Сценарий фольклорного представления Пока гром не грянет…

Театрально-музыкально-фольклорное представление.

Тема: «Пока гром не грянет – мужик не перекрестится».

Цель: продолжить знакомить с традициями русского фольклора.
Задачи:
- развить творческую активность детей и приобщить к лучшим традициям русского фольклора;
- расширить творческие контакты между вокальным кружком и фольклорным кружком;
- содействовать воспитанию уважения к русскому народному творчеству.
Оборудование:
Музыкальное оформление, русские народные костюмы, оформление сцены (деревья, лошадь, магазин).
Ход занятия:
- Дорогие гости. Давайте поговорим о том, как мы ведём себя в общественных местах, как общаемся друг с другом. Русский язык богат и велик. Но, как мало мы используем в речи всю красоту и уникальность нашего языка. И как мало мы вслушиваемся в нашу речь и речь своих собеседников. Но наш разговор не прост, так как общаться мы будем с помощью устного народного поэтического творчества, которое составляет так называемую группу малых фольклорных жанров: песни, сказки, частушки, поговорки, пословицы, игры. Вашему вниманию представляем совместную работу вокального и фольклорного кружков под названием «Пока гром не грянет - мужик не перекрестится», которая поможет ярче увидеть и почувствовать своеобразность русской речи. На примере фольклорного героя Шиша мы покажем, к чему может привести недостойное поведение в обществе.
Слетелись птицы с моря,
Садились у нас на заборе.
Пели птицы,
Сказывали птицы
Песни да сказки,
Были да небылицы. 1
Одну я переняла
Да вам привезла
Как-то Шиш по своим делам в город пошёл. Дело было летом, жарко. (Русская народная песня «В чистом поле тропина.»)






Вдруг видит впереди едет дядька на лошади. Шиш устал, ему хочется на лошадке подъехать. Он и кричит:
___ Здравствуйте, Какой-то Какойтович!
Дядька не расслышал, как его назвали, только понял, что по имени и отчеству.
___ Здравствуйте, молодой человек!
___ Как супруга ваша поживает, как деточки?
___ Благодарим вас, хорошо живут. А если вы знакомый, так присаживайтесь на телегу, подвезу вас.
Шишу то и надо, сел рядом с дядькой. А Шиш, молча сидеть, не может. Он только тогда молчит, когда спит. ___ Дяденька, давайте играть в рифмы.
___ Это что такое – рифмы?
___ А давайте так говорить, чтоб складно было.
___ Давай.
___ Вот, дяденька, как твоего папашу звали?
___ Моего папашу звали Кузьма.
___ Я твоего Кузьму 2
За бороду возьму!
___ Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?
___ Это, дяденька, для рифмы. Ты скажи, как твоего дедушку звали.
___ Моего дедушку звали Иван.
___ (Частушка. Исполняет вокальная группа.)
Твой дедушка Иван
Посадил кошку в карман.
Кошка плачет и рыдает,
Твово дедушку ругает.
___ Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? Ты зачем такие пустяки прибираешь?
___ Это, дяденька для рифмы.
___ Я вот тебе скажу рифму: тебя как зовут?
___ Меня зовут Федя.
___ (Русская народная песня)
Если ты Федя,
То поймай в лесу медведя.
На медведе поезжай,
А с моей лошади слезай.
___ Дяденька, я пошутил. Меня зовут не Федя, а Степан.
___ (Р.Н.П. «Я на горку шла») Если ты Степан,
То садись на ероплан.
На ероплане и летай,
А с моей лошади слезай!
___ Дяденька, это я пошутил. Меня зовут не Степан, а Силантий.
___ Если ты Силантий,
То с моей лошади слезантий!
___ Что ты, дяденька, такого и слова нет – «слезантий». 3
___ Хотя и нет, всё равно слезай!
Шишу и пришлось слезать с телеги. Так ему и надо. Если тебя добрый человек везёт на лошадке, то сиди, молча, а не придумывай всяких пустяков.
(Русская народная песня: «Как у наших у ворот».)
- Давайте на время оставим нашего героя и поиграем в русские народные игры: «Ты нам, Маша, расскажи», «Платок».






- Как вы думаете, добрался ли Шиш до города, и научила ли его произошедшая с ним история чему-нибудь? Давайте посмотрим сказку дальше.
Жарко Шишу. Солнце печёт. ( Русская народная песня «Ой, при лужке») До города далеко. Пешком идти не хочется. Вдруг видит, едет на телеге дед. «Ну, - думает Шиш, - теперь умней буду».
___ Здравствуйте, дедушка.
___ Здорово, коль не шутишь.
___ Если вам не трудно, возьмите мою рубашку к себе на лошадь и отвезите в город.
___ А почему ты сам не отнесёшь?
___ Я пеший.
___ А кому отдать её в городе?
___ Мне самому.
___ А где я тебя найду?
___ Так я же буду в рубашке!
Посмеялся дед и говорит:
___ Ладно, садись, но не бесплатно. Если хороший совет дашь, до города довезу.
Шишу того и надо. Уселся на телегу и говорит: 4
___ Говорят, сегодня в городе соль дёшево продают: по три копейки за пуд. Надо купить.
Дед жадный был. Как услышал новость, тут же припустил, что было сил, и за полчаса довёз Шиша до города.
Ходит Шиш по городу, в разные магазины заглядывает, а купить ничего не может, нет у него денег. Устал, присел на лавочку отдохнуть и увидел кошелёк с деньгами. Обрадовался, что теперь всего накупит. А мимо мужик шёл. Приметил он: какое счастье на парня свалилось, и решил деньги себе забрать.
___ Отдай мой кошелёк с деньгами!
___ Что ты, с ума сошёл? Какие деньги ты от меня требуешь?
___ А те, которые ты нашёл сейчас.
Шишу жалко деньги, а мужику страсть, как хочется себе деньги взять.
___ Ну, вот что, пошли к городовому. Пусть рассудит.
___ Я к городовому идти не боюсь, но пешком к нему не пойду. Дай мне своего коня.
Мужику так захотелось деньги у Шиша отобрать, что отдал своего коня ему. Шиш сел на коня и был таков. Быстро на коне доехал он до магазина одежды, заходит и говорит:
___ Дайте мне штаны примерить.
Хозяйка дала штаны. Примерил Шиш штаны, покрутился у зеркала, да и говорит: ___ Нет, не надо мне штанов. Дайте мне за ту же цену рубашку.
Хозяйка дала ему рубашку. Шиш надел её и пошёл к дверям.
___ Минуточку, господин хороший, надо сперва деньги заплатить!
___ Какие деньги? Я же оставил взамен штаны.
___ Но ведь ты не дал денег и за них.
___ Странная женщина! Разве я взял штаны, чтобы платить за них деньги? 5
Видит хозяйка, что её обманывают, схватила Шиша за шиворот и повела в участок к городовому. А там дед с мужиком сидят. На Шиша жалуются. Понял Шиш, что теперь ему не отвертеться. За всё получит. Не всё коту масленица. (Частушки про Шиша.)
- Вот и вся история про приключения Шиша. Скажите, ребята, знаете ли вы пословицы и поговорки, которые подошли бы к нашей сказке? Назовите.
-Хорошо ли поступал Шиш? Что он делал, когда хотел доехать до города? Шиш не просто просил довезти его, парень откровенно насмехался над взрослым человеком. А как он повёл себя, когда нашёл деньги? Он присвоил их. А в магазине хотел просто забрать вещь, не заплатив денег. Скажите, дети, Шиш жил по закону? Можно ли его назвать законопослушным гражданином? Какие правила нарушил Шиш?
- надо быть законопослушным;
- надо быть вежливым, не грубить;
- надо быть правдивым, не обманывать старших и друг друга;
- надо относиться к человеку так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
На этом мы наше представление заканчиваем. Большое спасибо всем. Будьте внимательны друг к другу. Берегите своё здоровье. Лучше понимайте друг друга. Мы желаем вам всего самого доброго. До свидания.











6