия/ Москва, 1992 г.
10.Сидорова И.В. Наш город: Рассказы из истории города Горького. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1982 г.
11.Смирнов Д.Н. Очерки жизни и быта нижегородцев XVII –XVIII веков. – Волго-Вятское кн. изд-во, 1971 г.
-565785515302500Кузьма Минин обращается к посадским людям с призывом к всенародному восстанию против польских феодалов -518160-28638500.
-55689541846500Схема .

(1) Кузьма Минин» Гравюра начала 19 века.
(2) М.И.Скотти «Минин и Пожарский» 1850года
(3) Песков М.И. «Воззвание к нижегородцам гражданина Минина в 1611 году» 1861 года
(4) П. Д. Бучкин  эскиз к картине "Воззвание Козьмы Минина"
(5) А.Д. Кившенко  «Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году»(6) К.Е. Маковский "Воззвание Минина на площади Нижнего Новгорода" .
(7) И.Е. Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
(8) Памятник Минину и Пожарскому в Москве.
(9) Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде.

(10) Обелиск в честь Минина и Пожарского.
(11)
(12)
Социологический опрос.
День народного единства. История и причины становления праздника
В России на протяжении долгих лет люди отмечают множество дат. Некоторые из них празднуются лишь в кругу семьи, а некоторые имеют всероссийский масштаб. Все мы знаем эти «красные даты календаря», но знаем ли мы ещё хоть что-то об этих днях помимо того, что не идём на учёбу/работу? Мы задались именно этим вопросом. Потому что важно знать не то, что ты сможешь посидеть дома, а то, с чем связано празднование, кто именно был сопричастен к историческому событию. Не зря этих «красных дат» всего чуть меньше десятка на весь год, ведь именно их выбрали наиболее важными для всего российского народа. Поэтому первой задачей, которую мы перед собой поставили, было проведение социологического опроса о праздничных днях и анализ его результатов.
Анализ результатов социологического опроса
Задавшись вопросом, что и о каких праздниках знают люди, мы провели социальный опрос. Для того, чтобы результаты были наиболее полными мы опросили людей разных возрастных групп. В сумме было опрошено около сотни человек. Для наглядности мы свели все ответы в диаграммы и проанализировали их. Нас поразило, что примерно 23 % и вовсе не помнили, что за праздник проходит 4 ноября в России.

Также опрос включал в себя три вопроса о нужности праздника, и его исторических событиях.
1.С чем связан праздник, День народного единства?

2.Нужен ли России такой праздник?
.
Что для Вас значит День народного единства?

Все они — наши сверстники: ученики 7-9 и 10-11 классов, а также учителя и родители. Видимо, в школах не особо уделяют внимание этой значимой дате, а для многих взрослых этот праздник слишком «молодой», ведь официальным он стал совсем недавно. Также из проведенного опроса мы осознали, что совсем никто не отмечает День народного единства, ведь нет никакой официальной городской и всероссийской пропаганды исторического события, от того и нет понимания, что же праздновать. Таким образом проанализировав множество вопросов в различных направлениях, касающихся как истории, так и современной жизни этого праздника, мы очень четко выявили, что полного представления о происходящем в том далеком 1612 году у современных людей все равно нет. Но, тем не менее, один из вопросов показал, что из всех «красных дат» люди наиболее заинтересованы в получении информации именно о дне народного единства. Поэтому мы поставили перед собой цель:
- Осветить то, благодаря чему нам, несомненно, важен День народного единства.
Также, помимо изучения исторической части события, мы решили рассмотреть причины становления самого праздника. Таким образом, реструктурировав план наших последующих действий, мы получили следующий ряд задач:
‒ Изучить историю событий, связанных с событием 4 ноября, а именно:
‒ Вкратце изучить историю смутного времени;
‒ Изучить конкретные события, причастные к празднованию;
‒ Рассмотреть причины становления дня народного единства.
2.1. Смутное время в России
Долгое время в России царила «Смута», также этот период историки иногда называют «Лихолетьем». Это были тяжелейшие года в истории России. Смутное время — это период стихийных бедствий, различных войн и кризисов. В эти года разворачивалась борьба за власть между различными боярскими группировками, между боярством и дворянством. Также на это время пришлись гражданская война и иностранная интервенция. Таким образом, можно выделить следующий ряд факторов, связанных с возникновением Смуты:
— кризис власти и борьба за неё;
— хозяйственный кризис;
— финансово-налоговый гнёт;
— социально-духовный кризис.
Классическая периодизация Смутного времени подразумевает в себе наличие трех периодов. Рассмотрим их вкратце с установлением причин.
1.Первый период (1598–1905) связан с такими событиями, как:
— голод с 1601 по 1603 г.
— восстание крестьян в 1603 г.
— появление Лжедмитрия I и его восхождение на престол — 1604–1605 гг.
2.Второй период (1606–1610) включает в себя:
— провозглашение царем Василия Шуйского — 1606–1610 гг.
— восстание И. Болотникова — 1606–1607 гг.
— начало похождения Лжедмитрия II
— вступление в Москву польских войск — 1610 г.
3.А во время третьего и заключительного периода (1611–1613) произошли:
— формирование первого земского ополчения против польских интервентов во главе с П. Ляпуновым в 1610 г.
— и формирование в Нижнем Новгороде второго земского ополчения, которое мы и рассмотрим подробнее, ведь именно его принято считать окончанием Смуты и причиной современного праздника — Дня народного единства.
2.2. Второе народное ополчение
Неудачи первого ополчения совсем не ослабили народный подъем, а наоборот только усилили его. Поэтому инициатива организации второго народного ополчения исходила от самого народа Нижнего Новгорода. Теперь туда входили люди, уже имевшие опыт в борьбе с интервентами. Конечно же, стоит отметить, что главными участниками, как верно ответило 20 % опрошенных, были Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, не случайно же им поставлен памятник в Москве. Кузьма Минин, земский староста, стал одним из главных организаторов. Именно он своими пламенными призывами побуждал людей к освободительной борьбе против польских интервентов в 1611 году. Сначала горячо откликнулись посадские люди, а после того его поддержали и городской совет Нижнего Новгорода, и воеводы, и духовенство, и служилые люди. Таким образом, в ополчение собрались народные массы из центральных и северных районов России. Однако встал вопрос о выборе военачальника будущего ополчения. Тогда нижегородцы постановили просить князя Пожарского возглавить ополчение, и не прогадали, ведь одной из весомых причин победы можно считать отличную организованность, существовавшую в рядах ратников именно благодаря Дмитрию Пожарскому.
Решающее сражение земского войска, происходившее в несколько этапов в течение 22–24 августа 1612 года, предопределило дальнейшее освобождение Москвы. Потому что в результате этого сражения был разбит гетман Ходкевич, шедший на подмогу польскому гарнизону, удерживающему Китай-город и Кремль. Таким образом, внешняя угроза Москве была ликвидирована. Само же освобождение Москвы произошло 22 октября 1612 года (что в переводе на новый стиль и будет 4 ноября).
В феврале 1613 года совершилось избрание на царство Михаила Романова. Время, породившее междоусобицы, анархию, самозванцев, открывшее дорогу иноземцем, нанесшее ущерб национальной безопасности, разрушившее финансово-налоговую систему, затормозившее развитие страны наконец-то закончилось.
3. Установление Дня народного единства
День народного единства связан с таким событием как Московская битва земского ополчения с польскими интервентами в 1612 году. Это сражение не просто помогло избавить Москву от захватчиков, а послужило как бы концом Смутного времени, принесшего немало плохого для страны и народа. Именно в этом заключается значимость этой даты. Однако одной из главных причин установления праздника является отмена празднования 7 ноября. Вместо даты связанной с годовщиной Октябрьской революции 1917 года, в 2004 году было предложено сделать праздничным днём дату, связанную с изгнанием поляков из Кремля 22–24 октября (4 ноября) 1612 года. Эту дату решили назвать «Днем народного единства», ведь как выразился Патриарх Алексий 29 сентября 2004 года, поддержав тем самым данную инициативу: «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».
Также стоит отметить, что установление праздника именно 4 ноября давало возможность воскресить государственный праздник, учрежденный в 1649 году указом царя Алексея Михайловича. Церковный праздник, праздник Казанской иконы Божией Матери, приобрел статус государственного благодаря этому указу. И неслучайно именно эта икона тоже связана с датой 4 ноября. Именно с Казанской иконой Божией Матери князь Пожарский вступил в Китай-город и, согласно более позднему свидетельству, поклялся построить храм в память этой победы. Уточним, что дню 22 октября по юлианскому календарю соответствует в григорианском календаре 4 ноября. Однако находились и те, кто считал, что праздник 4 ноября не имеет никакой связи с событиями 1612 года, высказывались мнения о неверном способе датирования старых праздников в новом стиле. Но, как видно из вышесказанного, 4 ноября как нельзя лучше подходило на роль даты государственного праздника. Не говоря уже об огромной значимости события, послужившего концом Смутного времени или «Лихолетья». Таким образом, в 2004 году Государственная Дума приняла законопроект о введении нового праздника и, начиная со следующего года, мы, граждане Российской Федерации, отмечаем День народного единства.
Однако, как предрекали некоторые, праздник не является слишком популярным на сегодняшний 2016 год, в чем можно убедиться из нашего социологического опроса — 97 % опрошенных никак не отмечают этот праздник. Скорее всего, это связано с тем, что граждане не совсем понимают, что они должны отмечать, то есть в большинстве своем не имеют представления об этой дате и событиях с нею связанных (что тоже видно из нашего опроса). Обращая внимания на рекламу данного праздника по типу «4 ноября — День народного единства», мы заметили, что власти не доносят основную информацию об этом дне. Также 4 ноября не сопровождается какими-то масштабными городскими мероприятиями, которые бы несли в себе историческую ценность и передавали всю значимость Дня народного единства для России. Но, несмотря на это, если задуматься, то ведь даже название праздника несет в себе ту самую суть, которая помогла противостоять иностранной интервенции и защитить Россию от окончательного распада. Народное единение ради своей родины, то есть патриотизм, как писал К. Валишевский в «Смутном времени»: «Патриотизм, связанный со всем, что возбуждает интерес или очарование, прелесть или гордость существование сообществом, есть чувство весьма сложное и могущее принять самые разнообразные формы». Именно чувство патриотизма и единение народов от Ярославля до Нижнего Новгорода, от Перми до Казани смогли дать отпор, постоять за Русь: «Если вы не соединитесь со всей страной, вы будете плакать и рыдать неутешным и непрестанным рыданием. Христианская вера упразднится, святые церкви со всею лепотою своею будут разрушены, и жестокой смертью погибнет весь народ наш христианский»... Несомненно, как видно из приведенного призыва вера оставалась незыблемой ценностью, которую русский человек должен был хранить. Она на протяжение всей истории нашей страны, давала людям надежду, не давала пасть духом, утешала в такие темные времена, как Смута. Ополчения соединяли людей разных социальных групп и уровней, но с одной ясной целью — не дать врагу покорить себя, свою Родину и уничтожить православную веру.
Заключение.
Подводя итоги, хочется сказать, что День народного единства — действительно очень важный праздник для России. Ведь события 1612 года, освобождение столицы от иноземных захватчиков, от поляков, были весьма значимы для всей страны. Сам факт народного ополчения заявляет об этом. Ведь все народы разных национальностей объединились ради своей Родины, ради России. К тому же Московская битва с польскими интервентами стала переломным моментом для истории России, она послужила своего рода окончанием Смуты, самых тяжелых годов для нашей страны. Мы считаем, что каждый современный человек должен знать и уважать историю своей Родины, тем более, когда событие вынесено «красной датой календаря». Именно поэтому в самом начале работы мы поставили перед собой цель: осветить события далекого 1612 года, связанные с празднованием Дня народного единства. И сейчас, на этапе завершения, мы прочитали нашу работу своим одноклассникам, организовали волонтерскую группу, которая в каждом из старших классов провела беседы по теме Дня народного единства. Мы надеемся, что в будущем люди будут более инициативными в праздновании 4 ноября, и правительство тоже организует официальные городские мероприятия для жителей городов нашей огромной России.
Литература:
1.Буганов В. И. Россия в XVII столетии. М., 1989.
2.Валишевский К. Смутное время. М., 1993.
3.Жоголь А. А., Шестакова А. П. День народного единства. История и причины становления праздника // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 200-202.4.История России. В 2-х тт. т1 / под ред. М. М. Шумилова, С. П. Рябкина. СПб., 2000.
5.Кобрин В. Б. Смута // Родина. 1991. № 3.
6.Морозова Л. Е. Смутное время в России. М., 1990.
7.Парадоксы Смутного времени // Дорогами тысячелетий: Сб. историч. очерков. Кн. 1. М., 1987.